Изготовлено 23.08.2023 года
Дело № 2-3590/2023 (76RS0014-01-2023-002622-82)
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль |
22 августа 2023 года |
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кадыковой О.В.,
при секретаре Норватовой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Ярославской области в защиту интересов Ивановой Майи Николаевны к Департаменту здравоохранения и фармации ЯО о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора Ярославской области обратился в суд с иском в интересах Ивановой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области. Просит признать за Ивановой М.Н. право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям, обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обеспечить Иванову М.Н. лекарственным препаратом <данные изъяты> в дозе, рекомендованной медицинской организацией, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указано на следующие обстоятельства. Иванова М.Н. является инвалидом в связи с наличием у нее заболевания <данные изъяты> В соответствии с заключением главного невролога <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.Н. подлежит обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты> включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Однако Иванова М.Н. до настоящего времени данным препаратом не обеспечена.
В судебном заседании прокурор Манокин А.О. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебное заседание представитель Департамента здравоохранения и фармации ЯО не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; - п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации – п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 N 494.
В силу ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Ввозимые в Российскую Федерацию лекарственные средства должны содержаться в государственном реестре лекарственных средств.
Допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона. Рассмотрение такого заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо об отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются (раздел 5): обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям) отпускаются бесплатно по рецептам врачей при лечении инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет – Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утв. Постановлением Правительства ЯО от 30.12.2022 N 1230-п, при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, Иванова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом в связи с наличием у нее заболевания <данные изъяты>
В соответствии с заключением главного невролога <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.Н. подлежит обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты>, включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п.1.1. Положения о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20 марта 2008 года № 52, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В силу подпункта 3.1.1.6 пункта 3 Положения о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20 марта 2008 года № 52, департамент осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Ярославской области.
Проанализировав приведенные нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о том, что Иванова М.Н. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты>, включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также назначенным по жизненно важным показаниям, и считает необходимым возложить на департамент здравоохранения и фармации Ярославской области как на исполнительный орган государственной власти Ярославской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Ярославской области, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями врачей.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку лекарственный препарат, обязанность по обеспечению которым возложена на ответчика, является для истца жизненно необходимым, неприменение препарата влечет угрозу жизни истца, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Ивановой Майей Николаевной, паспорт <данные изъяты>, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям.
Обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, ИНН <данные изъяты>, обеспечить Иванову Майю Николаевну, паспорт <данные изъяты>, лекарственным препаратом <данные изъяты> в дозе, рекомендованной медицинской организацией.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В. Кадыкова