УИД 16RS0049-01-2021-016534-57
Дело № 12-910/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 июня 2022 года город Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Федосова Н.В.,
с участием защитника публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» - Тарасова Т.В.,
представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – Назиповой З.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» на постановление начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан Ахмадуллина Ф.Ф. от --.--.---- г. №-- по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, город Нижнекамск, улица Соболековская, здание 23, офис 129,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан Ахмадуллина Ф.Ф. от --.--.---- г. №-- публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим (далее – заявитель, ПАО «Нижнекамскнефтехим», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно вышеуказанному постановлению, --.--.---- г. старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан ГКУ «Нижнекамское лесничество» в ходе обследования лесного участка в квартале 87 выделах 27-29 Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества выявлено неравномерное размещение веществ черного цвета с резким запахом на земли лесного фонда с территории земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:137, принадлежащего ПАО «Нижнекамскнефтехим», в результате движения талых вод. Сумма причиненного ущерба составила 39 325 рублей 00 копеек. Допустив размещение веществ из шламонакопителя на лесной участок, ПАО «Нижнекамскнефтехим» нарушило требование статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047.
За указанное административное правонарушение ПАО «Нижнекамскнефтехим» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Нижнекамскнефтехим» подало на него жалобу в суд, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что должностное лицо, вынесшее постановление, превысило свои полномочия и самостоятельно привлекло общество к административной ответственности после проведения административного расследования, не передав материалы дела в суд по подведомственности.
Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от --.--.---- г. удовлетворена жалоба ПАО «Нижнекамскнефтехим», постановление начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан Ахмадуллина Ф.Ф. от --.--.---- г. №-- отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г. решение суда от --.--.---- г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Защитник ПАО «Нижнекамскнефтехим» Тарасов Т.В., действующий на основании доверенности от --.--.---- г. №--, в судебное заседание явился, продержал доводы, изложенные в отзыве. Дополнительно указал, что шламоотвала как инженерно-технического сооружения не существует, поскольку с 80-х годов он перестал эксплуатироваться, а со временем разрушился и отходы смешались с землей. В декабре 2021 года земельный участок с кадастровым номером 16:53:030112:137, ранее принадлежащий ПАО «Нижнекамскнефтехим», был передан в собственность Исполнительного комитета города Нижнекамска. В настоящее время данная территория включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и будет рекультивироваться в рамках федеральной программы. Также указал, что административным органом не представлены сведения о том, что дренажные колодца имеют какое-либо отношение к ПАО «Нижнекамскнефтехим», поскольку они не находятся на их территории, равно как и доказательств того, что жидкость, вытекающая из дренажной системы идентична веществам, содержащимся в шламоотвале, в связи с чем просил оспариваемое постановление от --.--.---- г. отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Назипова З.Ф., действующая на основании доверенности от --.--.---- г. №--, с доводами заявителя не согласилась, просила отказать в удовлетворении жалобы, указав, что в мае 2022 года специалистами Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан повторно осуществлялся выезд на земельный участок в квартале 87 выдела 29 Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества, по результатам которого зафиксировано, что из дренажных колодцев продолжает вытекать жидкость по внешнему виду и консистенции схожая с теми веществами, образцы которых в июле 2021 года были изъяты для исследования. Также предположила, что дренажные колодца являются составной частью шламонакопителя и, следовательно, принадлежат на праве собственности ПАО «Нижнекамскнефтехим». Полагает, что в результате бездействия со стороны общества и произошло загрязнение лесного участка, относящегося к зоне защитных лесов.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, в том числе оригиналы административного материала, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе.
Субъектами указанного административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления и при обращении с ними. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами или иными опасными веществами.
В силу части 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с подпунктом «а» пункта 20 которых при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Выделяются следующие категории защитных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
4) ценные леса;
5) городские леса.
Суду представлены материалы дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Нижнекамскнефтехим», которые исследованы в судебном заседании, а именно:
- протокол об административном правонарушении №-- от --.--.---- г., составленный в соответствии со статьями 28.2 - 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором изложены обстоятельства правонарушения (л.д. 30-33 том 1);
- определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от --.--.---- г. (л.д. 64-65 том 1);
- акты обследования лесного участка от --.--.---- г., --.--.---- г. (л.д. 34-36, 66 том 1);
- фотоматериалы (л.д. 37-42, 67-68 том 1);
- схемы участков (л.д. 43-44, 71 том 1);
- акт отбора проб №-- от --.--.---- г. (л.д. 47-49 том 1);
-протоколы по результатам КХА проб почв от --.--.---- г. (л.д. 50, 51, 52, 53 том 1);
- письмо ПАО «Нижнекамскнефтехим» от --.--.---- г. №---ИсхП (л.д. 70 том 1);
- свидетельство о государственной регистрации права от --.--.---- г. (л.д. 74 том 1);
- постановление по делу об административном правонарушении от --.--.---- г. №-- (л.д. 20-22 том 1);
- выписки из ЕГРН (л.д. 75-110 том 1) и иные материалы дела.
Признавая ПАО «Нижнекамскнефтехим» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к выводу о том, что факт совершения им административного правонарушения подтвержден добытыми по делу доказательствами, однако с такими выводами суд согласиться не может.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в число которых входит установление наличия события административного правонарушения, исследование всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательств вины ПАО «Нижнекамскнефтехим» в совершении административного правонарушения должностное лицо в постановлении ссылается на протокол об административном правонарушении от №-- от --.--.---- г., акт обследования лесного участка от --.--.---- г., акт отбора проб почв №-- от --.--.---- г., фотоматериалы и иные доказательства по делу.
Однако как следует из представленных в материалы дела доказательств, на основании письма ПАО «Нижнекамскнефтехим» от --.--.---- г. №---ИсхП комиссией ГКУ «Нижнекамское лесничество» проведено обследование лесного участка - квартала 87 выдела 27-29, граничащего с указанным в обращении земельным участком с кадастровым номером №--, который в свою очередь относится к землям населенных пунктов для размещения объектов промышленности, для эксплуатации шламонакопителя №--.
В результате обследования установлено, что на территории земель лесного фонда обнаружено неравномерное разлитие жидкости черного цвета с резким запахом.
Данная территория в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Нижнекамского лесничества, утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства от --.--.---- г. №--, относится к защитным лесам, расположенным в водоохранных зонах (л.д. 30-43 том 2).
--.--.---- г. государственным инспектором ОПН, участковым лесничим Биклянского участкового лесничества, с участием представителя ПАО «Нижнекамскнефтехим» проведено совместное обследование, в ходе которого были отобраны пробы почв в соответствии с актом от --.--.---- г. №--. Протоколами результатов КХА проб почв от --.--.---- г. №№--, №--, установлено превышение ПДК по нефтепродуктам в 50 раз.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от --.--.---- г. №-- собственником земельного участка с кадастровым номером №-- является ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Между тем каких-либо убедительных доказательств того, что на земельном участке с кадастровым номером №--, который на тот момент принадлежал ПАО «Нижнекамскнефтехим», находится шламонакопитель и именно из него произошло разлитие жидкости (нефтепродукта) на земли лесного фонда, совокупностью материалов дела прямо не подтверждается.
В дополнении к доказательствам, имеющимся в материалах дела, административным органом представлена видеозапись от --.--.---- г., из которой усматривается, что из дренажных колодцев ДК-1, ДК-2, ДК-3, расположенных в квартале 87 выдела 29 Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества, на земли лесного фонда вытекает жидкость черного цвета с резким запахом по внешнему виду и консистенции схожая с теми веществами, образцы которых --.--.---- г. были изъяты для дальнейшего химического исследования (л.д. 18 том 2).
В ходе судебного заседания представитель Назипова З.Ф. пояснила, что вышеуказанные дренажные колодца находятся на землях лесного фонда, вблизи с границей земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:137. По ее мнению разлив указанной жидкости происходит из шламонакопителя, расположенного на вышеуказанном земельном участке, через дренажные колодца, поскольку данная система является взаимосвязанной.
Вместе с тем доказательств того, что дренажные колодца являются составной частью шламонакопителя, либо находятся в собственности ПАО «Нижнекамскнефтехим» в материалах дела не имеется, административным органом суду не представлено.
Более того, из пояснений представителя Назиповой З.Ф. установлено, что идентификация веществ, вытекающих из дренажных колодцев, с веществами, содержащимися в шламонакопителе, административным органом не проводилась.
Доводы защитника ПАО «Нижнекамскнефтехим» о том, что на земельном участке с кадастровым номером №-- отсутствует шламонакопитель, административным органом также не опровергнуты.
Таким образом, административным органом по делу не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, которые бы свидетельствовали о том, что загрязнение лесного участка, относящегося к зоне защитных лесов, произошло в результате действий либо бездействия общества.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В связи с указанным вину ПАО «Нижнекамскнефтехим» в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя считать установленной и доказанной в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, вынесенное по делу постановление не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся постановление.
При этом доводы заявителя о том, что по делу проведено административное расследование, поэтому дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, подлежат отклонению в связи с тем, что административное расследование по настоящему делу фактически не проводилось, поскольку экспертизы и иные реальные действия, требующие значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, охватываемые понятием административного расследования, по делу не проводились.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 -30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» удовлетворить.
Постановление начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан Ахмадуллина Ф.Ф. от --.--.---- г. №-- по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение десяти суток с момента вручения или получения копии данного решения.
Судья Федосова Н.В.