Дело №2-617/2023
УИД 21RS0017-01-2023-000950-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2023 года |
г. Шумерля |
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юрковец М.А.,
при секретаре Шмаровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля к Муниципальному унитарному предприятию «Юманайское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействие, выраженное в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства; возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения их использования; возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны с планом мероприятий источников водоснабжения; возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля и организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г. Шумерля (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к Муниципальному унитарному предприятию «Юманайское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Юманайское ЖКХ») о признании бездействия в части непринятия мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения их использования; в части непринятия мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны с планом мероприятий на источник водоснабжения, эксплуатируемый в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики; в части непринятия мер по разработке и согласованию в установленном порядке программы производственного контроля и проведению производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, незаконными; о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения их использования, а именно: скважина, расположенная у жилого дома по адресу: ........................; скважина, расположенная около дома по адресу: ........................; возложить обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны с планом мероприятий источников водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, а именно: скважина, расположенная у жилого дома по адресу: ........................; возложить обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля и организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, а именно: скважина, расположенная у жилого дома по адресу: ........................; скважина, расположенная около дома по адресу: .........................
Административный иск мотивирован тем, что МУП «Юманайское ЖКХ» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения их использования; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны с планом мероприятий на один из двух источников водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики; не согласована программа производственного контроля и не организовано проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики. Водозабор в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, эксплуатируемый МУП «Юманайское ЖКХ», осуществляется с помощью следующих подземных источников питьевого водоснабжения (скважины): скважина, расположенная у жилого дома по адресу: ........................; скважина, расположенная около дома по адресу: ......................... Бездействие МУП «Юманайское ЖКХ»», выраженное в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в указанной части создает реальную угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга лиц, пребывающих на территории д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики.
В судебном заседании "___" ___________ г. по данному административному делу суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
На судебном заседании представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г. Шумерля ФИО4 доводы, изложенные в иске поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика МУП «Юманайское ЖКХ» в судебное заседание не явился, надлежаще извещался, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) определено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения и водоотведения на территории муниципального округа относится к вопросам местного значения муниципального округа.
Организация органами местного самоуправления в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения и водоотведения также установлена п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Из пункта 14 ч. 4 ст. 37 Устава Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики от 23 ноября 2021 года № 2/2 (далее – Устав округа), следует, что Администрация Шумерлинского муниципального округа как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Шумерлинского муниципального округа может создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В ходе осуществления своих полномочий администрацией Юманайского сельского поселения, правопреемником которого согласно решению Собрания депутатов Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики от 20 декабря 2021 года № 4/6 «О вопросах правопреемства» является Шумерлинский муниципальный округ Чувашской Республики, создано МУП «Юманайское ЖКХ».
Согласно п. п. 1.6 и 1.11 Устава МУП «Юманайское ЖКХ», утвержденного постановлением администрации Шумерлинского муниципального округа от 28 марта 2022 года № 181, МУП «Юманайское ЖКХ» является юридическим лицом.
Пунктом 2.2 Устава МУП «Юманайское ЖКХ» обозначены основные виды деятельности, осуществляемые МУП «Юманайское ЖКХ», в том числе, эксплуатация централизованных систем, питьевого водоснабжения.
В соответствии с выпиской из Единого государственно реестра юридических лиц одним из видов экономической деятельности МУП «Юманайское ЖКХ» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд и распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, а именно: организация водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ регламентировано, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимся в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.
Согласно постановлению администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г. «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Юманайское ЖКХ» администрация Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики реализовала свое полномочие по организации в границах поселения водоснабжения населения ........................ посредством передачи имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Юманайское ЖКХ», закрепив за ним следующее имущество:
водонапорная башня с кадастровым номером № ___________, расположенная по адресу: ........................, год ввода в эксплуатацию – 1990;
водопровод с кадастровым номером № ___________ по адресу: ........................, начало трассы водопровода от водонапорной башни, расположенной у жилого дома, находящегося по адресу: ........................, окончание трассы водопровода у ........................, у ........................, год ввода в эксплуатацию – 1990, протяженность – 2171,5м.;водоснабжение (водопровод с водонапорной башней и ограничением) с кадастровым номером № ___________, по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, начало трассы водопровода выход из водонапорной башни, расположенной около ........................, окончание трассы водопровода у ........................, у домов № ___________ на ........................, год ввода в эксплуатацию – 2007, протяженность -1336м.;
водоснабжение (водопровод) с кадастровым номером № ___________, по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, начало трассы водопровода точка врезки № ___________ в существующий водопровод возле домовладения № ___________ по ........................, напротив автодороги Торханы-Бреняши, окончание трассы водопровода у ........................, у домов № ___________, № ___________ на ........................, у домов № ___________, № ___________ на ........................; начало трассы водопровода точка врезки № ___________ в существующий водопровод возле домовладения № ___________ по ........................, окончание трассы водопровода у ........................; начало трассы водопровода точка врезки № ___________ в существующий водопровод, проходящий в переулке между ........................, окончание трассы водопровода ввод в здание детсада, находящегося на ........................, год ввода в эксплуатацию – 2007, протяженность – 4380 м.;
водоснабжение (водопровод) с кадастровым номером № ___________, по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, начало трассы водопровода напротив ........................, окончание трассы водопровода напротив ........................; год ввода в эксплуатацию – 2007, протяженность – 600м.
Водозабор в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, эксплуатируемый МУП «Юманайское ЖКХ», осуществляется с помощью следующих подземных источников питьевого водоснабжения (скважины):
скважина, расположенная у жилого дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, ........................;
скважина, расположенная около дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, .........................
В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекта, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Статьей 42 Федерального закона № 52-ФЗ регламентировано, что на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, которые проводятся в целях: установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека и установления соответствия (несоответствия) требованиям указанного Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, в результате указанной деятельности, главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений и для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, то есть, территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Пунктом 1 ч. 1 ст.3 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона №416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды.
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года №10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
В силу п. 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатываются организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данное требование регламентировано и ч. 5 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ.
Ответчиком не представлено доказательств принятия им мер по соблюдению требований санитарных правил.
Неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствует о неисполнении формальных требований публичного права, которое может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, возникновение и распространение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний на территории д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики. Характер бездействия свидетельствует о наличии со стороны МУП «Юманайское ЖКХ» пренебрежительного отношения к исполнению его публично-правовых обязанностей и существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям (здоровью и жизни неопределенного круга лиц и санитарно-эпидемиологическому благополучию).
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривает, что организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Следовательно, решение ответчиком вопросов санитарно-эпидемиологических правил и норм как неотъемлемой части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не может зависеть от его финансовых возможностей, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению вопросов водоснабжения создает угрозу нарушения конституционных прав на охрану здоровья неопределенного круга лиц, пребывающих на территории д. Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики.
Отсутствие достаточного и своевременного бюджетного финансирования не освобождает от обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований и не является обстоятельством, исключающим вину в несоблюдении данной обязанности.
Поскольку ответчиком нарушено законодательство в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, исковые требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «Юманайское ЖКХ» (ИНН 2118003225, ОГРН 1182130009555), выразившееся в непринятии мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения деревни Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения их использования; непринятия мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны с планом мероприятий на источник водоснабжения, эксплуатируемый в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения деревни Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики; непринятия мер по разработке и согласованию в установленном порядке программы производственного контроля и проведению производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения деревни Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики.
Возложить на МУП «Юманайское ЖКХ» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения их использования водных объектов, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения деревни Торханы Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики:
скважины, расположенной у жилого дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, ........................;
скважины, расположенной у жилого дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, .........................
Возложить на МУП «Юманайское ЖКХ» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны с планом мероприятий источников водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения ........................ муниципального округа Чувашской Республики:
скважины, расположенной у жилого дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, .........................
Возложить на МУП «Юманайское ЖКХ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля и организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объектах водоснабжения, эксплуатируемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения ........................ муниципального округа Чувашской Республики:
скважины, расположенной у жилого дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, ........................;
скважины, расположенной у жилого дома по адресу: Чувашская Республика, ........................, д. Торханы, .........................
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено "___" ___________ г..
Председательствующий: