УИД № 57RS0014-01-2023-000135-64
Дело № 2-1-351/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н., истца Кравченко С.М., представителя ответчика БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мценской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Кравченко С.М., к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
установил:
Мценская межрайонная прокуратура, действующая в интересах Кравченко С.М., обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения Кравченко С.М. Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами <...>» и <...>. В ходе данной проверки установлено, что Кравченко С.М. является региональным льготником и в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Согласно медицинским документам Кравченко С.М. поставлен диагноз: <...>, он состоит на учете в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» в качестве нуждающегося в получении бесплатных лекарств, препараты <...> назначены ему врачом. По информации Департамента здравоохранения Орловской области Кравченко С.М. включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2022 г. и на 2023 г. Его годовая потребность в <...> составляет 25 стандартов, однако в 2022 г. пациентом получено 22 стандарта. Нуждаемость Кравченко С.М. в медицинских изделиях <...> составляет 12 стандартов в год, в 2022 г. ему выписан 1 стандарт, в 2023 г. рецепты на <...> не выписывались и не выдавались. Вместе с тем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р указанные препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Таким образом, не смотря на наличие медицинских показаний, ответчики не обеспечили в полном объеме получение Кравченко С.М. необходимых ему лекарственных препаратов и медицинских изделий.
По указанным основаниям просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Кравченко С.М. лекарственным препаратом <...>, а также <...> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку Кравченко С.М. рецептов на лекарственный препарат <...>, а также на <...> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, а также просила в порядке ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец Кравченко С.М. поддержал требования прокурора, пояснил, что в 2022 г. он был не в полном объеме обеспечен лекарственным препаратом <...>, в 2023 г. обеспечение жизненно важным препаратом происходит с задержкой в 1,5 месяца.
Представитель ответчика БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишова С.А. иск не признала. В судебном заседании пояснила, что Кравченко С.М. в силу имеющегося у него заболевания имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий. Несвоевременное обеспечение его препаратами связано с недостаточностью финансирования данного вида государственной социальной помощи и отсутствием в аптечной сети указанных препаратов и медицинских изделий.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии со ст. 10, ст. 11, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг.
Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Приказом Минтруда России № 929н и Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. № 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 12 названного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты и медицинские изделия, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 14 Порядка).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Источниками финансового обеспечения данной Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 лицам, имеющим заболевание диабет, отпускаются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики.
Из материалов дела следует, что Кравченко С.М. поставлен диагноз <...>
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» заболевание «сахарный диабет» включено в перечень социально-значимых заболеваний.
В соответствии с диагнозом Кравченко С.М. на основании клинических рекомендаций и стандартов лечения назначены препараты <...>
Согласно сведениям БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», Кравченко С.М. является региональным льготником, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении бесплатных лекарственных препаратов для лечения <...> - <...>. Кравченко С.М. включен в регистр льготных категорий граждан для обеспечения лекарственными препаратами на 2022 г. и 2023 г. Годовая потребность пациента в препарате <...>» № 3 составляет 25 стандартов, потребность в <...> № 50 составляет 22 стандарта. В настоящее время на отсроченном обеспечении находится рецепт на <...> от 13 декабря 2022 г., рецепты на <...> пациенту в 2023 г. не выписывались.
По информации, представленной Департаментом здравоохранения <адрес>, Кравченко С.М. имеет право на лекарственное обеспечение за счет регионального бюджета на 2023 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата №-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен <...>.
В соответствии со сведениями ГУП Орловской области «Орелфармация» аптечным пунктом № 2 зафиксировано обращение Кравченко С.М. 13 декабря 2022 г. с рецептом № 5019170103463142 до истечения срока действия данный рецепт не обеспечен.
Ненадлежащее обеспечение Кравченко С.М. назначенными ему врачом для постоянного приема лекарственными средствами и медицинскими изделиями влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу закона недопустимо. При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не поставлено в зависимость от объема финансирования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что препарат <...> являются жизненно необходимыми для поддержания здоровья Кравченко С.М. в связи с имеющимся у него заболеванием, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Кравченко С.М. данными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены их лечащим врачом, а также возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку рецептов на указанные препараты и медицинские изделия.
В силу положений ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о постоянной нуждаемости Кравченко С.М. в лекарственном препарате инсулин «Гларгин + ликсисенатид», а также медицинских изделиях тест-полоски для глюкометра, учитывая, что данный препарат и медицинские изделия необходимы ему для постоянного приема и применения по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Кравченко С.М., удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Кравченко С.М. Дата года рождения уроженца <адрес> (паспорт серии 5408 №, выдан Дата Отделением УФМС России по Орловской области в мценском районе) лекарственным препаратом <...> а также медицинскими изделиями - <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Возложить на Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» обязанность производить своевременную выписку Кравченко С.М. рецептов на лекарственный препарат <...> и медицинские изделия <...> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2023 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева