УИД: 88RS0003-01-2023-000030-90
Производство №2-43/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела по подсудности
3 марта 2023 г. в селе Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края,
Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в порядке ст. 46 ГПК РФ к индивидуальному предпринимателю Уточкину ФИО5 об обязании устранить нарушение лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Уточкину ФИО6 об обязании устранить нарушение лесного законодательства, указав в обоснование исковых требований следующее.
На основании договора купли-продажи лесных насаждений от 16.08.2021 № 206/млх индивидуальному предпринимателю Уточкину ФИО7 (далее - ИП Уточкин С.В.) переданы лесные насаждения, расположенные в <данные изъяты>
Осмотр лесосеки произведен в присутствии ИП Уточкина С.В.
Специалистами КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество» проведен осмотр указанного выше лесного участка и в ходе осмотра мест рубок установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) (размещение в лесах отходов производства и потребления) на площади 0,55 га, о чем составлены:
- сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 16.08.2022 № 4;
- акт осмотра лесосеки от 16.08.2022 № 76;
- план-схема места лесонарушения;
- фотоматериалы.
Схемой (абрисом) зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств, статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовостановления.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 «Правил заготовки древесины» от 01.12.2020 № 993, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
На момент осмотра действовали правила в соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек, (приказ Минприроды России от 17.01.2022 № 23).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Таким образом, истец считает, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) зафиксировано допущенное лесопользователем нарушение, выраженное в захламлении мест рубок (размещение в лесах отходов производства и потребления) на площади 0,55 га.
Факт захламления мест рубок подтверждается следующими документами: сообщением о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 16.08.2022 № 4; актом осмотра лесосеки от 16.08.2022 № 76; планом-схемой места лесонарушения; фотоматериалами.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
Считаем, что допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 78 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п (далее - положение о министерстве).
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно пункту 2.3 Положения о министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В связи с указанными выше доводами, истец просит суд: обязать ИП Уточкина С.В. <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Также представитель министерства Стакшкевич Е.А., действующая на основании доверенности от 23.09.2022 № 86-012029, просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Ответчик – Индивидуальный предприниматель Уточкин С.В. уведомлен заблаговременно и надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, ко дню судебного заседания представил заявление, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Поскольку стороны были уведомлены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, но в суд не явились, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон на основании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств, статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде,
причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может
быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению
нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом
восстановительных работ (ч. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Таким образом, Закон об охране окружающей среды предусматривает, что споры,
возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и
арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности,
установленными процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с
участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного
самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных
интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных,
земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч.3 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела,
предусмотренные ч.1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и
других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом
к компетенции арбитражных судов.
В силу ч.1 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Согласно ч.2 ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и
рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами,
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном законом порядке.
На основании ст.28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Таким образом, критерием отнесения того или иного спора к компетенции
арбитражных судов являются субъектный состав участников спора и экономический
характер спора в их совокупности.
В рассматриваемом случае для отнесения спора к подсудности арбитражного суда
необходимо установить, что спор носит экономический характер, т.е. спорное
материальное правоотношение возникло в сфере предпринимательской или иной
хозяйственной деятельности.
Согласно п.13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017
№49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда,
причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством
взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по
восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона
об охране окружающей среды). При этом, выбор способа возмещения причиненного вреда
при обращении в суд осуществляет истец.
В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до
причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь
частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых
экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части
осуществляется в денежной форме.
Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно
как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам ч.1 ст.78 Закона
об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по
восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Как следует из обстоятельств дела, 16.08.2021 г. между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и Индивидуальным предпринимателем Уточкиным ФИО8 был заключен договор купли-продажи лесных насаждений расположенные в <данные изъяты> для заготовки древесины в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), предусмотрено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждений при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с главой 2 настоящего Кодекса, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов. Подготовительные лесосечные работы выполняются в целях создания необходимых условий для безопасного осуществления рубок лесных насаждений, размещения лесных складов, иных объектов лесной инфраструктуры (ч.4). Основные лесосечные работы представляют собой совокупность технологических процессов, указанных в части 1 статьи 23.1 настоящего Кодекса (ч.5). Заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры (ч.6).
Таким образом, лесосечные работы, в результате которых был причинен вред
лесному фонду, являются составляющей частью хозяйственной (предпринимательской)
деятельности субъекта лесозаготовки, то есть ИП Уточкин С.В.
Положениями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной
деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду,
исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 указанного закона хозяйственная и иная деятельность,
которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на
окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны
окружающей среды и включает в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей
среды, восстановлению природной среды.
Учитывая, что заявленные истцом исковые требования о возмещении ущерба
вытекают из нарушения ответчиком (индивидуальным предпринимателем) положений лесного законодательства, допущенных при осуществлении последним хозяйственно-
экономической деятельности, основанной на заключенном сторонами договоре купли-продажи лесных насаждений, суд приходит к выводу о том, что спорное правоотношение возникло именно в сфере экономической деятельности, в связи с чем, такой спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Красноярского края.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Руководствуясь ч. 2.1 ст. 33, ст. 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Гражданское дело УИД: 88RS0003-01-2023-000030-90 (производство № 2-43/2023) по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Уточкину ФИО9 об обязании устранить нарушение лесного законодательства передать на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края (660049, г. Красноярск, ул. Ленина д.1).
Определение суда может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение 15 (пятнадцати) дней со дня его вынесения.
Председательствующий по гражданскому делу
Судья Е.П. Кирпиченко