66RS0051-01-2023-000476-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Серов 13 июня 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Ведерниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1027/2023 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Серовского городского округа о понуждении к совершению действий
с участием помощника Серовского городского прокурора Базиной А.С.,
представителя ответчика Администрации Серовского городского округа и третьего лица отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» - Кригер Е.А., действующей на основании доверенностей от 09.01.2023 г. сроком до 31.12.2023 г., № 31 от 21.12.2022 г. сроком до 31.12.2023 г.,
УСТАНОВИЛ:
Серовский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование исковых требований указал, что Серовской городской прокуратурой по поручению прокуратуры области, организованы надзорные мероприятия исполнения администрацией Серовского городского округа законодательства об ответственном обращении с животными. По результатам проведенных надзорных мероприятий установлено, что на территории Серовского городского округа в соответствии с постановлением администрации Серовского городского округа «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа» от 30.03.2020 № 458 (далее - Порядок), государственное полномочие в сфере организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в Серовском городском округе осуществляет администрация Серовского городского округа. Также установлено, что за текущий период 2023 г., отловлено 19 (за 2022 год отловлено 170) безнадзорных животных. Вместе с тем, количество граждан, обратившихся в Серовскую городскую больницу, в связи с укусами безнадзорными животными за 2022 год составляет - 209 человек. Ранее Серовской городской прокуратурой неоднократно проводились проверки в данной сфере, в том числе в ходе мониторинга местных СМИ, прокуратурой города установлено, что имеются сведения об обнаружении безнадзорных собак в разных районах городского округа. Непринятие органом местного самоуправления необходимых дополнительных мер по отлову безнадзорных животных на территории городского округа может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью жителей. По результатам проверок Серовской городской прокуратурой для рассмотрения в Серовский районный суд направлялись исковые заявления с требованиями к администрации Серовского городского округа о компенсации морального вреда в связи с укусом несовершеннолетних граждан безнадзорными собаками. Как показало изучение, публикаций местных СМИ жалобы жителей в отношении безнадзорных собак поступают не только в отношении животных, которые не имеют бирок, но и в отношении животных, которые были отловлены ранее. То есть имеет место проявление немотивированной агрессии со стороны безнадзорного животного, которое было выпушено после проведения процедур стерилизации и маркировки. Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения жителей о наличии на территории городского округа бродячих животных (собак) ответчиками до настоящего времени не организована работа специализированного приюта для животных, что значительно затрудняет организацию органами местного самоуправления их отлова.
В исковом заявлении просит возложить на администрацию Серовского городского округа обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающих в себя:
содержание животных без владельцев в приютах животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
27.03.2023 года определением суда, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент ветеринарии Свердловской области.
10.05.2023 года определением суда, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству"
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Серовского городского прокурора Базина А.С. исковые требования поддержала, в обоснование чего ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Серовского городского округа и третьего лица отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» - Кригер Е.А. возражала против удовлетворения требований, пояснила, что с ООО «Стройтрест» был заключен муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа, в том числе отлов животных без владельцев, размещение и содержание животных без владельцев на передержку животных. Согласно технического задания, предусмотрен объём услуг, в частности отлов, транспортировка, лечение и стерилизация животных. Таким образом, муниципальным контрактом предусмотрены все мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Полномочия им переданы только для организации передержки, полномочия для создания приюта для животных им не передавались, финансирование для этих целей не определялось и не выделялось.
В судебное заседание представитель третьего лица Департамента ветеринарии Свердловской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителя ответчика и третьего лица, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 13 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утвердило методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них" установлены указания по организации деятельности приютов для животных (далее - приюты) и установлению норм содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (далее - правила).
В целях настоящего документа под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.
В силу статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Порядок организации и осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Анализ действующего законодательства позволяет выявить два основных уровня правового регулирования деятельности приютов для животных: федеральный и региональный.
Федеральный уровень представлен Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"
Региональный уровень представлен законами и другими правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включая полномочие по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них.
При этом Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" достаточно подробно детализируя в статьях 5, 7 полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в части соответствующих полномочий органов местного самоуправления в статье 8 содержит лишь отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления. С учетом этого регулирование на уровне правовых актов органов местного самоуправления предусматривает в основном закрепление в уставах муниципальных образований общих положений об осуществлении на территории соответствующего муниципального образования деятельности по обращению с животными без владельцев.
Следует отметить, что указанные положения представлены как права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Данная оговорка имеет, по мнению суда, значение в контексте вопроса о возможности создания муниципальных приютов и их финансирования за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные, но вместе с тем этот закон не требует, чтобы в каждом субъекте Федерации в обязательном порядке создавались все три вида приютов.
При этом в соответствии с положениями пункта 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Федерации.
Таким образом, толкование норм Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов все же является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия: это могут быть только государственные приюты, только частные, государственные и муниципальные приюты или государственные и частные приюты.
Участие органов местного самоуправления в создании приютов для животных обеспечивается положением части 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей такой вид приютов, как муниципальные. Вместе с тем в контексте вопроса о возможности создания муниципальных приютов для животных и их финансирования за счет средств местных бюджетов судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство.
Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципальных образований, определено статьями 14.1 и 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений). Тем не менее соответствующее право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством, может быть реализовано не всеми муниципальными образованиями. На основании статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.
Как установлено судом, Серовской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области организованы надзорные мероприятия исполнения администрацией Серовского городского округа законодательства об ответственном обращении с животными.
По результатам проведенных надзорных мероприятий установлено, что государственное полномочие в сфере организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в Серовском городском округе осуществляет администрация Серовского городского округа. За текущий период 2023 г. отловлено 19 (за 2022 г. отловлено 170) безнадзорных животных. В Серовскую городскую больницу за 2022 г. обратилось 209 человек с укусами безнадзорными животными. Серовской городской прокуратурой направлялись исковые заявления с требованиями к администрации Серовского городского округа о компенсации морального вреда в связи с укусом несовершеннолетних граждан безнадзорными собаками.
Согласно представленной главой Серовского городского округа Сизикова В.В. информации между МКУ «УКС» и ООО «Стройтрест» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа от 01.01.2023 № 9.
С целью выполнения контракта Администрацией Серовского городского округа в 2019 году сформирован земельный участок с кадастровым номером № и предоставлен Чазову Павлу Сергеевичу для строительства приюта по адресу: <адрес>. Иных земельных участков, пригодных для размещения приютов для животных в <адрес>, не имеется.
В 2022 году на территории Серовского городского округа отловлено 170 безнадзорных животных (собак), за январь 2023 года отловлено 19 безнадзорных животных (собак). На территории Серовского городского округа имеется пункт кратковременного содержания «Верный друг», расположенный по адресу: <адрес>. Владелец пункта кратковременного содержания «Верный друг» - ООО «Стройтрест», директор Левин Антон Александрович. Период содержания отловленного животного (собаки) в пункте Кратковременного содержания «Верный друг» составляет 30 дней. Средства на умерщвление безнадзорных животных не предоставляются. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступило 6 заявок на отлов животных без владельцев в районе школы N <адрес>, ТЦ «Небо», ДОУ № <адрес>). В адрес ООО «Стройтрест» были направлены заказ-наряды на проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев: от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
По данным ООО «Стройтрест» по вышеуказанным заказ-нарядам были осуществлены выезды с целью отлова животных без владельцев. В ходе обследования данной территории были обнаружены: по заказ-наряду от ДД.ММ.ГГГГ № собака, не подлежащая отлову, не проявляющая немотивированной агрессии, имеющая бирку в ухе; по заказ-наряду от ДД.ММ.ГГГГ № собака, не подлежащая отлову, не проявляющая немотивированной агрессии, имеющая бирку в ухе; по заказ-наряду от ДД.ММ.ГГГГ № - обнаружено 2 собаки, не подлежащие отлову, не проявляющие немотивированной агрессии, имеющие бирки в ушах; по заказ-наряду от ДД.ММ.ГГГГ №- собак без владельцев обнаружить не удалось. Указанная территория находится на постоянном контроле.
Сотрудником ООО «Стройтрест» выявлены факты несанкционированного кормления животных в районе <адрес>». В адрес управляющего <адрес>» было направлено письмо с просьбой прекратить несанкционированное кормление собак и организовать разъяснительную работу с работниками торгового центра по предупреждению данного факта вблизи <адрес>».
Согласно представленных отчетов за 2022 отловлено и транспортировано 136 собак, им проведено лечение, вакцинация, маркирование и стерилизация. Все собаки пристроены. За 1 квартал 2023 г отловлено и транспортировано 65 собак, им также оказаны необходимые услуги по содержанию, 33 собаки пристроены, 32 возвращены в места их обитания.
По результатам проведения Департаментом ветеринарии Свердловской области проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субвенций Серовского городского округа нарушений бюджетного законодательства РФ и Свердловской области при расходовании субвенций в 2022-2023 годах не установлено.
Законом Свердловской области от 03.12.2014 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" регулируются отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев (далее - государственное полномочие в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев) и осуществлением органами местного самоуправления этих муниципальных образований переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев.
В силу статьи 1 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев организуют проведение следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев (далее - мероприятия по обращению с собаками без владельцев): 1) отлов собак без владельцев, их транспортировка, учет, пристройство, содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация, маркирование), возврат собак без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; 2) аренда, оборудование и содержание помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных собак без владельцев.
Видами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которых наделяются государственным полномочием в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, являются 1) городские округа; 2) муниципальные районы (статья 2 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев").
Согласно статье 3 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев в пределах их компетенции вправе: получать в соответствии со статьей 5 настоящего Закона средства для осуществления этого государственного полномочия; запрашивать у органов государственной власти Свердловской области информацию, необходимую для осуществления этого государственного полномочия; принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования этого государственного полномочия; направлять органам государственной власти Свердловской области предложения по вопросам, связанным с осуществлением этого государственного полномочия.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев в пределах их компетенции обязаны: предоставлять органам государственной власти Свердловской области сведения, необходимые для расчета объема средств, передаваемых в соответствии со статьей 5 настоящего Закона для осуществления этого государственного полномочия; организовывать проведение мероприятий по обращению с собаками без владельцев в соответствии с установленным Правительством Свердловской области порядком осуществления деятельности по обращению с собаками без владельцев; осуществлять расходы, указанные в статье 5 настоящего Закона, с учетом максимальной предельной стоимости работ и услуг по проведению мероприятий по обращению с собаками без владельцев, установленной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными; отражать в бюджете соответствующего муниципального образования денежные средства, направляемые на осуществление переданного государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, раздельно с денежными средствами, направляемыми на исполнение других расходных обязательств этого муниципального образования; обеспечивать эффективное расходование средств, указанных в статье 5 настоящего Закона, исключительно на те цели, на которые предоставлены эти средства; представлять органам государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 6 настоящего Закона отчетность об осуществлении этого государственного полномочия; создавать условия для осуществления органами государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 7 настоящего Закона контроля за осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования переданного этим органам местного самоуправления государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, в том числе предоставлять этим органам государственной власти подготовленные в письменной форме разъяснения, иные документы и материалы, необходимые для осуществления такого контроля; размещать на официальном сайте соответствующего муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывать в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования информацию об организациях, осуществляющих деятельность по обращению с собаками без владельцев.
В силу статьи 5 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, передаются денежные средства для осуществления органами местного самоуправления этих муниципальных образований переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев. В законе Свердловской области об областном бюджете предусматривается предоставление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев. Субвенции, указанные в части первой настоящего пункта, предоставляются бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которых осуществляют переданное им государственное полномочие в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, для осуществления следующих расходов: 1) расходов на проведение мероприятий по обращению с собаками без владельцев; 2) расходов на обеспечение деятельности по проведению мероприятий по обращению с собаками без владельцев. Объем субвенций определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными исходя из нормативов, рассчитанных в соответствии с утвержденной настоящим Законом Методикой расчета нормативов для определения объема субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев (прилагается), и утверждается законом Свердловской области об областном бюджете. Распределение субвенций осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными в соответствии с утвержденной настоящим Законом Методикой распределения субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев (прилагается) между всеми муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, органам местного самоуправления которых передано это государственное полномочие, и утверждается законом Свердловской области об областном бюджете. Законом Свердловской области об областном бюджете могут быть утверждены нераспределенные субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема этих субвенций. Распределение таких субвенций, не распределенных в законе Свердловской области об областном бюджете, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно статье 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2020 N 107-ПП утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Свердловской области. Согласно пункту 13 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Свердловской области животные без владельцев после отлова подлежат транспортировке и немедленной передаче в приют для животных.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2020 N 108-ПП утвержден Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области (настоящий порядок устанавливает требования к организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Свердловской области). Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них". Согласно пункту 3 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области в целях настоящего порядка под приютами для животных (далее - приют) понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались. Согласно пункту 4 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области деятельность приютов осуществляется с соблюдением требований, установленных статьями 9, 16 и 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ. Согласно пункту 7 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области приюты размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для содержания животных зданиях, строениях, сооружениях. Не допускается размещение приютов в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий, а также в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов и квартирах. Согласно пункту 8 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области приюты должны быть зарегистрированы в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии.
Из Постановления Законодательного собрания Свердловской области от 18.12.2018 N 1666-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак" следует, что основными проблемами, возникающими при реализации органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, являются: отсутствие пунктов передержки и приютов для содержания отловленных безнадзорных собак; невозможность использования субвенции, выделяемой из областного бюджета, на строительство приютов для содержания отловленных безнадзорных собак в связи с тем, что утвержденный Правительством Свердловской области порядок предоставления и расходования субвенций предусматривает их расходование только на аренду, оборудование и содержание помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак; отсутствие правовых оснований для использования имеющихся питомников, находящихся в собственности общественных организаций, занимающихся охраной и защитой животных. В связи с чем Законодательное Собрание Свердловской области постановило: 1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак" принять к сведению. 2. Предложить Правительству Свердловской области: 1) разработать концепцию отношения к безнадзорным животным, определяющую принципы регулирования отношений в данной сфере; 2) рассмотреть необходимость внесения изменений в Закон Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак" в части возможности использования субвенций на возмещение затрат на проектирование, государственную экспертизу и строительство пунктов временного содержания безнадзорных животных; 3) продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области до принятия федерального закона об ответственном обращении с животными; 4) рассмотреть вопрос об ужесточении административной ответственности за нарушения правил содержания домашних животных; 5) рассмотреть возможность применения механизма государственно-частного партнерства в организации (строительстве) пунктов временного содержании безнадзорных животных; 6) продолжить работу по разработке пилотного проекта по созданию межмуниципальных пунктов временного содержания безнадзорных животных; 7) рассмотреть возможность создания единой региональной специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных собак со структурными подразделениями, осуществляющими деятельность на территории нескольких муниципальных образований; 8) разработать и внедрить практику эффективного социального предпринимательства и взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере обращения с безнадзорными животными; 9) проводить совместно с институтами гражданского общества разъяснительную работу с населением в целях пропаганды гуманного и ответственного обращения с животными, в том числе в целях предотвращения неконтролируемого увеличения числа безнадзорных животных. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: 1) продолжить работу по принятию и актуализации муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственного полномочия Свердловской области по регулированию численности безнадзорных собак; 2) обеспечить в полном объеме освоение средств, выделенных из областного бюджета в виде субвенций на реализацию государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, а также осуществлять контроль за их целевым использованием; 3) обеспечить контроль за выполнением муниципальных контрактов на проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных собак; 4) активизировать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися охраной и защитой животных, по обеспечению временного содержания и пристройства отловленных безнадзорных собак; 5) проводить разъяснительную работу с населением в целях пропаганды гуманного и ответственного обращения с животными, в том числе в целях предотвращения неконтролируемого увеличения числа безнадзорных животных, а также информировать о правилах содержания собак.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Толкование приведенных выше норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов для безнадзорных животных (организация приютов для безнадзорных животных) все же является правом муниципального образования, а отнюдь не обязанностью.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них" обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации принять правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных, в которые должны быть включены обязательные положения: требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания; требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению; порядок поступления животных в приют; порядок проведения осмотра животных, их карантинирования и оказания им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации; маркирование животных, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны; стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий; осуществление мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта; ведение документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов; содержание животных без владельцев до наступления их естественной смерти; возврат животных без владельцев на прежние места обитания; передача животных без владельцев новым владельцам и некоторые другие положения. При этом в определенной части допускается правовое регулирование соответствующих положений с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей (п. 4 Методических указаний).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Серовского городского округа о понуждении к совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2023 г.
Председательствующий Е.В. Александрова