Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3310/2022 ~ М-3121/2022 от 16.08.2022

Дело № 2-3310/2022

70RS0004-01-2022-004109-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2022 Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Куц Е.В.,

при секретаре Меденцеве А.С.,

при участии помощника прокурора Советского района г. Томска Богдановой Н.Н.,

с участием истца Панчуркеевой Н.В., представителя истца Сальниковой Т.М., действующей на основании устного ходатайства, третьего лица Панчуркеева Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Панчуркеевой Н.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Панчуркеева Н.В. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором просит возложить обязанность на ответчика предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34,40 кв.м. в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 34,40 кв.м., что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с истцом в казанной квартире проживает сын Панчуркеев Д.Э. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, то проживание истца совместно с сыном является опасным для жизни и здоровья.

Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Третье лицо в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав объяснения истца, его представителя и третьего лица, исследовав письменные доказательства, заслушавзаключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П.Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного заседания установлено, что Панчуркеевой Н.В. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 34,40 кв.м., что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок для принятия мер к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма установлен – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.4).

Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , в его основу положен Отчет по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого <адрес>, выполненный МБУ «Проектно-сметное бюро» в ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым физический износ жилого дома <адрес> 66%.

Доказательств, опровергающих представленные истцом сведения о весьма аварийном состоянии спорного жилого помещения, создающего угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Администрацией Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес истца было направлено требование, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ истцу было предложено в течение 6 месяцев со дня получения требования произвести совместно с другими собственниками снос многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение .

Таким образом, с момента признания указанного жилого дома несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ администрацией Города Томска какие-либо меры по улучшению и поддержанию жизнеобеспечивающего состояния дома не принимались, в связи с чем, проживание истца в жилом помещении по <адрес> представляет угрозу для их жизни и здоровья.

Истец не имеет возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возложена на органы местного самоуправления.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровья проживающим в нем гражданам, является достаточным основанием для предоставления им жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.

Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственнойкомиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

До настоящего времени истцам не было предложено подписать проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Помимо этого следует установить форму изъятия принадлежащего ответчикам жилого помещения, на которую они согласны, то есть, выразили ли они свое согласие на предоставление нового жилого помещения взамен изымаемого либо на выплату соответствующей выкупной цены.

В связи с длительным проживанием в жилом помещении, не отвечающим установленным требованиям, истцами при обращении с настоящим иском в суд был избран способ защиты нарушенных прав в виде обязания органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на условиях социального найма взамен аварийного.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года указано о том, что суд при отсутствии согласия органа местного самоуправления не может обязать последний предоставить гражданину иное жилое помещение на праве собственности взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Вместе с тем, истцы просят предоставить жилое помещение по договору социального найма, а не на праве собственности взамен изымаемого с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно техническому паспорту, квартира по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 34,4 кв.м.

Учитывая, что материалами дела установлено, что истцу принадлежит указанное выше помещение на праве собственности, суд приходит к выводу, что на основании ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить истцу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34,4 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Разрешая требование истца о прекращении права собственности на спорное жилое помещение суд исходит из того, что в силу ст.209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236 ГК РФ, принимая во внимание наличие волеизъявления истца на отказ от принадлежащего ей права собственности на квартиру, выраженного в соответствующем заявлении, суд приходит к выводу о наличии у истца права на добровольный отказ от квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с предоставлением взамен другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, право собственности истца на указанное выше жилое помещение подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Панчуркеевой Н.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Панчуркеевой Н.В. (паспорт ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34,40 кв.м. в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным по адресу: <адрес>

Прекратить право собственности Панчуркеевой Н.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

2-3310/2022 ~ М-3121/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Своетского района г. Томска Богданова Н.Н.
Панчуркеева Наталья Васильевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Другие
Сальникова татьяна Михайловна
Панчуркеев Дмитрий Эдуардович
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Куц Е.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
16.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2022Подготовка дела (собеседование)
20.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022Дело оформлено
13.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее