Судья Кропотова Т.Е. Дело № 7р-256/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 29 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Г. М. Д.С. на постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 4 марта 2022 года № 03/64, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г., <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ИНН <№>, ОГРНИП <№>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ТОГАДН по Республике Марий Эл) от 4 марта 2022 года № 03/64 индивидуальный предприниматель Кудрявцев Д.Г. (далее – ИП Кудрявцев Д.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2022 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ИП
Кудрявцева Д.Г. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
защитник ИП Кудрявцева Д.Г. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными, указывая, что об отклонении от маршрута им направлено уведомление в порядке статьи 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ИП Кудрявцев Д.Г., защитник Мошков Д.С. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в связи с чем на основании части 2 статьи 25.1, статьи 25.5 КоАП РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя ТОГАДН по Республике Марий Эл Шабалина А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе ИП Кудрявцева Д.Г. в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 данного Кодекса.
Примечанием к статье 12.31.1 указанного Кодекса установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 30 апреля 2021 года № 145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), которые определяют требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки.
В силу пункта 3 указанных Правил при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.
Согласно пункту 10 Правил безопасные условия перевозок пассажиров обеспечиваются посредством соблюдения установленного реестром маршрутов регулярных перевозок пути следования транспортного средства по маршруту и осуществлением посадки и высадки пассажиров в остановочных пунктах, предусмотренных данным реестром (кроме случаев, когда посадка или высадка пассажиров в иных местах вызвана необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от
8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Исходя из положений части 4 статьи 19 Федерального закона № 259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
В соответствии с пунктами 9, 11 статьи 2 Федерального закона
№ 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок – это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Остановочным пунктом признается место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
По смыслу части 2 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, либо со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о таком маршруте в этом реестре.
Пунктом 5 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2015 года № 748, установлено, что ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, а также формирование расписания отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл осуществляется уполномоченным органом в электронном виде.
Согласно сведениям указанного реестра, размещенного на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок № 111-П «Йошкар-Ола (остановочная площадка II) – Пилорама» имеет порядок посадки и высадки пассажиров только в установленных остановочных пунктах и следующий путь следования: ул. Яналова, ул. Советская, ул. Панфилова,
ул. Герцена, ул. Соловьева, ул. Крылова, объездная дорога на ТЭЦ-2, сады «Дружба», Пилорама. Перевозчиком по маршруту № 111-П Йошкар-Ола (остановочная площадка II) – Пилорама является ИП Кудрявцев Д.Г.
Как следует из постановления должностного лица, основанием для привлечения ИП Кудрявцева Д.Г. к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ послужило то, что 18 января 2022 года в
13 часов 35 минут по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
ул. Яналова, д. 8 в ходе проведения государственного контроля по решению № 41/12 от 30 декабря 2021 года государственным инспектором ТОГАДН по Республике Марий Эл при проверке транспортного средства марки
ПАЗ 320435, государственный регистрационный знак <№>, под управлением водителя Макарова О.А., осуществлявшего перевозку пассажиров в количестве 20 человек по маршруту № 111-П «Йошкар-Ола (остановочная площадка II) – Пилорама» по путевому листу от
18 января 2022 года № 4, выданному ИП Кудрявцевым Д.Г., выявлены факты нарушения пути следования, установленного реестром маршрутов регулярных перевозок, чем нарушены требования пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 10 Правил.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11 февраля 2022 года № 03/64, актом постоянного рейда № 03/05 от 18 января 2022 года, осмотра транспортного средства от 8 декабря 2020 года № 13/1, путевым листом от
18 января 2022 года № 4, водительским удостоверением Макарова О.А., свидетельством о регистрации транспортного средства <№>, картой маршрута регулярных перевозок серии 01215К № 001055, выписками из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл с официального сайта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, которые получили оценку должностного лица административного органа и судьи городского суда, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса. Правильность выводов должностного лица и судьи городского суда о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Приведенные в жалобе доводы со ссылкой на положение Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основаны на субъективном толковании закона, не опровергают вывод о наличии в действиях Кудрявцева Д.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов. Имеющееся в деле уведомление от
12 января 2022 года (л.д. 19) не подтверждает, что в утвержденный маршрут 111-П внесены изменения в части остановочной площадки и она заменена на остановочную площадку III привокзальной площади. Произвольное изменение маршрута движения автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок по установленному маршруту, с учетом их социальной значимости законом не предусматривается. Ссылка в жалобе на разъяснения Департамента государственной политики в области автомобильного и городского транспорта Минтранса России и Комитета по транспорту и развитию инфраструктуры Государственной Думы Российской Федерации указанного вывода не опровергает.
По делу установлено, что в нарушении требований пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 10 Правил 18 января 2022 года в 13 часов 35 минут ИП Кудрявцев Д.Г. допустил отклонение от установленного схемой маршрута № 111-П «Йошкар-Ола (остановочная площадка II) – Пилорама» пути следования, поскольку водителем его маршрутного транспортного средства осуществлена посадка (высадка) пассажиров по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Яналова, д. 8 (остановочная площадка III), не являющемуся остановочным пунктом, который разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок с определенными остановочными пунктами № 111-П «Йошкар-Ола (остановочная площадка II) – Пилорама», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей.
Административное наказание назначено ИП Кудрявцеву Д.Г. с учетом требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, учитывая, что допущенное нарушение посягает на установленные правила безопасной перевозки пассажиров общественным транспортом, то предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ совокупности обстоятельств, позволяющих заменить назначенное наказание на предупреждение, по настоящему делу не имеется.
По этим же основаниям совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 4 марта 2022 года № 03/64 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д. Г. оставить без изменения, жалобу защитника индивидуального предпринимателя Кудрявцева Д.Г.
Мошкова Д.С. – без удовлетворения.
Судья И.Н. Смышляева