Дело:№2-402/2023
УИД-61RS0046-01-2023-000537-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года ст. Обливская
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кулаковой Е.Н.,
при секретаре Шадриной Т.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Обливского района Суетина Р.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Обливского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Обливский дом детского творчества, Отделу образования Администрации Обливского района и Администрации Обливского района об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Обливского района Ростовской области обратился в Обливский районный суд Ростовской области в защиту интересов несовершеннолетних с иском, который уточнил, ссылаясь на положения статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункты 11, 12, 21 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, пункты 17, 18, 19, 20, 21 и 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Обливский дом детского творчества (далее – Обливский ДДТ), Отделу образования Администрации Обливского района (далее – Отдел образования) и Администрации Обливского района (ответчики), в котором просит:
- обязать Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования Обливский детский дом творчества до 01 июля 2024 года произвести оснащение помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенных по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией;
- обязать администрацию Обливского района предусмотреть финансовые расходы в бюджете на 2024 год на оснащение помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенных по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эксплуатацией;
- обязать отдел образования Администрации Обливского района обеспечить финансирование МБУ ДО Обливский ДДТ на оснащение помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенных по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эксплуатацией.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Обливского района на основании поступившей информации отдела ведомственной охраны по Обливскому району – филиала ФКУ УВО ВНГ России по Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных учреждениях. В ходе проверки установлено, что в нарушение законодательства Обливское ДДТ не оснащено системой оповещение и управления эвакуацией, предусмотренной п.п. «д» п. 24 Постановления Правительства РФ №1006 от 02.08.2019.
По мнению прокурора, выполнение определенных законодательством мер необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся на объектах образования. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Суетин Р.В. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что нарушения действующего законодательства в образовательном учреждении до настоящего времени не устранены. Полагает, что необходимо установить срок для исполнения решения суда до 01.07.2024, так как для оборудования помещений системами оповещения и управления эвакуацией требует значительных денежных затрат.
В судебное заседание представитель ответчика – Обливского ДДТ не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, а также заявление, в котором указал на признание иска и известность последствий признания иска, а именно: положений ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
В судебное заседание представитель ответчика – Отдела образования не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, а также заявление, в котором указал на признание иска и известность последствий признания иска, а именно: положений ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Представитель ответчика – Администрации Обливского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что бюджет Обливского района на текущий год сформирован с учетом ряда требований и ограничений, установленных соглашением между Администрацией Обливского района и Министерством финансов Ростовской области от 03.02.2023 №27д «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных вопросов Обливского района», в том числе: обеспечение в полном объеме первоочередных социально значимых расходов бюджета муниципального образования, обоснованного прогнозирования доходных источников, а также принятия мер, направленных на оптимизацию расходов. Составление бюджета Обливского района осуществляется на основании расчетов и материалов, предоставленных главными распорядителями бюджетных средств, необходимых на выполнение муниципальных заданий подведомственных бюджетных учреждений, а также иных расходов для осуществления их деятельности. В общем объеме расходов бюджета Обливского района в текущем году, расходы на образование составляют 45 процентов. Определение первоочередности расходных обязательств и распределение их между подведомственными учреждениями, а также оптимизация и перераспределение расходов является полномочием главного распорядителя бюджетных средств – отдела образования Администрации района.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся ответчиков по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав процессуального истца, изучив и оценив заявления представителей ответчиков о признании иска, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
При этом в ст. 38 Конституции Российской Федерации особо отмечено, что детство находится под защитой государства, что согласуется с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, об обеспечении государством – участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Общеобразовательные учреждения – школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. В этой связи отмеченная выше норма об обязательности установки систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, может быть применена в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года № 272 в рамках предоставленных ему п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 21 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, предусмотрено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
В соответствии с п. 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения (п. 23 Требований).
На основании п.п. 31-32 Требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Подпунктами «д» п. 24 Требований в перечень мероприятий, проводимых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, включено: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 года № 1421 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Требования).
Согласно п. 28 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории осуществляются мероприятия, в числе которых: оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (в том числе системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112») и поддержание их в исправном состоянии, оснащение объектов (территорий) бесперебойной и устойчивой связью (п. «д»); оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией для оперативного информирования работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта (п. «л»).
В соответствии с п. 32 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации 32. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.
По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
На основании п. 34 указанных Требований система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Обливское ДДТ осуществляет образовательную деятельность.
В ходе проведенной прокуратурой Обливского района проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в Обливском ДДТ выявлено отсутствие системы оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Выявленные нарушения стали основанием для внесения 14.08.2023 года в адрес заведующего отдела образования администрации Обливского района Малаховой Н.А. представления об устранении нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в сфере антитеррористической защищенности.
Согласно ответу заведующей Отдела образования Администрации Обливского района Малаховой Н.А. на представление прокурора, на второй квартал 2024 года запланированы финансовые средства на оборудование помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией.
Согласно поступившей информации от 19.09.2023 № на основании сведений, содержащихся в паспорте безопасности МБУ ДО Обливского ДДТ, имеющего юридический адрес: <адрес>, фактически находящегося по адресу: <адрес>, учреждение отнесено к четвертой категории опасности. На объекте МБУ ДО Обливский ДДТ отсутствует автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что на момент рассмотрения гражданского дела, система оповещения в Обливском ДДТ, не установлена.
Отсутствие на объекте Обливского ДДТ надлежащей системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, в силу возраста нуждающихся в особой защите, и может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении любого рода чрезвычайной ситуации.
Обливское ДДТ является муниципальным, бюджетным, образовательным учреждением, фактически расположено по адресу: <адрес>, учредителем которого является администрация Обливского района, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
Согласно статье 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Выявленное прокуратурой нарушение противоречит основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Закона N 35-ФЗ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора Обливского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что установленный судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора и установить срок, указанный в иске, в течение которого, решение суда ответчиками должно быть исполнено.
Поскольку иск удовлетворен, стороны освобождены от уплаты госпошлины в порядке ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд относит государственную пошлину на счет соответствующего бюджета по правилам ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Обливского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Обливский дом детского творчества до 01 июля 2024 года произвести оснащение помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенных по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией.
Обязать администрацию Обливского района предусмотреть финансовые расходы в бюджете на 2024 год на оснащение помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенных по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эксплуатацией.
Обязать отдел образования Администрации Обливского района обеспечить финансирование МБУ ДО Обливский ДДТ на оснащение помещений МБУ ДО Обливский ДДТ, расположенных по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эксплуатацией.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Решение в окончательной форме изготовлено: 17 ноября 2023 года.