Дело № 5-251/2023
УИД 41MS0014-01-2023-001610-90
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, д. 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июля 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при секретаре Бабуевой Б.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатская краевая детская больница», ИНН №, ОГРН № присвоен ДД.ММ.ГГГГ, состоящего на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, находящегося в Камчатскому крае, <адрес>, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой документарной проверки в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Камчатская краевая детская больница» (далее – ГБУЗ ККДБ, Учреждение, Больница), находящимся по адресу: Камчатский край, <адрес>, выявлено совершение Учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
При осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, ГБУЗ ККДБ допущены грубые нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, которая обязательна, а именно:
- при заполнении ДД.ММ.ГГГГ протокола ультразвукового исследования органов брюшной полости, почек пациентки, конкретно при описании результатов проведенного ультразвукового исследования и описании патологических изменений не указаны варианты развития (при выявлении жидкости в малом тазу брюшной полости. Перихолецистит);
- в протоколе рентгенологического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ не указано время проведения рентгенологического исследования, название рентгенологической диагностической системы, допущено сокращение терминов, отсутствует подпись врача-рентгенолога, проводившего анализ рентгенологического исследования;
- не проведена оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи и оценка соблюдения правил проведения инструментальных диагностических исследований;
- не указан исход на обложке медицинской карты пациента, получающего помощь в стационарных условиях № ФИО2 (далее - медкарта №), нет полного описания сердечно-сосудистой системы (результаты аускультации, перкуссии);
- в медкарте № при поступлении пациентки по результатам первичного осмотра составляется план лечения, но не анализируются возможные причины лейкоцитоза, повышения температуры до фебрильных цифр (38 С°);
- не принято решение о проведении консилиума врачей при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения с оформлением протокола и внесением в стационарную карту;
- осуществлено назначение лекарственного препарата «Но-шпа» в нарушение инструкции по медицинскому применению;
- не проведена коррекция плана лечения с учетом консультации врачом-педиатром, установлением диагноза: инфекция мочевыводящих путей и рекомендаций о проведении антибактериальной терапии; не проанализированы данные рентгенографии органов грудной клетки и диссоциация клинических данных - указывается наличие цианоза губ и нормальной сатурации гемоглобина кислородом (SpО2=97%) в 20 часов 00 минут при осмотре дежурного врача, не проведен анализ газового состава крови, не приглашен врач педиатр-реаниматолог.
Своими действиями Больница нарушила требования подп. «а», «б», п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства России от 01 июня 2021 года №852, п.п. 19, 20 Правил проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 08 июня 2020 года №557н, п. 17 Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 09 июня 2020 года №560н, п.2 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года №785н, подп. «а», «д», «е», «и», «л» п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года №203н.
В судебном заседании законный представитель ГБУЗ ККДБ участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, направил в суд защитника.
Защитник ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании на оспаривала допущенные нарушения, вместе с тем, обратила внимание суда на то, что рентгенолог не подписал исследование, поскольку его копия была распечатана с компьютера. Так как следственные органы изъяли всю медицинскую документацию, провести надлежащим образом экспертизу оказания медицинской помощи, не представлялось возможным. Просила строго не наказывать и назначить минимальное наказание.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно поступившие материалы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность.
Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, в том числе, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 323-Ф3 порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в частности, правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача), стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
Пунктом 2 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-Ф3 установлена обязанность медицинской организации осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Таким образом, соблюдение порядков оказания медицинской помощи является обязательным для всех медицинских организаций в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утверждено постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года № 852 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с п. 7 указанного Положения под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом, в частности, требований, предусмотренных подп. «а», «б» п. 6 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу подп. «а», «б» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования: соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Приказом Минздрава России от 08 июня 2020 года № 557н утверждены Правила проведения ультразвуковых исследований, согласно которым по результатам ультразвукового исследования в день его проведения составляется Протокол по форме согласно приложению № 7 к настоящему приказу (пункт 19). Протокол, составленный по результатам проведения ультразвукового исследования в медицинской организации, направившей пациента на ультразвуковое обследование, содержит в том числе подробное описание результатов проведенного ультразвукового исследования с необходимыми измерениями (в том числе описание выявленных патологических изменений и вариантов развития) (пункт 20).
Приказом Минздрава России от 09 июня 2020 года № 560н утверждены Правила проведения рентгенологических исследований, согласно которым протокол, составленный по результатам проведения рентгенологического исследования в медицинской организации, направившей пациента на рентгенологическое исследование, содержит в том числе: дату и время проведения рентгенологического исследования; название рентгенологической диагностической системы с указанием эффективной дозы; подпись врача-рентгенолога, проводившего анализ рентгенологического исследования. В Протоколе не допускается сокращение терминов (пункт 17).
Приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года №785н утверждены требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, согласно которым организация и проведение внутреннего контроля с учетом вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены на решение следующих задач: обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, стандартов медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года №203н утверждены критерии оценки качества медицинской помощи, согласно которым установлены критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, а именно: ведение медицинской документации - медицинской карты стационарного больного, истории родов, истории развития новорожденного (далее - стационарная карта): заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой; е) назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний; внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром): принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в стационарную карту; проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения: проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза; проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента (подп. «а», «д», «е», «и», «л» п. 2.2).
Как следует из положений ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, проверка Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранению по Камчатскому краю деятельности ГБУЗ ККДБ проведена на основании требования прокуратуры Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении контрольного (надзорного) мероприятия по факту причинения ДД.ММ.ГГГГ неустановленным лицом из числа медицинских работников Учреждения вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти по неосторожности малолетней ФИО2 (л.д. 12-14, 15, 16-17).
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной служба по надзору в сфере здравоохранения Учреждению выдана лицензия № Л041-00110-41/00571482 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (л.д. 99-100).
В соответствии с Актом документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения обязательных требований: нарушение требований требования подп. «а», п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н (далее - Критерии оценки): пп. «а» п. 2.2 Критериев оценки: не указан исход на обложке медицинской карты клиента, получающего помощь в стационарных условиях № ФИО2 (далее - медкарта №); нет полного описания сердечно-сосудистой системы (результаты аускультации, перкуссии); пп. «д» п. 2.2 Критериев оценки: в медкарте № при поступлении пациентки по результатам первичного осмотра составляется план лечения, но не анализируются возможные причины лейкоцитоза, повышения температуры до фебрильных цифр (38 С°); пп. «и» п. 2.2 Критериев оценки; не принято решение о проведении консилиума врачей при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения с оформлением протокола и внесением в стационарную карту; пп. «е» п. 2.2 Критериев оценки: осуществлено назначение лекарственного препарата «Нo-шпа» в нарушение инструкции по медицинскому применению (далее - Инструкция). Согласно Инструкции детский возраст является противопоказанием для применения лекарственного препарата «Но-шпа» (МНН Дротаверин); пп. «л» п. 2.2 Критериев оценки; не проведена коррекция плана лечения с учетом консультаций врачом-педиатром, установлением диагноза; инфекция мочевыводящих путей и рекомендаций о проведении антибактериальной терапии; не проанализированы данные рентгенографии органов грудной клетки (имеется расширение тени средостения, преимущественно за счет левых отделов, выявлено увеличение КТИ, КТТИ. выраженность талии сердца, что может иметь место при пороке сердца) и диссоциация клинических данных указывается наличие цианоза губ и нормальной сатурации гемоглобина кислородом (SpО2=97%) в 20 часов 00 минут при осмотре дежурного врача, не проведен анализ газового состава крови, не приглашен врач педиатр-реаниматолог. Нарушение требований п.19 и п. 20 Правил проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н при заполнении ДД.ММ.ГГГГ протокола ультразвукового исследования органов брюшной полости, почек пациентки, а именно при описании результатов проведенного ультразвукового исследования и описания патологических изменений не указаны варианты развития (при выявлении жидкости в малом тазу и брюшной полости. Перихолецистит). Нарушение требований п.17 Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ№н в протоколе рентгенологического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ не указано время проведения рентгенологического исследования, название рентгенологической диагностической системы допущено сокращение терминов, отсутствует подпись врача-рентгенолога, проводившего анализ рентгенологического исследования. Нарушение требования подп. «б», п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ №, требований п.2 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, согласно представленному протоколу врачебной комиссии по ВКК и БМД от ДД.ММ.ГГГГ при проведении контроля качества оказанной ФИО2 медицинской помощи не проведена оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи и оценка соблюдения правил проведения инструментальных диагностических исследований (л.д. 18-21).
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из докладных и служебных записок сотрудников ГБУЗ ККДБ, медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях №, протокола врачебной комиссии по ВКК и БМД от ДД.ММ.ГГГГ, экспертных заключений по результатам проведенной экспертизы качества медицинской помощи (л.д. 24-27, 44-55, 65, 73-88, 89-92).
По результатам проведения внеплановой документарной проверки Учреждению было выдано предписание об устранении выявленных нарушений при осуществлении медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93-94).
По результатам проведенной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранению по Камчатскому краю проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении Больницы, расположенной по адресу: Камчатский <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по выявленным в результате проверки, нарушениям требований подп. «а», «б», п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства России от 01 июня 2021 года №852, п.п. 19, 20 Правил проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 08 июня 2020 года №557н, п. 17 Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 09 июня 2020 года №560н, п.2 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года №785н, подп. «а», «д», «е», «и», «л» п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года №203н, выраженных в том, что при заполнении 10 апреля 2023 года протокола ультразвукового исследования органов брюшной полости, почек пациентки, конкретно при описании результатов проведенного ультразвукового исследования и описании патологических изменений не указаны варианты развития (при выявлении жидкости в малом тазу брюшной полости. Перихолецистит); в протоколе рентгенологического исследования №1489/РГ2023 от 10 апреля 2023 года не указано время проведения рентгенологического исследования, название рентгенологической диагностической системы, допущено сокращение терминов, отсутствует подпись врача-рентгенолога, проводившего анализ рентгенологического исследования; не проведена оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи и оценка соблюдения правил проведения инструментальных диагностических исследований; не указан исход на обложке медкарты №, нет полного описания сердечно-сосудистой системы (результаты аускультации, перкуссии); в медкарте № при поступлении пациентки по результатам первичного осмотра составляется план лечения, но не анализируются возможные причины лейкоцитоза, повышения температуры до фебрильных цифр (38 С°); не принято решение о проведении консилиума врачей при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения с оформлением протокола и внесением в стационарную карту; осуществлено назначение лекарственного препарата «Но-шпа» в нарушение инструкции по медицинскому применению; не проведена коррекция плана лечения с учетом консультации врачом-педиатром, установлением диагноза: инфекция мочевыводящих путей и рекомендаций о проведении антибактериальной терапии; не проанализированы данные рентгенографии органов грудной клетки и диссоциация клинических данных - указывается наличие цианоза губ и нормальной сатурации гемоглобина кислородом (SpО2=97%) в 20 часов 00 минут при осмотре дежурного врача, не проведен анализ газового состава крови, не приглашен врач педиатр-реаниматолог (л.д. 130-138).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
Законный представитель ГБУЗ ККДБ - и. о. главного врача ФИО5, с протоколом об административном правонарушении ознакомлена, замечаний по его содержанию не привела, пояснив, что при проведении заседания ВКК и БМД с последующем оформлением протокола оценки оказания медицинской помощи оценено лечение, объемы, в том числе результаты обследований, наличие/отсутствие оценки результатов и так далее, но ввиду отсутствия заключительной части медицинской карты, что указано в протоколе ВКК полноценно, объективно провести экспертизу КМП не представляется возможным. Таки образом, утверждение эксперта об отсутствии оценки в протоколе в ВКК не соответствует действительности. Можно лишь говорить о неполной по объективным причинам. Отсутствие подписи врача рентгенолога объясняется тем, что на экспертизу по запросу представлена копия медицинской карты выведенном в печать, так как оригинал ранее был изъят сотрудником полиции (л.д. 137).
Вместе с тем, отсутствие медицинской документации на момент разбора случая оказания медицинской помощи ФИО2 не может быть поводом для исключения из предъявленного обвинения п.2 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года №785н, поскольку председатель врачебной комиссии или другие ее члены могли запросить надлежащим образом заверенные копии необходимой медицинской документации у должностных лиц СК России по Камчатскому краю и объективно провести экспертизу качества оказанной медицинской помощи ФИО2
То же самое касается и протокола рентгенологического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, где отсутствует подпись врача-рентгенолога. Более того, врачу-рентгенологу не препятствовало подписать протокол рентгенологического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, который был выведен на печать.
Таким образом, несмотря на фактическое частичное отрицание законным представителем вины юридического лица, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, установленные на основании совокупности представленных по делу доказательств, содержание которых приведено выше, свидетельствуют о нарушении ГБУЗ ККДБ требований подп. «а», «б», п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства России от 01 июня 2021 года №852, п.п. 19, 20 Правил проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 08 июня 2020 года №557н, п. 17 Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 09 июня 2020 года №560н, п.2 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года №785н, подп. «а», «д», «е», «и», «л» п. 2.2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года №203н.
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, считаю доказанной вину Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях-осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, если лицензия обязательна.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Учреждение является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, основным и единственным видом деятельности которого является «Деятельность больничных организаций» (л.д. 103-114).
Являясь самостоятельным юридическим лицом, Больница может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.
Вступая в соответствующие правоотношения, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На момент совершения административного правонарушения ГБУЗ ККДБ имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, Учреждение имело правовую и реальную возможность выполнить обязанность по их соблюдению, доказательств принятия привлекаемым к административной ответственности лицом всех зависящих от него мер по соблюдению установленных требований не представлено.
Административное наказание, будучи установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При этом, согласно ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, в каждом конкретном случае индивидуализировать наказание.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Больнице, согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю привлечение к административной ответственности впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ГБУЗ ККДБ, согласно ст. 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Следовательно, сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, а значит, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, а также доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
В протоколе об административном правонарушении в отношении Учреждения, отсутствует указание на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям.
Учитывая, что по характеру административного воздействия на юридических лиц, административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что достаточных оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания исхожу из следующего.
Согласно ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Осуществление Больницей медицинской деятельности с грубым нарушением требований, предусмотренных лицензией, представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере охраны жизни и здоровья человека, поскольку государственный орган, выдав лицензию на осуществление данного вида деятельности, гарантировал тем самым гражданам соблюдение лицензиатом действующего законодательства при осуществлении такой деятельности.
В рассматриваемом случае допущенные ГБУЗ ККДБ нарушения создали непосредственную и реальную угрозу для жизни и здоровья гражданина, которому оказывались медицинские услуги с нарушением установленного порядка оказания медицинской помощи.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного Учреждением деяния не нахожу оснований для применения по настоящему делу положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушения, а также назначения наказания в виде предупреждения.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при наличии которых судья в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, по настоящему делу не установлено.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, являющегося государственным бюджетным учреждением, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие в материалах дела сведений о том, что юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, полагаю необходимым назначить Больнице административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатская краевая детская больница», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Лубнин
Реквизиты для оплаты штрафа:
ОКТМО 30701000 на счет УФК по Камчатскому краю
(Министерство финансов Камчатского края л/с 04382000010),
ИНН 4101121129, КПП 410101001,
Отделение Петропавловск-Камчатский Банк России//
УФК по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский,
БИК 013002402, ЕКС 40№, счет 03№,
КБК 811 1 16 01193 01 0000 140
Административный штраф (номер и дата решения)