Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-724/2021 ~ М-758/2021 от 07.07.2021

дело № 2-724/2021

11RS0020-01-2021-001486-12

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Калининой А.В., с участием помощника прокурора Удорского района Нестеровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 28 июля 2021 года гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» об обязании привести в соответствии с требованиями санитарно -эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов

установил:

прокурор Удорского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территориимуниципального образования городского поселения «Благоево», по результатам которой в деятельности администрации установленынарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников, должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Контейнерные площадки, расположенные в на территории поселений ГП «Благоево» и собственником которых является администрация ГП «Благоево», в соответствии с требованиями законодательства не обустроены, а именно: отсутствуют специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием и ограждения по периметру с трех сторон; на всех контейнерных площадках отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок. В связи с этим, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Благоево» в срок до 30.09.2021 года привести в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, путем оборудования специальными площадками с бетонным и асфальтовым покрытием, ограждением по периметру с трех сторон, обеспечения информацией об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок по адресам: - <Адрес>; - <Адрес>; - <Адрес>; - д. Вендинга, начало деревни; - д. Усть-Вачерга, возле <Адрес>; - д. Острово, возле <Адрес>; - д. Лязюв, возле <Адрес>; - д. Устьево, начало деревни.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования и доводы иска в его обоснование полностью поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик администрация МО ГП «Благоево», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, своих представителей в суд не направила, заявлений и ходатайств не представила.

Заслушав прокурора и, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Как следует из статьи 6 Закона Республики Коми от 01.03.2016 № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми» органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Республике Коми в пределах своей компетенции, установленной федеральным законодательством, уставами муниципальных образований, осуществляют участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другие), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Сбор отходов – это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Объекты хранения отходов – это специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которым под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерная площадка – это место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пункту 3 указанных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Так, в силу п. 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Такие же вопросы местного значения городского поселения предусмотрены пунктом 20 статьи 10 Устава МО ГП «Благоево» и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указывается, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 8.9. постановления Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 «Об утверждении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми», лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Таким образом, площадки накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Создаваться такие места должны органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования и требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с данным Реестром собственником мест (площадок) накопления ТКО в п. Солнечный, д. Вендинга, д. Усть-Вачерга,д.Острово, д. Лязюв, д. Устьево определена администрация ГП «Благоево».

Между тем, вопреки требованиям вышеизложенного законодательства, контейнерные площадки, расположенные в на территории поселений ГП «Благоево» и собственником которых является администрация ГП «Благоево», в соответствии с требованиями законодательства не обустроены, а именно: отсутствуют специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием и ограждения по периметру с трех сторон; на всех контейнерных площадках отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок. Указанные места накопления ТКО расположены последующим адресам: - <Адрес>; - <Адрес>; - <Адрес>; - д. Вендинга, начало деревни; - д. Усть-Вачерга, возле <Адрес>; - д. Острово, возле <Адрес>; - д. Лязюв, возле <Адрес>; - д. Устьево, начало деревни.

По данным нарушениям 08.07.2020 в адрес руководителя администрации ГП «Благоево» прокурором Удорского района внесено представление. Однако до настоящего времени часть нарушений осталась не устраненными.

Реализация полномочий в сфере обращения с ТКО приводит к нарушению гарантированных государством прав и законных интересов граждан, проживающих и временно находящихся на территории ГП «Благоево, то есть неопределенного круга лиц, на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, а также на доступ к информации.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

Суд с учетом установленных обстоятельств, и исследованных материалов дела, оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 30 сентября 2021 года включительно.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» об обязании привести в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Благоево» в срок до 30 сентября 2021 года привести в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, путем оборудования специальными площадками с бетонным и асфальтовым покрытием, ограждением по периметру с трех сторон, обеспечения информацией об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок по адресам:

- <Адрес>;

- <Адрес>;

- <Адрес>;

- д. Вендинга, начало деревни;

- д. Усть-Вачерга, возле <Адрес>;

- д. Острово, возле <Адрес>;

- д. Лязюв, возле <Адрес>;

- д. Устьево, начало деревни.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 03 августа 2021 года.

2-724/2021 ~ М-758/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черкасов Александр Геннадьевич
Ответчики
Администрация МО ГП "Благоево"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Жданов Алексей Николаевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2023Дело оформлено
16.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее