Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2023 Рузский районный суд (адрес) в составе председательствующего судьи Жаровой С.К., при секретаре Сильвестровой М.В. с участием адвоката Ильиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Нефедовой Т. А. к Администрации ... городского округа (адрес) о возмещении убытков.
УСТАНОВИЛ:
Истец, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит взыскать с Администрации ... городского округа (адрес) в пользу истца убытки в размере ... рублей, возникшие вследствие вреда, причиненного в результате незаконных действий ответчика.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведения торгов на аукционе истцом с Администрацией ... городского округа (далее Администрация ...) (дата) был заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером 50:19:0050609:... (далее - Договор аренды №).
В связи с достижением цели предоставления данного земельного участка, а именно строительства жилого дома, права на который зарегистрированы в ЕГРН (дата), истец обратилась в Администрацию ... через портал Госуслуг с заявлением от (дата) о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов в целях эксплуатации уже построенного дома. Заключить договор купли-продажи в тот период не представлялось возможным в связи с тем, что указанный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и относится к землям, ограниченным в обороте и не мог быть предоставлен в частную собственность (ограничения сняты принятием Федерального закона от 16.02.2022 №9-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»).
Решением Администрации от (дата) №Р№ истцу было отказано в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Причина отказа: установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014. Как поясняет истец, данный классификатор с 12 февраля 2021 признан утратившим силу приказом Минэкономразвития России от 12.02.2021 №68, исходя из чего, ей было отказано на основании недействующего нормативного правового акта Российской Федерации, что нашло свое подтверждение в ходе проведенной по ее обращению прокурорской проверкой и вынесения представления ответчику об устранении выявленного нарушения, в связи с чем, считает свое право нарушенным с (дата).
После повторного обращения с заявлением от (дата) за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов» истцу, решением от (дата), вновь было отказано, решение истцом было обжаловано в ... районном суде (адрес).
Решением суда от (дата) решение об отказе от (дата) признано незаконным, суд обязал Администрацию ... подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:00540609:..., и направить истцу для подписания.
На основании решения ... районного суда (адрес) от (дата) и Представления ... городской прокуратуры (адрес) №Прдр№/№ от (дата) (дата) между истцом и Администрацией ... заключен договор аренды № земельного участка с КН50:19:0050609:... (далее - Договор аренды №), о чем в ЕГРН сделана запись от (дата) №. Арендная плата по настоящему договору составляет ... рублей в год.
Договор аренды № с арендной платой в размере ... руб., в год расторгнут.
Истец полагает, что если бы Администрацией ... не нарушались ее права и законные интересы и Администрация своевременно бы заключила с ней, как с собственником жилого дома, договор аренды земельного участка без проведения торгов, по заявлению от (дата) №№, то после истечения 30-ти дневного срока оказания государственной услуги, в соответствии со сроками, согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ, начиная с (дата) истец оплачивала бы арендные платежи в размере ... рублей ежемесячно.
В спорный период истец предпринимала меры для восстановления своего нарушенного права, и производила расходы на уплату арендных платежей в сумме ... руб. ежемесячно.
Всего за период со (дата) по (дата) истцом уплачены арендные платежи (с учетом банковской комиссией за ноябрь (дата)) на общую сумму ... руб.
В то время как за период со (дата) по (дата) истец считает, что должна была бы уплатить арендную плату по договору аренды, заключенному по результатам аукциона в размере ... руб., за период с (дата) по (дата), по новому договору аренды - ... руб., всего ... руб. Разница при этом составляет ... руб.
Истец считает, что неправомерные действия Администрации ... возложили на нее незаконную обязанность оплачивать повышенный размер арендной платы, привели к ухудшению ее имущественного положения, причинив имущественный вред на сумму ... рублей, который подлежит возмещению.
Истец, представитель истца, в судебное заседание явились, на удовлетворении заявленных требований настаивают.
Представитель ответчика Администрации ... городского округа в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражает.
Представители третьих лиц Управления Федерального казначейства по (адрес), Министерства имущественных отношений (адрес), Финансового Управления Администрации ... городского округа (адрес), в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены, заявлений с просьбой дело слушанием отложить от них не поступало, поэтому суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав явившихся лиц, проверив представленные доводы, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Рассмотрение заявлений граждан о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов регламентировано положениями статьи 39.17 Земельного кодекса, предусматривающей порядок, сроки, а также необходимость совершения определенных действий уполномоченным органом в результате рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 5 данной статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с указанной нормой процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду без торгов, должна быть завершена подготовкой проекта договора аренды.
Из материалов дела следует, что решением ... районного суда (адрес) (дата) по делу № по иску Нефедовой Т.А. к Администрации ... городского округа (адрес) о признании решения незаконным, обязании направить на согласование договор, решение Администрации ... городского округа (адрес) об отказе в предоставлении государственной услуги от (дата) № Р№, признано незаконным, обязав Администрацию ... городского округа (адрес) направить на согласование в Министерство имущественных отношений (адрес) на межведомственную комиссию по земельно-имущественным отношениям проект договора аренды земельного участка с КН50:19:00540609:..., площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), с последующим направлением проекта для подписания Нефедовой Т.А.
Данным решением установлено следующее. Нефедова Т.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:19:00540609:..., площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается Договором аренды земельного участка № от (дата), зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес), (дата), запись регистрации №.
Указанный земельный участок предоставлен Администрацией ... муниципального района (адрес) в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 20 лет – с (дата) по (дата). Договор аренды заключен на основании протокола о результатах аукциона №№ от (дата).
В соответствии с п.4.3.2 договора на вышеуказанном земельном участке истцом было построено здание, которое зарегистрировано, как объект недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером 50:19:0050609:..., принадлежащий истцу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от (дата) №.
(дата) через сайт госуслуг посредством государственной информационной системы (адрес) истцом заполнена интерактивная форма заявления №Р№ на предоставление государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов», порядок предоставления которой утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений (адрес) от (дата) № «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
(дата) Администрацией ... вынесено решение об отказе № Р№ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, так как расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Других оснований для отказа указано не было.
Истцом через сайт госуслуг посредством РПГУ была заполнена интерактивная форма заявления № Р№ на предоставление государственной услуги, выбрав подраздел «Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов» на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, к которой были приложены требуемые, электронной формой заполнения, документы в соответствии с пунктом 10 Административного регламента: заявление в электронном виде; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (отсканированный оригинал); сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке (отсканированный оригинал).
(дата) администрацией ... городского округа вынесено решение об отказе № Р№ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение мотивировано следующим: несоответствие информации, которая содержится в представленных документах, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия. На земельном участке расположено строение вспомогательного использования, не обладающее признаками жилого; установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию. На земельном участке расположено некапитальное сооружение вспомогательного назначения; - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. В границах земельного участка расположено некапитальное сооружение вспомогательного назначения.
Из представленного истцом в материалы дела заключения специалиста следовало, что исследуемое здание с КН50:19:0050609:..., в границах земельного участка с КН50:19:00540609:... в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, является объектом капитального строительства и относится к недвижимому имуществу, подлежащему гос.регистрации, указанное заключение специалиста судом было признано соответствующим требованиям Федерального закона от 31.05.2001г №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Решением ... районного суда (адрес) от (дата) расположенный на земельном участке жилой дом признано, что объект является капитальным строением, имеет самостоятельное функциональное значение, принадлежит истцу на праве собственности и используется по целевому назначению, на основании чего, истец является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суд посчитал отказ уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги от (дата) № Р№ не основанным на законе, поскольку исходя из представленных истцом суду доказательств, на земельном участке с КН50:19:0050609:... истцом возведен жилой дом в соответствии с требованиями ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Таким образом, по требованию о взыскании неосновательного обогащения обстоятельством, подлежащим установлению, является наличие либо отсутствие какого-либо обязательства между сторонами, а также факт обогащения ответчика за счет истца.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании абзаца первого пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом муниципальное образование не является непосредственным причинителем вреда, однако в силу прямого указания закона выступает субъектом ответственности в связи с совершенными незаконными действиями или бездействием созданного им органа, выполнявшего публичные функции.
Таким образом, поскольку единственно возможным способом восстановления нарушенного права Нефедовой Т.А. явилось предъявление ею иска к Администрации ... городского округа (адрес) о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду на льготных условиях без проведения торгов, истцу причинены убытки в размере разницы между внесенной истцом арендной платой и подлежащей к внесению при заключении с ней договора аренды без проведения торгов, за период защиты права за исключением установленных законом процедур передачи земельного участка в аренду на льготных условиях без проведения торгов в установленном законодательством порядке, в связи с противоправными действиями органа публичной власти, выразившимися в незаконном отказе в предоставлении истцу в аренду спорного земельного участка, без проведения торгов.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что в период с (дата) по (дата) истец предпринимал меры судебной защиты для восстановления своего нарушенного права на предоставление земельного участка на льготных основаниях без проведения торгов, факт необоснованного отказа органа местного самоуправления подтвержден вступившим в законную силу решением суда, в случае своевременного принятия решения о предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов, Нефедова Т.А. могла уплачивать арендную плату значительно ниже той, что предусмотрена при предоставлении земельного участка с проведением торгов, таким образом, учитывая, что она производила расходы по уплате арендных платежей за период с (дата) по (дата), по договору аренды предоставленному с проведением торгов, в связи с чем, понесла убытки в виде разницы между размером подлежащих к уплате арендных платежей, при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и внесенных арендных платежей, предусмотренных договором аренды, заключенным по результатам проведения торгов, суд приходит к выводу о том, что с Администрации ... городского округа (адрес) подлежат взысканию денежные средства в размере ... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нефедовой Т. А. к Администрации ... городского округа (адрес) о возмещении убытков, удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ... городского округа (адрес) в пользу Нефедовой Т. А. в счет возмещения убытков сумму в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через ... районный суд (адрес) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме (дата).
Судья подпись С.К. Жарова