Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 10 января 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
с участием прокурора Зоричевой Е.С.,
представителя административного истца Таланиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-89/2024 (3а-2386/2023) по административному исковому заявлению Мальцева ДГ, Мальцева ДГ об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» (далее по тексту - Перечень на 2019 год), размещен 16.11.2018 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 308(30543) 20.11.2018.
В указанный Перечень на 2019 год включены объекты под пунктом 13253 с кадастровым номером №, под пунктом 12909 с кадастровым номером №, под пунктом 16109 с кадастровым номером №, под пунктом 2604 с кадастровым номером №.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год» (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 158 (30741) 23.10.2019.
В указанный Перечень на 2020 год включены объекты под пунктом 14644 с кадастровым номером №, под пунктом 14265 с кадастровым номером №, под пунктом 17718 с кадастровым номером №, под пунктом 2751 с кадастровым номером №.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год» (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 171(30955) 21.10.2020.
В указанный Перечень на 2021 год включены объекты под пунктом 12696 с кадастровым номером №, под пунктом 12364 с кадастровым номером №, под пунктом 15473 с кадастровым номером №, под пунктом 2469 с кадастровым номером №.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» (далее по тексту - Перечень на 2022 год), размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Приложение № 1 указанного Перечня на 2022 год включены объекты под пунктом 12534 с кадастровым номером №, под пунктом 12202 с кадастровым номером №, под пунктом 15290 с кадастровым номером №, под пунктом 2437 с кадастровым номером №.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год), размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Приложение № 1 указанного Перечня на 2023 год включены объекты под пунктом 12339 с кадастровым номером №, под пунктом 12010 с кадастровым номером №, под пунктом 15071 с кадастровым номером №, под пунктом 2386 с кадастровым номером №.
Мальцев Д.Г. и Мальцев А.Г., являясь собственниками сооружений с кадастровыми номерами №, №, №, №, обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими приведенных пунктов Перечней на 2019-2023 годы, обосновывая требования тем, что сооружения не обладают критериями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются административно-деловыми центрами, торговыми объектами, объектами бытового обслуживания. Включение объектов в оспариваемые акты противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу каждого объекта.
В судебном заседании представитель административного истца Таланина Е.М., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что осмотр объектов административным ответчиком не производился, что свидетельствует о недоказанности позиции министерства имущественных отношений Самарской области. О включении рассматриваемых объектов в аналогичные Перечни иных периодов неизвестно.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. При этом, считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, указывая, что по поступившим сведениям из ЕГРН в оспариваемые Перечни были включены:
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, имеющий наименование «сооружение, состоящее из здания АЗС, навеса, девяти резервуаров Р1, Р2, Р3, Р4, P5, Р6, Р7, Р8, Р9, пожарной емкости, аварийного топливогрязесборника (комплекс дорожного сервиса)», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «комплекс дорожного сервиса»;
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, имеющий наименование «сооружение автозаправочной станции»;
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, имеющий наименование «комплекс АЗС (здание, нефтехранилище подземного типа, площадка с четырьмя ТРП)», расположенный на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для размещения АЗС»;
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, имеющий наименование «Автозаправочная станция, в том числе: Здание операторской с магазином литера А, общая площадь – 50,5 кв.м; навес литера П, площадь застройки – 243,0 кв.м; резервуары: литера Р1-24,0 куб.м, литера Р2-25.0 куб.м, литера Р3-23,0 куб.м, литера Р4-24,0 куб.м, Резервуар сбора проливов литера Р5-12,0 куб.м, Аварийный резервуар литера Р6-7,0 куб.м; Ливневый резервуар литера Р7-7,0 куб.м; Замощение асфальтово-бетонное площадью – 774,7 кв.м, борт дорожный протяженностью - 87,3 м; Технологический трубопровод стальные трубы d-45 мм протяженность - 139,5 п.м., гильза бензопровода стальные грубы d-89 мм протяженностью - 102 п.м.; Канализация асбестовая труба d-100 мм, протяженностью 3,0 п.м., поглощающий канализационный колодец – 1 шт.; Ливневая канализация стальная труба, d-100 мм протяженностью 31,0 п.м., смотровой колодец - 1 шт., дождеприемник - 3 шт., Электрическая сеть общая протяженность - 0.194 км., в том числе: провода марки МКЭШ 7x0.5 протяженностью - 0,097 км., П2964x0.7», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под автозаправочную станцию».
Поскольку сооружения автозаправочных станций предназначены для осуществления торговли топливом, а также, как правило, используются совместно с объектами общественного питания (напр. рестораны, кафе), объектами бытового обслуживания (напр. прачечная, автосервисы), торговыми объектами, а также в связи с тем, что наименования спорных сооружений и вид разрешенного использования земельных участков содержат указание на размещение автозаправочных станций и комплекса дорожного сервиса, министерство включило указанные объекты в оспариваемые Перечни исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по определению фактического использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, №, №, № министерством в период с 2018-2023 годы не проводились, решения об исключении указанных объектов недвижимости из Перечней, в том числе на 2019-2023 годы, не принимались.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав об отсутствии сведений о проведении органами местного самоуправления мероприятий по определению фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608, от 07.10.2019 № 2201, от 19.10.2020 № 2014, от 22.10.2021 № 2233, от 08.11.2022 № 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2019-2023 годы.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В Перечень на 2019 год включены объекты под пунктом 13253 с кадастровым номером №, под пунктом 12909 с кадастровым номером №, под пунктом 16109 с кадастровым номером №, под пунктом 2604 с кадастровым номером №.
В Перечень на 2020 год включены объекты под пунктом 14644 с кадастровым номером №, под пунктом 14265 с кадастровым номером №, под пунктом 17718 с кадастровым номером №, под пунктом 2751 с кадастровым номером №.
В Перечень на 2021 год включены объекты под пунктом 12696 с кадастровым номером №, под пунктом 12364 с кадастровым номером №, под пунктом 15473 с кадастровым номером №, под пунктом 2469 с кадастровым номером №.
В Приложение № 1 Перечня на 2022 год включены объекты под пунктом 12534 с кадастровым номером №, под пунктом 12202 с кадастровым номером №, под пунктом 15290 с кадастровым номером №, под пунктом 2437 с кадастровым номером №.
В Приложение № 1 Перечня на 2023 год включены объекты под пунктом 12339 с кадастровым номером №, под пунктом 12010 с кадастровым номером №, под пунктом 15071 с кадастровым номером №, под пунктом 2386 с кадастровым номером №.
Согласно выпискам из ЕГРН административным истцам Мальцеву А.Г. и Мальцеву Д.Г. на праве общедолевой собственности принадлежат объекты недвижимости:
- сооружение с кадастровым номером №, по адресу: Самарская область, Волжский район, пос. Верхняя Подстепновка, в районе кладбища «Южное», площадью 715,3 кв.м, назначение – нежилое, производственное (промышленное), наименование - сооружение автозаправочной станции, расположено в пределах объекта с кадастровым номером № – земельный участок с видом разрешенного использования «для автозаправочного комплекса», принадлежащий Мальцеву А.Г. и Мальцеву Д.Г.,
- сооружение с кадастровым номером №, по адресу: Самарская область, Волжский район, Стромиловское кольцо на автодороге Самара-Пугачев-Волгоград, площадью 903 кв.м, назначение – нежилое, наименование – сооружение, состоящее из здания АЗС, навеса, девяти резервуаров Р1, Р2, Р3, Р4, P5, Р6, Р7, Р8, Р9, пожарной емкости, аварийного топливогрязесборника (комплекс дорожного сервиса), расположено в пределах объекта с кадастровым номером № - земельный участок с видом разрешенного использования «комплекс дорожного сервиса», принадлежащий Мальцеву А.Г. и Мальцеву Д.Г.,
- сооружение с кадастровым номером №, по адресу: Самарская область, Красноярский район, автодорога Москва-Уфа-Челябинск, 1034 км + 925 км, площадью 755, 1 кв.м, назначение – иное сооружение, наименование - комплекс АЗС (здание, нефтехранилище подземного типа, площадка с четырьмя ТРП), расположено в пределах объекта с кадастровым номером № – земельный участок с видом разрешенного использования «для размещения АЗС», принадлежащий Мальцеву А.Г. и Мальцеву Д.Г.,
- сооружение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, назначение – сооружение, наименование - Автозаправочная станция, в том числе: Здание операторской с магазином литера А, общая площадь – 50,5 кв.м; навес литера П, площадь застройки – 243,0 кв.м; резервуары: литера Р1-24,0 куб.м, литера Р2 - 25.0 куб.м, литера Р3 - 23,0 куб.м, литера Р4 - 24,0 куб.м, Резервуар сбора проливов литера Р5 - 12,0 куб.м, Аварийный резервуар литера Р6 - 7,0 куб.м; Ливневый резервуар литера Р7 - 7,0 куб.м; Замощение асфальтово-бетонное площадью – 774,7 кв.м, борт дорожный протяженностью - 87,3 м; Технологический трубопровод стальные трубы d-45 мм протяженность - 139,5 п.м., гильза бензопровода стальные грубы d-89 мм протяженностью - 102 п.м.; Канализация асбестовая труба d-100 мм, протяженностью 3,0 п.м., поглощающий канализационный колодец – 1 шт.; Ливневая канализация стальная труба, d-100 мм протяженностью 31,0 п.м., смотровой колодец - 1 шт., дождеприемник - 3 шт., Электрическая сеть общая протяженность - 0.194 км., в том числе: провода марки МКЭШ 7x0.5 протяженностью - 0,097 км., П2964x0.7», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под автозаправочную станцию, расположенное в пределах объекта с кадастровым номером № – земельный участок с видом разрешенного использования «под автозаправочную станцию», принадлежащий Мальцеву А.Г. и Мальцеву Д.Г.
По запросу суда из ППК Роскадастр в порядке судебного электронного взаимодействия поступила документация из реестровых дел:
- в отношении объекта с кадастровым номером № по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Подстепновка, б/н (у кладбище «Южное»), технический паспорт по состоянию на 4 октября 1999 года, из которого следует, что по экспликации к плану строения литера А части нежилых помещений поименованы: кабинет (3), кухня, коридор (4), щитовая, котельная, туалет (2), умывальная, операторская, зал;
- в отношении объекта с кадастровым номером №, по адресу: Самарская область, Волжский район, Стромиловское кольцо, на автодороге Самара-Пугачев-Волгоград, технический паспорт по состоянию на 22 ноября 2000 года, из которого следует, что по экспликации к плану строения литера А части нежилых помещений поименованы: подсобная, кладовка (2), коридор (3), операторная (2), комната отдыха, туалет;
- в отношении объекта с кадастровым номером №, по адресу: Самарская область, Красноярский район, автодорога Москва-Уфа-Челябинск, 1034 км + 925 км, технический паспорт по состоянию на 20 октября 2000 года, из которого следует, что по экспликации к плану строения литера А части нежилых помещений поименованы: тамбур, кафе (площадь 26,4 кв.м), кладовая (2), щитовая, комната охраны, операторская, коридор. Аналогичная информация поступила из ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации».
В материалах инвентарного дела, поступившего из ППК Роскадастр в лице Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения, на объект с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, застроенной площадью 376,5 кв.м, содержится техническая документация по состоянию на 10 июля 2003 года, где по экспликации к плану строения литера А части строения поименованы: магазин (площадь 26,3 кв.м), тамбур, кабинет, операторная, сан.узел, коридор.
Аналогичная информация содержится в технических паспортах, представленных в материалы дела административным истцом.
Таким образом, по сведениям технического учета, в рассматриваемых сооружениях с кадастровым номером № значится объект общественного питания кафе площадью 26,4 кв.м или 3,5% от общей площади сооружения 755,1 кв.м; с кадастровым номером № имеется объект торговли магазин площадью 26,3 кв.м или 6,98 % от общей площади сооружения 376,5 кв.м.
Анализируя сведения из ЕГРН и техническую документацию суд приходит к выводу, что в отношении объектов с кадастровыми номерами № наименования сооружений, их назначение, вид разрешенного использования земельного участка под объектами, а также назначение частей объектов по технической документации, бесспорно, не свидетельствуют о размещении торгового центра (комплекса), а также использование не менее 20 процентов его общей площади каждого сооружения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования указанных объектов в период, предшествующий утверждению оспариваемых Перечней не проводились.
Суд не соглашается с позицией административного ответчика, что осуществление розничной продажи нефтепродуктов предполагает торговлю сопутствующих товаров по следующим основаниям.
Под площадью торгового объекта понимается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункт 13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»).
Понятие «автозаправочной станции» как одного из типа торговых предприятий приведено в пункте 58 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», действующего до 01.10.2023, и в пунктике 56 «ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», действующего с 01.10.2023, согласно которому автозаправочная станция - это предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям.
В соответствии с пунктом 18.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2019 г. N 167 -ст, запрещается допуск посторонних лиц в служебные помещения АЗС. Клиенты АЗС не должны иметь доступ к оборудованию и сооружениям, где они могут причинить вред себе или создать опасность для других. На территории АЗС не допускается свободное перемещение клиентов и лиц, прибывших для проверки (без сопровождения работников АЗС) в зонах размещения резервуаров, складских и подсобных помещений, технических и инженерных коммуникаций. О запрете доступа клиенты должны информироваться посредством соответствующих табличек (указателей).
Таким образом, из приведенных норм следует, что для признания автозаправочной станции торговым объектом, требуется установить, что этим предприятием осуществляется не только продажа нефтепродуктов, но и оказываются дополнительные сопутствующие услуги потребителям, при этом, помещение автозаправочной станции, непосредственно используемое в качестве торгового объекта, предусматривает выкладку, демонстрацию товара, обслуживание покупателей и проведение денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункт 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»), и в это помещение должен быть обеспечен проход покупателей.
Доказательства, что рассматриваемые объекты недвижимости отвечают названным критериям, материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлены.
Судом установлено, что рассматриваемые сооружения расположены на земельных участках с видом разрешенного использования под объектами с кадастровыми номерами: № «для автозаправочного комплекса», № «комплекс дорожного сервиса», № «для размещения АЗС», № «под автозаправочную станцию».
Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540, действовавшим в период до 04.04.2021, и приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, действующий с 05.04.2021, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В указанных классификаторах в период действия каждого под кодом 4.9.1 предусмотрен вид разрешенного использования земель - «объекты дорожного сервиса» (размещение зданий и сооружений дорожного сервиса), и прямо указано, что содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, где:
вид разрешенного использования «заправка транспортных средств» (4.9.1.1), предусматривает размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса;
вид разрешенного использования «обеспечение дорожного отдыха» (4.9.1.2), предусматривает размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса;
вид разрешенного использования «автомобильные мойки (4.9.1.3), предусматривает размещение автомобильных моек, а также магазинов сопутствующей торговли;
вид разрешенного использования «ремонт автомобилей (4.9.1.4), предусматривает размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.
Учитывая изложенное, виды разрешенного использования по указанным выше кодам, предполагающие размещение объектов дорожного сервиса (в том числе магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания, автомобильных моек, мастерских для ремонта и обслуживания автомобилей, которые предназначены для обслуживания участников дорожного движения по пути следования и в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ также отнесены к объектам дорожного сервиса), не предусматривают однозначно размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в значении, придаваемом данным нормативным правовым актом из чего следует, что данный вид разрешенного использования однозначно не предусматривает размещение объектов, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ в связи с чем, содержание данного вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Перечней на 2019-2023 годы отсутствовали установленные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утверж. Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402) документы об использовании рассматриваемых сооружений в целях, предусмотренных п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Исходя из материалов дела, представленных и полученных по запросам доказательств, суд приходит к выводу, что назначение и технические характеристики каждого сооружения, а также вид разрешенного использования земельного участка под сооружениями, безусловно, не предполагают предназначение объектов для размещения торгового центра (комплекса), а также фактическое использование не менее 20 процентов общей площади каждого сооружения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Оценив вышеуказанные доводы административных истцов во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые сооружения не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренными пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, и, следовательно, не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019-2023 годы.
Учитывая изложенное, заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 № 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Мальцева ДГ, Мальцева ДГ удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» в части включения в него под пунктом 13253 объект с кадастровым номером №, под пунктом 12909 объект с кадастровым номером №, под пунктом 16109 объект с кадастровым номером №, под пунктом 2604 объект с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год» в части включения в него под пунктом 14644 объект с кадастровым номером №, под пунктом 14265 объект с кадастровым номером №, под пунктом 17718 объект с кадастровым номером №, под пунктом 2751 объект с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год» в части включения в него под пунктом 12696 объект с кадастровым номером №, под пунктом 12364 объект с кадастровым номером №, под пунктом 15473 объект с кадастровым номером №, под пунктом 2469 объект с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» в части включения в Приложение № 1 под пунктом 12534 объект с кадастровым номером №, под пунктом 12202 объект с кадастровым номером №, под пунктом 15290 объект с кадастровым номером №, под пунктом 2437 объект с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» в части включения в Приложение № 1 под пунктом 12339 объект с кадастровым номером №, под пунктом 12010 объект с кадастровым номером №, под пунктом 15071 объект с кадастровым номером №, под пунктом 2386 объект с кадастровым номером №.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 15.01.2024.
Судья: И.А. Щетинкина