Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1921/2023 ~ М-1315/2023 от 14.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                              10 ноября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1921/2023 по административному исковому заявлению ФИО5 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о пересмотре и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 49902 кв.м, по адресу: <адрес>, в 2-х км южнее <адрес>, в размере 13 944 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, Светлопольская волость, 67 км автодороги Самара-Ульяновск, площадью 21728 кв.м, в размере 6 225 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, Светлопольская волость, 67 км дороги Самара-Ульяновск, общей площадью 8701 кв.м, в размере 2 828 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, общей площадью 15441 кв.м, в размере 5 126 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, проспект 50 лет октября, в районе ж/д переезда на <адрес>, общей площадью 24384 кв.м, в размере 7 572 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположен в районе развилки автодорог «Самара-Бугуруслан-совхоз Рабочий», общей площадью 22000 кв.м, в размере 6 341 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков, в отношении которых установлена кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной стоимости объектов, определенной в отчете об оценке. Данным обстоятельством затрагиваются имущественные права и обязанности административного истца, связанные с увеличением размера налоговых платежей.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица Правительство Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрацию м.р. Волжский Самарской области, администрация с м.р. Красноярский Самарской области, администрация с.п. Светлое Поле м.р. Красноярский Самарской области, администрация м.р. Кинель-Черкасский Самарской области, администрация г.о. Кинель Самарской области, извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.

Администрация м.р. Красноярский Самарской области в письменном отзыве на административный иск считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Земельные участки с кадастровыми номерами и входят в границы с.п. Светлое Поле м.р. Красноярский Самарской области. Кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления земельного налога, который по нормативу 100% зачисляется в бюджеты сельских поселений.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем объектов недвижимого имущества:

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 49902 кв.м,

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 21728 кв.м,

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, общей площадью 8701 кв.м,

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, общей площадью 15441 кв.м,

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, общей площадью 24384 кв.м,

- земельного участка с кадастровым номером по почтовому адресу ориентира: <адрес> общей площадью 22000 кв.м.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2022 определена кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков:

- с кадастровым номером в размере 22 576 662, 84 рублей,

- с кадастровым номером в размере 9 100 990, 08 рублей,

- с кадастровым номером в размере 4 016 990, 67 рублей,

- с кадастровым номером в размере 13 165 305, 42 рублей,

- с кадастровым номером в размере 10 006 462, 08 рублей,

- с кадастровым номером в размере 7 397 280 рублей,

Административный истец, будучи собственником указанных объектов, является плательщиком земельного налога. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 13.08.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 108 от 31.07.2023 частнопрактикующего оценщика Мининой Т.И. об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков

- с кадастровым номером в размере 13 944 000 рублей,

- с кадастровым номером в размере 6 225 000 рублей,

- с кадастровым номером в размере 2 828 000 рубля,

- с кадастровым номером в размере 5 126 000 рубля,

- с кадастровым номером в размере 7 572 000рублей,

- с кадастровым номером в размере 6 341 000 рублей,

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Доводы заинтересованного лица администрации м.р. Красноярский Самарской области в отзыве на иск o том, что в результате пересмотра кадастровой стоимости уменьшатся поступления платежей в бюджет муниципального образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», и не зависит от формирования бюджета муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13.08.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО6 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 13 944 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 225 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 2 828 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 5 126 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, в районе ж/д переезда на <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 572 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером по почтовому адресу ориентира: <адрес>», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 341 000 рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 13.08.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2023.

Судья                                И.А. Щетинкина

3а-1921/2023 ~ М-1315/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Техкомплект"
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
администрация с.п. Светлое Поле м.р. Красноярский Самарской области
администрация г.о. Кинель Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Чечеткина Марина Викторовна
Правительство Самарской области
администрация м.р. Волжский Самарской области
администрация м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
администрация м.р. Красноярский Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.08.2023Регистрация административного искового заявления
14.08.2023Передача материалов судье
17.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее