Дело № 2-1021/2022
75RS0023-01-2022-002020-62
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Ман-за О.В.,
при секретаре Григоренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Фомина к ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании задолженности по заработной плате,
у с т а н о в и л :
Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Фомина с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда работников ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» при начислении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В ходе которой установлено следующее. В нарушение требований ст. 21, ст. 136 Трудового кодекса РФ в ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» не произведена выплата в установленный законом срок заработной платы (отпускных). Причиной задолженности является отсутствие финансирования, при этом, в Министерство здравоохранения Забайкальского края направлялись заявки на финансирование указанных расходов. Истец Фомина принята на работу на должность <данные изъяты> ГУЗ «Городская клиническая больница № 2». При этом по информации ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» перед указанным работником имеется задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате (отпускные за период с 24 мая 2021 года по 23 июня 2021 года в сумме 60569 руб. 30 коп., за период с 23 августа 2021 года по 06 сентября 2021 года в сумме 17261 руб. 20 коп.), всего 77830 руб. 50 коп. Указанная задолженность до настоящего времени не погашена, в связи с отсутствием финансирования.
Просит суд взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» в пользу Фомина задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате в размере 77830 руб. 50 коп. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий на выплату Фомина задолженности по заработной плате.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Черновского района г.Читы Апрелкова В.С. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Истец Фомина в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в своем заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» Топоркова Т.А., действующая на основании доверенности, также в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Суд находит возможным в соответствии со ст. 167 п. 3 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. В своем отзыве на исковые требования указала, что причиной задолженности перед Фомина по начисленной, но не выплаченной заработной плате (отпускных по стимулирующим выплатам за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19) за период с 24 мая 2021 года по 23 июня 2021 года в сумме 60569 руб. 30 коп., за период с 23 августа 2021 года по 06 сентября 2021 года в сумме 17261 руб. 20 коп. является отсутствие бюджетного финансирования. Источником финансирования указанных стимулирующих выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, у учреждения объективно отсутствует возможность выплатить заработную плату Фомина (отпускные по стимулирующим выплатам за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19) за период с 24 мая 2021 года по 23 июня 2021 года в сумме 60569 руб. 30 коп., за период с 23 августа 2021 года по 06 сентября 2021 года в сумме 17261 руб. 20 коп. по причине отсутствия бюджетного финансирования. При этом расчет задолженности не оспаривает. Считает, что ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» не является субъектом спорного правоотношения по данному делу, не может в силу закона или договора нести обязанности, которые в суде просит возложить на него истец по иску. В связи с тем, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, содержащимся в исковом заявлении, просит признать ГУКЗ «Городская клиническая больница № 2 ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края Панкова М.А., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. В своем отзыве на исковое заявление указала, что для решения вопроса по финансированию в полном объеме необходимы дополнительные бюджетные ассигнования. Использование средств обязательного медицинского страхования на указанные расходы не допускается, т.к. является не целевым. В 2021 г. Министерством здравоохранения Забайкальского края направлен ряд обращений с просьбой о выделении бюджету Забайкальского края дополнительного финансирования на указанные цели. В бюджете Министерства здравоохранения Забайкальского края на 2022 г. Бюджетные средства на указанные расходы не предусмотрены. Сведения о том, что потребность бюджета Забайкальского края в дополнительном финансировании сохраняется, еженедельно указанная информация направляется в Министерство здравоохранения РФ. В настоящее время Министерством здравоохранения РФ направлено в Правительство Российской Федерации предложение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление в 2022 г. средств федерального бюджета субъектом Российской Федерации в целях оплаты отпусков, предоставленных в 2021 г., и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера. В настоящее время погашение задолженности по выплате отпускных, в том числе, работникам ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» до выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Забайкальского края не представляется возможным.
Представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края в суд не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Суд находит возможным в соответствии со ст. 167 п. 3 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484).
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25 000 рублей в месяц.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что истец Фомина принята на работу на должность <данные изъяты> «Городская клиническая больница № 2», о чем с работником заключен трудовой договор, л.д. 11-25.
До настоящего времени истец состоит в трудовых отношениях с ГУЗ «Городская клиническая больница № 2».
В адрес прокурора Черновского района г.Читы поступило заявление истца об обращении в суд в ее интересах с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате, в связи с чем, прокурором заявлены названные требования.
Согласно представленному расчету из ГУЗ «Городская клиническая больница № 2», общая сумма задолженности по заработной плате Фомина (отпускные по стимулирующим выплатам за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19) за период с 24 мая 2021 года по 23 июня 2021 года в сумме 60569 руб. 30 коп., за период с 23 августа 2021 года по 06 сентября 2021 года в сумме 17261 руб. 20 коп., л.д. 9.
Указанный расчет начисленной ответчиком задолженности по заработной плате никто из сторон не оспорил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 года иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1124 « Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели», выплаты стимулирующего характера учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году такие выплаты предоставлялись.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2020 № 540 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году дополнительных выплат медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции», дополнительные выплаты осуществляются врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи.
По своей природе указанные выплаты относятся к оплате труда.
Поскольку работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством выполненной работы, поэтому работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в силу закона работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно - правовые акты, содержащие нормы трудового права, учитывая, что своевременная выплата заработной платы работникам является публично-правовой обязанностью работодателя, отсутствие возможности обеспечения выплаты суммы, причитающейся истцу Фомина, не освобождает работодателя от обязанностей, установленных трудовым законодательством.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» о том, что указанное учреждение здравоохранения не является надлежащим ответчиком по делу, не состоятелен.
Таким образом, с ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» подлежит взысканию задолженность по заработной плате в пользу истца Фомина в сумме 77830 руб. 50 коп.
Также представителем истца заявлены требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятия на выплату истцам задолженности по заработной плате.
Данные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов на основании статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данной статьей предусмотрен порядок заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.
Согласно части 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти соглашения, а также дополнительные соглашения к ним, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Такая типовая форма утверждена Приказом Минфина России от 14 декабря 2018 года № 270н, которая предусматривает определение общего объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств.
Исходя из положений пунктов 4 и 6 Правил, утвержденных Постановлением № 415, иные межбюджетные трансферты предоставляются в определенном размере исходя из численности лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, а нераспределенный объем иных межбюджетных трансфертов распределяется по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
По информации Министерства здравоохранения Забайкальского края, Министерством здравоохранения РФ направлено в Правительство Российской Федерации предложение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление в 2022 г. средств федерального бюджета субъектом Российской Федерации в целях оплаты отпусков, предоставленных в 2021 г., и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2534 руб. 92 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Черновского района г.Читы удовлетворить.
Взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» в пользу Фомина задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате в размере 77830 руб. 50 коп.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий на выплату Фомина задолженности по заработной плате.
Взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница № 2» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2534 руб. 92 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца через Черновский районный суд г.Читы.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года.