47RS0014-01-2021-001277-57
Дело № 2-202/2023 27 января 2023 года
город Приозерск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
судьи Горбунцовой И.Л.
при секретаре Калиновой М.А.
с участием истца помощника Приозерского городского прокурора Фомина И.А. представителя ответчика, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности Цветикова И.В., представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Новочуб С.П., действующей по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приозерского городского прокурора к ДНП "СКАЛА" об обязании согласовать с администрацией создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Приозерский городской прокурор ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к ДНП "СКАЛА", в котором просил обязать ДНП "СКАЛА" согласовать с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой проанализирована представленная АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее - Региональный оператор) информация о садоводческих некоммерческих товариществах, расположенных на территории Приозерского района Ленинградской области, заключивших договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что ДНП "СКАЛА" не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно сведениям Регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с Региональным оператором не заключен. Между тем, обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством. В соответствии с Дополнительным соглашением № между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ. Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора. Ненадлежащее обращение ДНП "СКАЛА" с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Заочным решением Приозерского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Приозерского городского прокурора удовлетворены.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение отменено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Фомин И.А. исковые требования поддержала, просил их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ДНП "СКАЛА" в судебном заседании не возражал против требования прокурора в части исполнения требуемых обязанностей, однако просил увеличить срок для исполнения решения суда до 2 лет в связи с тем, что в 2023 году начнётся осваивание земельного участка.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в судебном заседании поддержал иск прокурора в полном объеме.
Учитывая надлежащее извещение лиц о дате и времени рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу пунктов 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Подпунктами 5, 6 п. 7 ст. 18 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
Постановлением правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области» утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области, которые определяют порядок осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области.
Судом установлено, что ДНП "СКАЛА" зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
Проект планировки и застройки ДНП "СКАЛА" согласован с администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Согласно Уставу ДНП "СКАЛА" является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной гражданами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом.
ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение с АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о наделении статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области.
В соответствии с дополнительным соглашением № между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор – АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» – приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ
Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора.
По информации, предоставленной АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», ДНП "СКАЛА", осуществляющее деятельность на территории Приозерского района Ленинградской области, заявок на заключение договора не направляло, денежные средства на расчетный счет АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» не поступали.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Таким образом, право на совершение распорядительных действий принадлежит исключительно сторонам.
В силу положений статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом заявленных требований истца, необходимого времени для исполнения решения суда, суд полагает допустимым установить срок ответчику для согласования с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНП и заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор при обращении в суде был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае она взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая удовлетворения иска в полном объеме, суд пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 900 рублей (за три требования, не подлежащих оценке)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,39,56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Приозерского городского прокурора к ДНП "СКАЛА" об обязании согласовать с администрацией создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами- удовлетворить.
Обязать ДНП "СКАЛА" согласовать с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ДНП "СКАЛА" оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ДНП "СКАЛА" заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ДНП «Скала» в доход бюджета Приозерского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) рублей
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Приозерский городской суд
Судья И.Л. Горбунцова
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2023 года