Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-124/2023 ~ М-87/2023 от 17.04.2023

Производство № 2-124/2023

УИД 17RS0011-01-2023-000105-52

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года с. Самагалтай

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шавыраа Б.К., при секретаре Соян А.С.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Даржаа А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сумона <адрес> о возложении обязанности построить пожарный водоем размером 54 м.3 для забора воды в любое время года в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, к администрации <адрес> об обязании профинансировать указанное мероприятие в тот же срок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва Даржаа А.А. обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с названным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка готовности органов местного самоуправления к пожароопасному периоду 2023 года, по результатам которой установлено, что на территории сельского поселения <адрес> наличие естественного источника воды в радиусе 200 метров не установлено и в сельском поселении <адрес> для обеспечения пожарным водоснабжением требуется построить пожарный водоем размером 108 м.3. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Поскольку пожар является стихийно развивающимся явлением и может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, мероприятия по предупреждению возникновения такой ситуации, а также осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в силу требований федерального законодательства возложены на органы местного самоуправления муниципального района, в связи с чем просит обязать администрацию сумона <адрес> построить пожарный водоем размером на 54 м.3 для забора воды в любое время года в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда законную силу, обязать администрацию <адрес> профинансировать указанное мероприятие по постройке пожарного водоема на территории сумона <адрес> размером 54 м.3 для забора воды в любое время года в указанный срок.

Представитель истца – помощник прокурора Шыырап Б.А. в судебном заседании поддержал иск и просил удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика администрации сумона <адрес> С., на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, просит рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика - администрации <адрес> Ч. на судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляла, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков.

Выслушав сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, в том числе органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности, разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализации прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, информационное обеспечение в области пожарной безопасности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной системы защиты. Наружное противопожарной водоснабжение. Требования пожарной безопасности (Правил).

Из положений п.3.10 и п.3.11 Свода Правил - пожарный водоем это водный объект, имеющий необходимый запас воды для тушения пожаров и оборудованный для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами), пожарный резервуар - инженерное сооружение емкостного типа с необходимым запасом воды для тушения пожаров и обустроенное для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами).

В соответствии с п.10 Правил, перечень объектов защиты, для которых наружное противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных резервуаров и водоемов, установлен Техническим регламентом. При этом отбор воды на тушение пожара предусматривается непосредственно из указанных водоисточников насосами пожарных автомобилей (мотопомпами), устройство противопожарного водопровода не требуется. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.

В соответствии со ст.62 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

В соответствии со ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной безопасности.

Согласно п.75 Постановления Правительства России от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Как установлено судом из представленных материалов, прокуратурой Тес-Хемского района проведена проверка готовности органов местного самоуправления к пожароопасному периоду 2023 года.

В ходе проверки противопожарного водоснабжения, проведенной 15 ПСЧ по охране Тес-Хемского района ГУ МЧС России по Республике Тыва в период с 15 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, выявлены недостатки наружного противопожарного водоснабжения, а именно в <адрес> всего 1 глубинный насос, неисправных - 1 ГН (не обеспечен противопожарным водоснабжением), по <адрес> - низкая производительность насоса, не приспособлен для забора воды пожарным автомобилем, требуется построить пожарный пирс для забора воды пожарным автомобилем. Для обеспечения противопожарным водоснабжением населенного пункта <адрес> требуется построить пожарный водоем размером 54 м.3.

Согласно справке по результатам проверки, составленной заместителем прокурора Тес-Хемского района Кууларом С.С., наличие на территории поселения с.У-Шынаа естественного источника воды (в радиусе 200 метров) не установлено, в связи с чем для обеспечения <адрес> противопожарным водоснабжением требуется построить пожарный водоем размером 54 м.3.

Изложенное свидетельствует о невыполнении администрацией сумона <адрес> требований статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, пункта 10, п.3.10 и п.3.11 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, и нарушении прав жителей поселения на обеспечение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Таким образом, требования прокурора к администрации сумона <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Отсутствие требуемого финансирования не освобождает органы местного самоуправления поселения от исполнения возложенных на них действующим законодательством обязанностей.

Переходя к требованию прокурора о возложении на администрацию кожууна обязанности профинансировать мероприятия по постройке пожарного водоема на территории сумона <адрес> суд приходит к следующему.

В силу положений ст.15 Федерального закона №131-ФЗ вопросы по организации осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, является вопросами местного муниципальных районов.

Из п.1 ст.8 устава администрации <адрес> следует, что к вопросам местного значения Тес-Хемского кожууна относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного объекта.

В силу п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Главным распорядителем бюджетных средств сумонов Тес-Хемского кожууна является администрация <адрес>.

Обязанность по финансированию сумона <адрес> возложена на администрацию <адрес>, в связи с чем требование прокурора к администрации <адрес> в части финансирования мероприятий по постройке пожарного водоема размером 54 м.3. для забора воды в любое время года на территории сумона <адрес> также является обоснованным.

На основании изложенного, исковые требования прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом суд полагает, что необходимо увеличить срок исполнения решения суда с 3-х месяцев до 6-ти месяцев с целью необходимости соблюдения ответчиком положений бюджетного законодательства и реального исполнения решения суда, для чего трех месяцев явно не достаточно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лицудовлетворить.

Обязать администрацию сумона <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда построить пожарный водоем на территории сумона У-Шынаа размером на 54 м.3 для забора воды в любое время года.

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия по постройке пожарного водоема размером на 54 м.3 для забора воды в любое время года на территории сумона <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 года (с учетом выходных дней 8,9 июля 2023 года).

Председательствующий Шавыраа Б.К.

2-124/2023 ~ М-87/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам. прокурора Куулар С.С.
Ответчики
Администрация сумона У-Шынаа Тес-Хемского района РТ
Администрация Тес-Хемского района РТ
Суд
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва
Судья
Шавыраа Борбаанай Кан-ооловна
Дело на странице суда
tes-hemskiy--tva.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее