Дело № 2-1-2437/2023
64RS0042-01-2023-002315-13
Заочное решение
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мельникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Кущеевой И.А.,
с участием представителя истца Рощина В.С.,
представителя третьего лица – Молот Е.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Садовод» о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать площадки для установки контейнеров,
установил:
заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Садовод» (далее – СНТСН «Садовод») о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать площадки для установки контейнеров.
В обоснование требований ссылается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров. Ввиду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора регулярный вывоз отходов не обеспечен. Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам проведения которого ДД.ММ.ГГГГ между министерством природных ресурсов и экологии <адрес> и АО «Управление отходами» подписано соглашение №. В дальнейшем АО «Управление отходами» реорганизовано в
АО «Ситиматик». Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие СНТСН «Садовод», выразившееся в необорудовании площадок для установки контейнеров, а также незаключении договора с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов; обязать СНТСН «Садовод» оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утверждённых и введенных в действие приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр); заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
В отзыве АО «Ситиматик» ссылается на заключение с ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и отсутствие на момент рассмотрения спора места их накопления, обустройство чего является обязанностью собственника земельного участка.
При рассмотрении дела истец отказался от иска в части признания незаконным бездействия в части заключения договора и возложении обязанности заключить договор с региональным оператором.
Определением Энгельсского районного суда <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска в указанной части принят судом и производство по делу прекращено.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании в оставшейся части поддержал исковое заявление по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Ответчик СНТСН «Садовод», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
Представитель третьего лица АО «Ситиматик» ФИО4 заявленные требования поддержала, дав объяснения аналогичные письменному отзыву на исковое заявление.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проведенной проверки установлено, что
СНТСН «Садовод» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствует площадка для установки контейнеров.
Согласно информации, предоставленной региональным оператором <адрес> АО «Ситиматик» с ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 1-5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам проведении которого ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> и
АО «Управление отходами» подписано соглашение №.
В дальнейшем АО «Управление отходами» реорганизовано в АО «Ситиматик».
В соответствии с пунктом 19.1 указанного соглашения к обязанностям регионального оператора относится осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в пределах зона №.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Совета депутатов Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района <адрес>.
Пункт 1.3 данных Правил к объектам благоустройства отнёс, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 6.11.4 Правил контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов - специально оборудованные места, предназначенные для складирования коммунальных отходов. Такие площадки необходимо снабжать сведениями о сроках удаления отходов, наименовании организации, выполняющей данную работу, и контактах лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов. Наличие таких площадок предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться коммунальные отходы.
В силу пункта 6.11.4.5 Правил выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
На основании пунктов 13.3 и 13.4 данных Правил лица, нарушившие Правила благоустройства территории Красноярского муниципального образования несут ответственность в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории <адрес>», а наложение административного взыскания не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных им правонарушений и возмещения ущерба в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения
(СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утверждённых приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр) на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров, твердых коммунальных отходов. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
При этом ответчиком не оспорено отсутствие площадки для установки контейнеров.
Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции РФ и в статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то обстоятельство, что ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих его возражения относительно необоснованности заявленного иска, суд приходит к выводу, что требования истца к СНТСН «Садовод» о признании бездействия незаконным и понуждении к оборудованию площадки для установки контейнеров подлежат удовлетворению.
При этом в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения – 6 месяцев со дня вступления его в законную силу, поскольку промедление может поставить под угрозу экологическую ситуацию.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заместителем прокурора <адрес> подан иск в интересах неопределенного круга лиц, следовательно, при удовлетворении судом заявленных исковых требований неимущественного характера уплате подлежит государственная пошлина в размере 300 руб.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход государства с зачислением в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 4, 12, 56, 67, 194-199, 234 -237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ 6437008298,
░░░░ 1036404909210), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ 6437008298, ░░░░ 1036404909210) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5.10
░░ 53.13330.2019. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ 30-0297* ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░
░░.░░.░░░░ №/░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ 6437008298, ░░░░ 1036404909210) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░1