УИД 78RS0009-01-2022-006873-41
Дело № 5-1353/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 августа 2022 года Санкт-Петербург
Судья Красносельского районного суда Санкт-Петербурга Барильченко Н.В., рассмотрев в помещении № 408 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, гор. Красное Село, ул. Суворова, дом 3, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении:
СТЕПАНОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА, <...> в течение срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ, за однородные правонарушения к административной ответственности не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
Степанов А.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, при отсутствии в его действиях признаков уголовно наказуемого деяния, а именно: 12.06.2022 в 08 час. 19 мин.; 12.06.2022 в 08 час. 23 мин. по месту жительства по адресу Санкт-Петербург, <адрес> осуществил публичное действие, направленное на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публично призывал воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, своими действиями подрывал доверие к проведению специальной военной операции, проводимой с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утвержденного постановлением от 22.02.2022 года №35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации». Так, 14.06.2022 в ходе осмотра всемирной информационно-коммуникационной сети Интернет установлено, что Степанов А.В. в социальной сети «Вконтакте» на странице пользователя «Александр Степанов», по адресу http://vk.com/id209464, разместил в свободном доступе информационные материалы, в которых, содержатся признаки публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, по ссылке:
<...>
<...>
Доступ к размещенной на странице публикации свободен для неограниченного круга пользователей, тем самым Степанов А.В., выражая свое мнение, формировал мнение окружающих ос участии Вооруженных сил РФ в войне (нападении российских интервентов на Украину), а не в специальной военной операции, то есть своими действиями умышленно, с целью подрыва авторитета, имиджа и доверия к использованию Вооруженных сил Российской Федерации среди граждан, дискредитировал цели и задачи по использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы РФ, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права, при этом указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В ходе проведения проверки установлено, что вышеуказанный материал опубликован пользователем «Александр Степанов», на странице по адресу http://vk.com/id209464. которым является гр. Степанов Александр Викторович, <дата> г.р., адрес места регистрации: г. Санкт- Петербург, <адрес>.
В судебное заседание Степанов А.В. не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом по правилам ст. 25.15 КоАП РФ. Ходатайство об отложении рассмотрения дела мотивированным определением суда оставлено без удовлетворения. В представленных письменных объяснениях просил суд учесть, что разместил информацию, находясь в эмоциональном состоянии, поскольку на Украине находятся его друзья и знакомые. С введением антироссийских санкций возрастает информационное давление в социальных сетях и СМИ, размещается информация, часть из которой не соответствует действительности и имеет целью подорвать авторитет российских госорганов и армии. Данная информация способствовала его ошибочному мнению и действиям в сети «Интернет». Умысла на дискредитацию действий российских военных не имел. Просил учесть имущественное положение, <...>, учесть ведение здорового образа жизни, взаимодействие с органами местного самоуправления в области благоустройства и пресечения правонарушений. В случае назначения наказания, просил назначить штраф в размере менее минимального размера в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Суд, исследовав представленные доказательства в совокупности, считает их достаточными для рассмотрения настоящего дела по существу и приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно положениям ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст. 87 Конституции РФ Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Пунктом 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976, определены основные внешние военные опасности.
Пунктом 13 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976, определены основные внутренние военные опасности, к которым относится деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
Из содержания пункта 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, следует, что продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, а ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.
В силу пункта 5 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344, экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.
Главы ДНР и ЛНР обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой об оказании помощи. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» Совет Федерации дал разрешение на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны.
24.02.2022 года Президент Российской Федерации принял решение о проведении специальной военной операции по защите ЛНР и ДНР, целью которой является защита людей, демилитаризация и денацификация Украины.
Суд оценивает собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, то есть ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, и приходит к выводу, что вина Степанова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, подтверждена исследованными судом доказательствами, а именно:
- обращением B (вх. № 3/227715012573 от 20.06.2022) по факту размещения в сети «Вконтакте» с аккаунта Александр Степанов, <дата> г.р., материалов против спецоперации, поступившем 20.06.2022 в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области из Главного управления по противодействию экстремизму;
- справкой о/у ОБППЛ ОУР УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга от 14.06.2022 г., согласно которой осуществлен мониторинг социальной сети «ВКонтакте» - страница «Александр Степанов», которая принадлежит Степанову Александру Викторовичу, <дата> г.р., проживающему: г. Санкт-Петербург, <адрес>, где обнаружены комментарии от 12.06.2022 8:19 <...>
- скриншотами записей на стене от 12.06.2022 г. в 08 час. 19 ми., от 12.06.2022 в 08 час. 23 мин. с вышеуказанным содержанием;
- рапортом О/У ОБППЛ ОУР УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга от 06.07.2022 г. об обнаружении в действиях Степанова А.В. признаков правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.3 КоАП РФ;
- справкой Врио начальника ОИАЗ УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга от 22.07.2022 г., согласно которой в целях установления наличия или отсутствия признаков состава административного правонарушения проведен осмотр поступивших в ОИАЗ УМВД России материалов, опубликованных 12.06.2022 гр. Степановым Александром Викторовичем <дата> г.р., в социальной сети «ВКонтакте», зарегистрированным по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Согласно скриншотов прилагаемых к материалу пользователем страницы «Александр Степанов», в социальной сети «ВКонтакте» пользователь http: //vk.com/pcnews (http: //vk.com/id209464 Александр Степанов) размещены следующие сообщения (комментарии), по ссылкам: <...>
- данными базы СПО СК АС «Российский паспорт» с установочными личными данными на Степанова Александра Викторовича;
- протоколом об административном правонарушении АП № 008710 от 27.07.2022 г., согласно которому 12.06.2022 в 08 час. 19 мин.; 12.06.2022 в 08 час. 23 мин. по месту жительства по адресу Санкт-Петербург, <адрес> Степанов А.В. осуществил публичное действие, направленное на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публично призывал воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, своими действиями подрывал доверие к проведению специальной военной операции, проводимой с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утвержденного постановлением от 22.02.2022 года №35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации», что выявлено 22.07.2022 г. в ходе осмотра всемирной информационно-коммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» по адресу http://vk.com/id209464 на странице пользователя «Александр Степанов» по ссылкам https://vk/com/wall-l19453008 248600?thread=248692 и https://vk/com/wall-l 19453008 248600?reply=248694 248692.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении соответствует требованиям п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
Исследованные судом обращение, рапорт, справки должностных лиц, скриншоты и иные доказательства содержат необходимые сведения, указывающие как на обстоятельства вменяемого правонарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников, составивших процессуальные документы, материалы дела не содержат, а исполнение ими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении обстоятельств вменяемого Степанову А.В. административного правонарушения. Причин для оговора Степанова А.В. не установлено, суду таковые не приведены.
Оснований не доверять сведениям, изложенным в процессуальных документах, у суда не имеется.
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета, путем использования тактики обвинения, нагнетания отрицательных фактов и последствий, тактики умаляющих сравнений, непрямых оскорблений, с использованием метафор с негативной оценочностью, приемами иронии и сарказма.
Действия признаются публичными, если они адресованы группе или неограниченному кругу лиц и выражены в любой доступной для них форме (в устной, письменной, с использованием технических средств, в виде выступлений, распространении листовок, демонстрация плакатов и т.п.). Вопрос о наличии признака публичности действий должен разрешаться судом с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств.
При этом противоправными могут признаваться публичные действия, целью которых является любые действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из контекста размещенных Степановым А.В. комментариев следует, что они направлены на формирование у неопределенного круга лиц ложного мнения относительно истинных целей и задач использования Вооруженных Сил Российской Федерации в специальной военной операции на Украине, направленной на ее демилитаризацию и денацификацию в целях поддержания международного мира и безопасности. Размещены в открытом доступе для неопределенного круга лиц, то есть признак публичности действий установлен.
При рассмотрении дела, суд приходит к выводу, что деяние Степанова А.В. верно квалифицировано по ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Таким образом, доводы Степанова А.В. об отсутствии состава административного правонарушения суд полагает подлежащими отклонению, поскольку ч.3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Введенная в действие с 04.03.2022 года статья 20.3.3 КоАП РФ не признана неконституционной в установленном законом порядке.
Какие-либо достаточные доказательства, свидетельствующие об отсутствии состава либо события административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.3.3. КоАП РФ, а также о наличии иных обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, суду не представлены, при рассмотрении дела указанные сведения судом также не добыты.
Оценив собранные по делу вышеуказанные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их достаточности, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, то есть ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, суд считает вину Степанова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, доказанной и квалифицирует его действия по ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания по правилам ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение; смягчающие административную ответственность обстоятельства, предусмотренные ст. 4.2 КоАП РФ, которым суд признает наличие на иждивении несовершеннолетних детей; отсутствие предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность; а также отсутствие обстоятельств, исключающих в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, суд принимает во внимание, что Степанов А.В. официально трудоустроен, <...>; принимает активное участие в общественной жизни; осознал свои действия как ошибочные.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Принимая во внимание имущественное и семейное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, учитывая, что размещенные материалы удалены Степановым А.В. и действующее законодательство не предусматривает исключений по применению положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ по настоящему составу, суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде штрафа с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, признавая его достаточным для достижения предупредительной цели административного наказания.
Руководствуясь ст. ст. 20.3.3 ч.1, 29.9-29.12 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
СТЕПАНОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА, <дата> года рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 коп.
Получатель платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) ИНН 7830002600, КПП 784201001, ОКТМО 40357000, счет 03100643000000017200 в Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург// УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург, БИК 014030106; к/сч 40102810945370000005, КБК 18811601201019000140, УИН 18880478220600087102.
Разъяснить обязанность в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ уплаты административного штрафа в полном объеме лицом, привлеченным к административной ответственности, в срок не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Представить суду копию документа об уплате штрафа в указанный выше срок. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока, судья, вынесший постановление, направляет постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
СУДЬЯ: