Дело № 2-106/ 2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кузнецовой З.Г.,
с участием
истца ФИО4,
представителя истца - адвоката Коллегии адвокатов «Республиканская» Чувашской Республики ФИО9, действующего на основании ордера <число> и удостоверения № 37,
ответчика- представителя казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО7 Н.А., действующей по доверенности <число> от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отделу социальной защиты населения <адрес> Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату по категории "Ветеран труда" с момента обращения,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с иском к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии), отделу социальной защиты населения <адрес> Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату по категории "Ветеран труда" с момента обращения, т.е. с <дата>. Требования обосновываются тем, что с <дата> он (истец) является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», имеет общий трудовой стаж более 37 лет. Приказом Министра внутренних дел России от <дата> был награжден медалью «За безупречную службу» 3 степени, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> - медалью «За отличие в службе» 2 степени, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> - медалью «За отличие в службе» 1 степени. <дата> ему выдано удостоверение «Ветеран труда». <дата> обратился к ответчику с заявлением о получении ежемесячной денежной выплаты как лицу, являющемуся ветераном труда. Однако в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано ввиду того, что не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Считая свое право на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты нарушенным, просит признать за ним (истцом) право на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты и возложить обязанность на КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии назначить ему ежемесячную денежную выплату с момента обращения, то есть с <дата>.
В судебном заседании истец ФИО4 заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по мотивам, изложенным в иске. Суду дополнительно пояснил, что трудовую деятельность начал с 16 лет, общий трудовой стаж работы составляет более 37 лет. Все это время он добросовестно трудился, в том числе в условиях Крайнего Севера, был награжден ведомственными наградами. В этой связи, просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда" и возложить обязанность на КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии назначить выплату с момента обращения с заявлением, то есть с <дата>.
Представитель истца ФИО9 заявленные требования поддержал, просит удовлетворить полностью по изложенным в иске мотивам. Полагает, что действующее законодательство не ставит в зависимость право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, с достижением возраста, дающего право на пенсию по старости, т.е. достижения мужчины возраста 60 лет. Поскольку ФИО4 является пенсионером по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет, которая, по его мнению, также является трудовой, с учетом положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", считает, что истец (ФИО4) имеет право на получение мер социальной поддержки, как ветеран труда.
Ответчик- представитель КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии Анисимова Н.А. исковые требования ФИО4 не признает, с изложенными стороной истца доводами не согласна. Пояснила, что право на предоставление мер социальной поддержки, согласно статьи 3 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда», наступит у ФИО4 при достижении им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть с 60 лет. Истец ФИО4 в настоящее время имеет возраст 54 года. Просит также учесть, что ФИО4 не является ни инвалидом, ни ветераном боевых действий. Кроме этого, на вопросы суда дополнительно пояснила, что отдел социальной защиты населения <адрес> КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии не является юридическим лицом, не может от своего имени приобретать права и нести обязанности, имеет статус структурного подразделения КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии.
Указанный в иске в качестве ответчика- представитель отдела социальной защиты населения <адрес> КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. От начальника отдела социальной защиты населения <адрес> КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии Арзамасовой Г.З. поступили возражения на исковое заявление ФИО4 за <число> от 27.01.2014, в которых, ссылаясь на нормы Закона Чувашской Республики от 24.11.2004 № 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда" и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ввиду того, что ФИО4 не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставление ему мер социальной поддержки как ветерану труда, не представляется возможным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, каких-либо заявлений или ходатайств не поступило.
С учетом мнений участвующих лиц, полагавших провести судебное заседание в отсутствие представителей отдела социальной защиты населения <адрес> КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из удостоверения № 62/11793, выданного <дата> Министерством внутренних дел по Чувашской Республике, следует, что ФИО4, старший прапорщик внутренней службы, 1960 года рождения, является получателем пенсии за выслугу 48 лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с <дата>, пожизненно.
Истцом ФИО4 представлено удостоверение серии Т-IV <число> «Ветеран труда», выданное <дата> год Кабинетом Министров Чувашской Республики, из которого видно, что ФИО4 имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах».
Из ответа <число> от <дата> отдела социальной защиты населения <адрес> КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии в адрес ФИО4 следует, что на его обращение от <дата> ему отказано в получении ежемесячной денежной выплаты, как «Ветеран труда». Разъяснено, что в соответствии со ст. 3 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» ветеранам труда мера социальной поддержки предоставляется при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.
Судом изучены также трудовая книжка ФИО4 с вкладышем ВТ <число> и удостоверения к медалям «За безупречную службу» 3 степени, «За отличие в службе» 1-2 степени.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствие с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной защиты ветеранов труда были предусмотрены статьей 22 указанного Федерального закона.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым в статью 22 Федерального закона "О ветеранах" внесены изменения, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данных положений 24 ноября 2004 года был принят Закон Чувашской Республики № 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда", с учетом изменений от 9 июня 2007 года - "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики".
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В принятом Чувашской Республикой Законе № 43 был сохранен закрепленный Федеральным законом "О ветеранах" принцип предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда. В части 3 статьи 3 Закона предусмотрено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (то есть для мужчин - 60 лет), если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 года № 41 в Закон были внесены изменения, направленные на замену льгот, предоставляемых в натуральной форме, денежной компенсацией. В частности, были отменены некоторые меры социальной поддержки для тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики, и в Закон была добавлена статья 3.1, заменившая исключенные меры социальной поддержки правом на ежемесячную денежную выплату.
Поскольку по своей природе ежемесячная денежная выплата также является мерой социальной поддержки, предусматривающая ее выплату статья 3.1 подлежит применению в неразрывной связи с общей для нее в отношении ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики нормой статьи 3 Закона, в том числе, и с частью 3 данной статьи.
Кроме того, в настоящее время Законом Чувашской Республики от 21.11.2012 № 70 в ч. 1 ст. 3.1 Закона ЧР № 43 внесены изменения, согласно которым право на ежемесячную денежную выплату также имеют ветераны после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а ветеранам, получающим пенсии по иным основаниям, право на получение ежемесячной денежной выплаты предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Суд считает установленным, что истец ФИО4 получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данный вид пенсии носит особый характер и не относится к трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной), назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определены трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации" установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. При этом согласно статье 28 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Как следует из исследованных доказательств по делу ФИО4, <дата> года рождения, на день обращения с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости.
При таких обстоятельствах суд считает, что до достижения 60-летнего возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", у истца ФИО4, являющегося ветераном труда, получающего пенсию в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", отсутствует право на предоставление мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 № 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда".
Отдел социальной защиты населения <адрес> не является юридическим лицом, не может от своего имени приобретать права и нести обязанности, а является лишь структурным подразделением КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии, следовательно не может быть истцом или ответчиком в суде.
Изложенные в судебном заседании доводы стороны истца суд признает противоречащими требованиям вышеприведенного законодательства, каких-либо правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 не имеется.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО4 к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отделу социальной защиты населения <адрес> Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату по категории "Ветеран труда" с момента обращения, т.е. с <дата>, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отделу социальной защиты населения <адрес> Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки по назначению ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату по категории "Ветеран труда" с <дата> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено <дата>