Дело №
УИД: 91RS0№-81
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
07 февраля 2023 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Хулаповой Г.А.
при секретаре – ФИО5
с участием помощника прокурора – ФИО6
представителя истца – ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> Республики Крым ФИО7 в защиту прав и законных интересов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в лице администрации <адрес> Республики Крым к ФИО4, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Симферопольский городской совет Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес>, ФИО2, ФИО3, об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, исключении записи о регистрации права собственности на земельный участок из Единого государственного реестра прав собственности, обязании совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> Республики Крым ФИО7 в защиту прав и законных интересов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в лице администрации <адрес> Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к ФИО4, в котором просит истребовать из чужого незаконного владения ответчика в пользу муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Симферополь, <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671. Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671; обязать ФИО4 привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671, в первоначальное состояние путем сноса объекта незавершенного строительства.
В обоснование исковых требований указано на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка законности предоставления в частную собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671, площадью 812 кв.м. Так, Госкомрегистр ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 зарегистрировал право собственности на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу. Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок послужил Государственный акт на право частной собственности на землю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033. Согласно сведениям государственного акта, указанный документ выдан ФИО4 на основании решения исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решения 15-ой сессии XXIII созыва горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, обозначенный государственный акт, а также распорядительные акты Исполнительного комитета Симферопольского городского совета, Симферопольского городского совета в части предоставления земельного участка по <адрес> в <адрес> ФИО4 в установленном порядке на территории Республики Крым не принимались, в связи с чем, регистрация права собственности за последней на земельный участок муниципальной собственности произведена незаконно. Согласно информации Госкомрегистра, государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033, в отношении земельного участка по <адрес> в <адрес>, выданный на имя ФИО4, в архиве документов, принадлежащих ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной <адрес> и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной <адрес>, переданных Госкомрегистру, отсутствует. Изучением оригиналов решения исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решения 15-ой сессии XXIII созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, выявлено, что последнее не содержит сведений о предоставлении в собственность ФИО4 земельного участка. Из изложенного следует, что при регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010207:1671 за ФИО4 использован фиктивный государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033, в отношении земельного участка по <адрес> в <адрес>. Согласно акту осмотра обозначенного участка, составленного Управлением муниципального контроля администрации <адрес>, участок не огражден по периметру, на участке расположен объект незавершенного строительства.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> Республики Крым ФИО8 в судебном заседании поддержала исковые требования.
Ответчик ФИО4, будучи надлежащим образом извещенной о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась. О причинах неявки в суд не сообщила. Каких-либо ходатайств, заявлений об отложении судебного заседания не подавала.
Остальные участники в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили. Каких-либо заявлений, возражений в суд не подавали.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение интересов муниципального образования в сфере распоряжения земельными участками является в силу ст. 45 ГПК РФ и ст. 8, 9 и 35 Конституции Российской Федерации основанием для обращения прокурора в суд с данным иском.
Статьей 21 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 586-XIV "О местных государственных администрациях" предусматривались полномочия местных государственных администраций по распоряжению землями государственной собственности.
В соответствии с частью 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и построек (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в границах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую государственную администрацию или поселковый, сельский, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указывается желаемые размеры и цель ее использования.
В силу части 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводу конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта ее отвода.
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказам граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашение сторон (часть 78 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
Согласно части 9 статьи 118 Земельного кодекса Украины, проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранными и санитарно-эпидемиологическими органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подается на рассмотрение соответствующей местной государственной администрации иди органу местного самоуправления.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность (часть 10 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьей 126 Земельного кодекса Украины, право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами.
Пунктами "б", "в" части 1 статьи 186 Земельного кодекса Украины предусмотрен порядок рассмотрения и утверждения землеустроительной документации. Так, проекты создания новых землевладений и землепользования после согласования их в установленном порядке рассматриваются и утверждаются соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления; проекты отвода земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности утверждаются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые предоставляют и изымают земельные участки.
Из указанных норм права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что разработка, согласование землеустроительной документации и ее утверждение районной государственной администрации являлось обязательным условием для получения гражданином земельного участка в собственность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки законности предоставления в частную собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671, площадью 812 кв.м., установлено, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу.
Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок послужил Государственный акт на право частной собственности на землю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033.
Согласно сведениям государственного акта, указанный документ выдан ФИО4 на основании решения исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решения 15-ой сессии XXIII созыва горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, обозначенный государственный акт, а также распорядительные акты Исполнительного комитета Симферопольского городского совета, Симферопольского городского совета в части предоставления земельного участка по <адрес> в <адрес> ФИО4 в установленном порядке на территории Республики Крым не принимались, в связи с чем, регистрация права собственности за последней на земельный участок муниципальной собственности произведена незаконно.
Фиктивность Государственного акта на право частной собственности на землю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033, предоставленного на государственную регистрацию, подтверждается следующими обстоятельствами.
Согласно информации Госкомрегистра, государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ П-033, в отношении земельного участка по <адрес> в <адрес>, выданный на имя ФИО4, в архиве документов, принадлежащих ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной <адрес> и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной <адрес>, переданных Госкомрегистру, отсутствует.
Решения исполнительного комитета Симферопольского городского Совета народных депутатов АР Крым за указанный период переданы в Архивное управление администрации <адрес> Республики Крым.
Изучением оригиналов решения исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решения 15-ой сессии XXIII созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, выявлено, что последнее не содержит сведений о предоставлении в собственность ФИО4 земельного участка.
Из изложенного следует, что при регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010207:1671 за ФИО4 использован фиктивный государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033, в отношении земельного участка по <адрес> в <адрес>.
Согласно акту осмотра обозначенного участка, составленного Управлением муниципального контроля администрации <адрес>, участок не огражден по периметру, на участке расположен объект незавершенного строительства.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно статьям 18 и 46 Конституции РФ права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикация) является вещно-правовым способом защиты права собственности.
В пункте 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Таким образом, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
С учетом указанной правовой позиции, по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность таких обстоятельств как наличие у истца права собственности на индивидуально определенное имущество, наличие спорного имущества в натуре и нахождение его у ответчика, незаконность владения ответчиком спорным имуществом и отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества. В случае недоказанности хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, разрешается в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. Если между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, при разрешении спора о возврате имущества собственнику применяются статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если собственник требует возврата своего имущества от лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование рассматривается с применением правил статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не правил главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая защита возможна лишь путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.).
Когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П).
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Как уже выше указывалось, Госкомрегистр ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 зарегистрировал право собственности на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу. Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок послужил Государственный акт на право частной собственности на землю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033. Согласно сведениям государственного акта, указанный документ выдан ФИО4 на основании решения исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решения 15-ой сессии XXIII созыва горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, обозначенный государственный акт, а также распорядительные акты Исполнительного комитета Симферопольского городского совета, Симферопольского городского совета в части предоставления земельного участка по <адрес> в <адрес> ФИО4 в установленном порядке на территории Республики Крым не принимались.
Согласно информации Госкомрегистра, государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Серии КМ II-033, в отношении земельного участка по <адрес> в <адрес>, выданный на имя ФИО4, в архиве документов, принадлежащих ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной <адрес> и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной <адрес>, переданных Госкомрегистру, отсутствует.
Согласно пп. 15 п. 1. Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» документом, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, является, среди прочего, государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
При указанных обстоятельствах, факт регистрации права собственности за ФИО4 на указанный земельный участок не может являться основанием для возникновения у неё права собственности, несмотря на внесение в ЕГРН сведений о регистрации права собственности на спорный земельный участок.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010207:1671 подлежит прекращению, а земельный участок возврату в государственную собственность, то есть в собственность Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как разъяснили Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 52 Постановления Пленума N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления соответствующего иска, решение по которому, является основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительной сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Согласно ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом установленных по делу обстоятельства, дав оценку доказательствам, представленным в материалы дела, и с учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,-
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора <адрес> Республики Крым ФИО7 в защиту прав и законных интересов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в лице администрации <адрес> Республики Крым к ФИО4 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, исключении записи о регистрации права собственности на земельный участок из Единого государственного реестра прав собственности, обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО4 в пользу муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671.
Обязать ФИО4 привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010207:1671, в первоначальное состояние путем сноса объекта незавершенного строительства.
Взыскать с ФИО4 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Г.А. Хулапова