Дело № 2-833/2024
64RS0048-01-2024-001869-79
Решение
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Кривовой А.С.,
при помощнике судьи Гучмазовой М.В.,
с участием представителя материального истца – старшего помощника прокурора Фрунзенского района района г. Саратова Шашковой Д.Ю.,
законного представителя материального истца Петрушиной В.А. – Петрушиной Е.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области – Караивановой М.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Петрушиной В.А. к Министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Саратовской области (далее - Министерство). В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова на основании обращения Петрушиной Е.А. проведена проверка исполнения законодательства о льготном лекарственном обеспечении граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что с мая 2021 года на учете в ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» (детское поликлиническое отделение № 3) состоит <данные изъяты>А. С ноября 2020 года ребенку установлен диагноз: <данные изъяты>. В период времени с 15 января 2024 года по 23 января 2024 года Петрушина В.А. находилась на стационарном лечении. В связи с положительной динамикой, при выписке, Петрушиной В.А. рекомендован постоянный прием лекарственного препарата <данные изъяты>, через 7 дней по 150 мг 2 раза в сутки (всего 300 мг в сутки). В соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии от 31 января 2024 года № 21 ребенку рекомендован постоянный прием лекарственного препарата <данные изъяты> по 150 мг 2 раза в сутки. 02 февраля 2024 года в целях обеспечения Петрушиной В.А. данным лекарственным препаратом ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» составлена и направлена в Министерство дополнительная заявка на указанный лекарственный препарат. 29 февраля 2024 года ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» ребенку выписан и поставлен на отсроченное обслуживание рецепт на лекарственный препарат МНН «Зонисамид» дозировкой по 100 мг в количестве 2 упаковок. Однако после выписки рецепта Петрушина В.А. Министерством лекарственным препаратом МНН «Зонисамид» обеспечена не была. Лишь 26 марта 2024 года из Министерства в ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» поступила разнарядка на лекарственный препарат дозировкой 100 мг в количестве 1 упаковки вместо указанных в рецепте 2 упаковок. В связи с чем ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» рецепт был аннулирован и выписан новый рецепт от 29 марта 2024 года на 1 упаковку лекарственного препарата <данные изъяты> дозировкой 100 мг. Ребенок-инвалид обеспечен данным препаратом по 16 апреля 2024 года. 12 апреля 2024 года ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» Петрушиной В.А. выписан и поставлен на отсроченное обслуживание рецепт серии № на лекарственный препарат <данные изъяты> дозировкой 100 мг в количестве 2 упаковок. Однако с 17 апреля 2024 года до настоящего времени Министерством ребенок-инвалид данным лекарственным препаратом не обеспечен. Таким образом, с учетом уточнения исковых требований истец просил признать бездействие Министерства по необеспечению Петрушиной В.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> период времени с 29 февраля 2024 года по 28 марта 2024 года, с 17 апреля 2024 года по 16 мая 2024 года, а также с 04 июня 2024 года по настоящее время, возложить на ответчика обязанность ежемесячно обеспечивать ребенка-инвалида Петрушину В.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 7 упаковок дозировкой по 50 мг (по 150 мг 2 раза в сутки), взыскать в пользу Петрушиной В.А. в лице законного представителя Петрушиной Е.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., в связи с необеспечением лекарственным препаратом <данные изъяты>» в период времени с 29 февраля 2024 года по 28 марта 2024 года, с 17 апреля 2024 года по 16 мая 2024 года, а также с 04 июня 2024 года по настоящее время.
В судебном заседании старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шашкова Д.Ю. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Законный представитель материального истца Петрушиной В.А. – Петрушина Е.А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, дополнила, что указанный в иске лекарственный препарат необходим ее ребенку, он останавливает судороги.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области Караиванова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГУЗ «Саратовская городская детская клиническая больница №7» (ГУЗ «Саратовская городская детская клиническая больница») в судебное заседание явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ОГУ «Саратовский аптечный склад» в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Учитывая, что не явившиеся в судебное заседание лица надлежащим образом извещены о дне, времени и месте судебного заседания, кроме того, информация о движении по делу своевременно размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г.Саратова в соответствии со ст.113 ГПК РФ, суд на основании ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Как следует из положений п.п. 2, 3 ст. 2 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу ст. 4 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе: приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ).
Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).
В силу ст.ст. 6.1, 6.2 Закона № 178-ФЗ инвалиды (в том числе дети-инвалиды) имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Частью 2 ст. 5 Закона № 178-ФЗ определено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1.
В соответствии с Приложением № 1 указанного Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно относятся дети-инвалиды.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан урегулирован Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года.
Согласно п.12 данного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
В соответствии с п.14 Порядка при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента, назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п.19 Порядка в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу п.19 указанного Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
При этом, согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» постановлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
На основании ст. 4.1 Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно ст. 26.3.1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 386-П министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций) (п. 1 Положения).
Согласно п. 8 Положения министерство здравоохранения в сфере здравоохранения осуществляет функции, в том числе, по организации обеспечения и обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, медицинским оборудованием граждан на территории Саратовской области, имеющих право в соответствии с законодательством на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования бесплатно и (или) на льготных условиях; разработке территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области; разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; а также выполняет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области в целях реализации полномочий, возложенных на министерство.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с мая 2021 года на учете в ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» (детское поликлиническое отделение № 3) состоит <данные изъяты> С ноября 2020 года ребенку установлен диагноз: структурная эпилепсия, генерализованные клонико-тонические приступы на фоне поражения центральной нервной системы. Вялый тетрапарез. Задержка моторного и психоречевого развития.
В период времени с 15 января 2024 года по 23 января 2024 года Петрушина В.А. находилась на стационарном лечении.
В связи с положительной динамикой, при выписке, Петрушиной В.А. рекомендован постоянный прием лекарственного препарата <данные изъяты>, через 7 дней по 150 мг 2 раза в сутки (всего 300 мг в сутки).
31 января 2024 года Петрушиной В.А. проведена врачебная комиссия. По результатам которой Петрушиной В.А. рекомендован постоянный прием лекарственного препарата <данные изъяты>
02 февраля 2024 года в целях обеспечения Петрушиной В.А. данным лекарственным препаратом ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» составлена и направлена в Министерство дополнительная заявка на указанный лекарственный препарат.
При этом, в данной заявке указано, что потребность в лекарственном препарате <данные изъяты>, на 2024 года — 78 упаковок.
29 февраля 2024 года ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» ребенку выписан и поставлен на отсроченное обслуживание рецепт серии № на лекарственный препарат <данные изъяты>» дозировкой по 100 мг в количестве 2 упаковок.
Вместе с тем, после выписки рецепта Петрушина В.А. Министерством лекарственным препаратом <данные изъяты>» обеспечена не была.
26 марта 2024 года из Министерства в ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» поступила разнарядка на лекарственный препарат дозировкой 100 мг в количестве 1 упаковки вместо указанных в рецепте 2 упаковок. В связи с чем ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» рецепт был аннулирован и выписан новый рецепт от 29 марта 2024 года на 1 упаковку лекарственного препарата <данные изъяты>» (торговое <данные изъяты>) дозировкой 100 мг. Ребенок-инвалид был обеспечен данным препаратом по 16 апреля 2024 года.
Ввиду обеспечения Министерством Петрушиной В.А. вместо 2 упаковок одной упаковкой препарата <данные изъяты>», ребенок-инвалид был обеспечен данным препаратом вместо 37 дней всего на 18 дней.
12 апреля 2024 года ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» Петрушиной В.А. выписан и поставлен на отсроченное обслуживание рецепт серии № на лекарственный препарат МНН <данные изъяты> 100 мг в количестве 2 упаковок.
Вместе с тем, после выписки рецепта, Петрушина В.А. Министерством лекарственным препаратом обеспечена не была.
17 мая 2024 года в связи с разнарядкой Министерства на меньшее количество препарата, необходимого Петрушиной В.А. ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» был выписан новый рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты>» дозировкой 50 мг в количестве 2 упаковок. При этом рецепт от 12 апреля 2024 года больницей был аннулирован ввиду поступления в аптеку ОГУ «Саратовский аптечный склад» лекарственного препарата <данные изъяты>» в другой дозировке.
При обращении 20 мая 2024 года Петрушиной Е.А. в аптеку ею были получены 2 упаковки препарата <данные изъяты>» дозировкой 50 мг. Так, ребенок был обеспечен препаратом по 29 мая 2024 года.
Ввиду обеспечения Министерством Петрушиной В.А. препаратом <данные изъяты>» в меньшей дозировке, ребенок был обеспечен данным препаратом вместо 37 дней всего на 9 дней.
Кроме того, Петрушиной В.А. 27 мая 2024 года ГУЗ «Саратовская городская детская больница №7» был выписан и поставлен 04 июня 2024 года на отсроченное обслуживание рецепт серии № на лекарственный препарат <данные изъяты>» дозировкой 100 мг в количестве 2 упаковок.
Вместе с тем, с 04 июня 2024 года по настоящее время Петрушина В.А. лекарственным препаратом <данные изъяты>» не обеспечена, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
06 марта 2024 года между Министерством и АО «Фирма Евросервис» был заключен государственный контракт № 129 на поставку лекарственного препарата <данные изъяты>»). Объем поставки — 112 шт. (2 уп.). Срок исполнения контракта по 08 апреля 2024 года, контракт исполнен.
27 апреля 2024 года между Министерством и АО «Фирма Евросервис» был заключен государственный контракт № 243 на поставку лекарственного препарата <данные изъяты>»). Объем поставки — 392 шт. (14 уп.). Срок исполнения контракта по 04 июня 2024 года, контракт исполнен.
Согласно письму АО «Фирма Евросервис» от 09 апреля 2024 года очередная поставка Зонеграна (МНН Зонисамид) в РФ ожидается в мае-июне 2024 года, далее препарат будет производиться и поставляться в Россию на постоянной основе.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2021 года № 1372-П, и распространяющей свое действия на правоотношения, возникшие в период с 1 января 2023 года (далее - Программа), предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Согласно п.85 указанной Территориальной программы оказание государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов возложено на министерство здравоохранения области.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года № 386-П, Министерство является исполнительным органом Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Саратовской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Саратовской области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не входящее в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Саратовской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Саратовской области.
Учитывая изложенное, Петрушина В.А., как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Саратовской области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Саратовской области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что Петрушина В.А. лекарственным препаратом МНН «Зонисамид» в том количестве и той дозировке, которая предусматривалась протоколом врачебной комиссии, выписанными рецептами, не обеспечивались.
Кроме того, установлено, что указанный лекарственный препарат назначен ребенку-инваилду по жизненным показаниям. То есть в данном случае имеются медицинские документы, содержащие назначение лекарственных препаратов, выданных медицинскими работниками.
Таким образом, отказ в обеспечении инвалида за счет соответствующих бюджетных средств лекарственным препаратом в определенном количестве и дозировке, рекомендованным ему по жизненным показаниям, фактически лишает указанное лицо права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Саратовской области обеспечить ежемесячно ребенка-инвалида лекарственным препаратом МНН «Зонисамид» в количестве 7 упаковок дозировкой 50 мг (по 150 мг 2 раза в сутки) до отмены препарата.
Доводы стороны ответчика, сводящиеся к тому, что со стороны Министерства отсутствует бездействие, было сделано все для обеспечения ребенка-инвалида назначенным ей по жизненным показаниям лекарственного препарата, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами настоящего гражданского дела, так как ответчик должен был обеспечить бесперебойную выдачу необходимого медицинского препарата в нужном количестве и дозировке.
Таким образом, бездействие Министерства здравоохранения Саратовской области нарушает право несовершеннолетней Петрушиной В.А. на медицинскую помощь. Более того, не предоставление ей лекарственных препаратов в рекомендованных лечащим врачом дозировках и количестве влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации обеспечения бесплатно лекарственными препаратами, в том числе входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, лежит на Министерстве здравоохранения Саратовской области.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (статья 150 ГК РФ).
Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную 2 неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
В соответствии со статьей 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая, что инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в связи с невозможностью самостоятельного приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов, ущемление их социальных прав является недопустимым.
Также с учетом наличия у несовершеннолетней Петрушиной В.А., имеющей инвалидность, права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным по жизненным показаниям, характер имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, суд приходит к выводу о причинении ей нравственных страданий бездействием ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области, нарушающим ее личное неимущественное право (право на охрану здоровья), в связи с чем, подлежит компенсации моральный вред, причиненный несовершеннолетней Петрушиной В.А. в результате необеспечения ее необходимым по жизненным показаниям препаратом МНН «Зонисамид», при наличии права на его бесплатное получение.
Определяя размер компенсации морального вреда, учитывая фактические обстоятельства дела, характер нравственных страданий, причиненных инвалиду по вине ответчика, принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу несовершеннолетней Петрушиной В.А. в лице ее законного представителя Петрушиной Е.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Согласно ч. 1 ст.и 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Во избежание усугубления негативных последствий заболевания ребенка-инвалида, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Саратовской области по необеспечению Петрушиной В.А. лекарственным препаратом <данные изъяты>» в период времени с 29 февраля 2024 года по 28 марта 2024 года, с 17 апреля 2024 года по 16 мая 2024 года, а также с 04 июня 2024 года по настоящее время.
Возложить на Министерство здравоохранения Саратовской области (ИНН 6455046666, ОГРН 1076450011440) обязанность ежемесячно обеспечивать ребенка-инвалида Петрушину Вю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты>» в количестве 7 упаковок дозировкой 50 мг (по 150 мг 2 раза в сутки) до отмены препарата.
Взыскать с Министерства здравоохранения Саратовской области (ИНН 6455046666, ОГРН 1076450011440) в пользу Петрушиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ года, в лице ее законного представителя Петрушиной Е.А. (паспорт № компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решение суда в части возложения на ответчика обязанности обеспечивать ежемесячно Петрушину В.А. лекарственным препаратом – обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 02 августа 2024 года.
Судья А.С.Кривова