Судьи Сааринен И.А. |
№21-58/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
24 февраля 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» на постановления государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 октября и 14 октября 2021 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 декабря 2021 г. по делу административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлениями должностного лица Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 октября 2021 г. №21565/2021 и от 14 октября 2021 г. №21593/2021 ГУП РК «Карелавтотранс» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.5 и ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей и 300 000 рублей соответственно за каждое вменяемое деяние.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 27 декабря
2021 г. постановления должностного лица изменены путем назначения по правилам чч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ одного наказания в виде административного штрафа, размер которого с учетом применения положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ определен в размере 150 000 рублей, в остальной части - оставлены без изменения.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановления должностного лица и решение судьи защитник ГУП РК «Карелавтотранс» фио1 просит их отменить и прекратить производство по делам в связи с отсутствием составов инкриминируемых правонарушений, мотивируя свои доводы недоказанностью с учетом зафиксированного в процессуальных документах времени выявления правонарушений совершения перевозчиком вменяемых деяний.
Заслушав защитника фио1, поддержавшего изложенные в жалобе доводы, проверив материалы дел, прихожу к следующему.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ч.4 ст.11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, что влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
Использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, образует состав противоправного деяния, предусмотренного ч.5 ст.11.33 КоАП РФ, и предусматривает в отношении юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ).
Исходя из положений пп.14, 20 ч.1 ст.3 Федерального закона №220-ФЗ, класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно); карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В чч.2, 3 ст.17 Федерального закона №220-ФЗ определено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В п.9 ст.26 Федерального закона №220-ФЗ установлено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств, среди которых виды и классы транспортных средств, предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пп.7, 9, 10 ч.4 ст.28 Федерального закона №220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указываются среди прочих следующие сведения: вид транспортного средства и класс транспортного средства; срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок; характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок, выданная юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или одному из участников договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока ее действия, изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя (ч.6 ст.28 Федерального закона №220-ФЗ).
Исследование материалов дела показало, что на основании приказа начальника Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 мая 2021 г. №206 «Об утверждении планового (рейдового) задания на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации» с последующим уведомлением об этом органа прокуратуры в период с 01 июня по 31 декабря 2021 г. на территории Республики Карелия, в том числе Петрозаводского городского округа, в рамках федерального государственного транспортного надзора (контроля) проведена проверка выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществления их хозяйственной деятельности обязательных требований при эксплуатации транспортных средств, к числу которых отнесены автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров и иных лиц.
При проведении 18 августа 2021 г. по адресу: г.Петрозаводск, площадь Гагарина, район дома №2, контрольного мероприятия, включающего в себя плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортного средства (автобуса) марки (...) (государственный регистрационный знак №), принадлежащего ГУП РК «Карелавтотранс», осуществляющего регулярную перевозку пассажиров и багажа по маршруту № «(...)» на основании путевого листа от 18 августа 2021 г. № выявлены нарушения пп.14, 20 ч.1 ст.3, чч.2, 3 ст.17, п.9 ст.26, пп.7, 9, 10 ч.4 ст.28 Федерального закона №220-ФЗ, что нашло отражение в соответствующем акте от 18 августа 2021 г. №.
Установлено, что ГУП РК «Карелавтотранс» осуществляло перевозку пассажиров с использованием вышеуказанного автобуса, обладающего иными характеристиками чем те, которые указаны в карте маршрута регулярных перевозок (картой маршрута регулярных перевозок предусмотрено использование автобуса большого класса, фактически использовался автобус среднего класса).
В связи с выявленным нарушением требований законодательства в затронутой сфере постановлением государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 октября 2021 г. № перевозчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.11.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Также в ходе проведения проверочного мероприятия выявлен факт использования автобуса марки Neman модели 420234-511 (государственный регистрационный знак М 480 УС 10) для осуществления перевозки пассажиров и багажа в отсутствие действующей карты маршрута регулярных перевозок (водителем автобуса фио2 представлена карта маршрута регулярных перевозок серии № номер № сроком действия с 18 апреля 2019 г. по 28 февраля 2021 г.).
По результатам рассмотрения материалов проверки 14 октября 2021 г. тем же должностным лицом вынесено постановление № о привлечении ГУП РК «Карелавтотранс» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, на основании которого предприятию определено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Подвергнув анализу установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства в их совокупности, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, субъекты административной юрисдикции пришли к правильным выводам о наличии событий и квалифицирующих признаков составов выявленных противоправных деяний.
При производстве по делам об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, предусмотренные ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Вместе с этим, установив при пересмотре обжалуемых постановлений тот факт, что имеющие общий родовой объект нарушения требований законодательства были выявлены в ходе проведения одного проверочного мероприятия и обусловлены незаконным бездействием автотранспортного предприятия, судья обоснованно рассмотрел жалобы в предусмотренном ч.2 ст.4.4 КоАП РФ порядке и изменил постановления должностного лица путем назначения ГУП РК «Карелавтотранс» по правилам ч.3 ст.4.4 КоАП РФ одного наказания в виде административного штрафа.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности совершения вменяемого деяния, состоятельными признать нельзя.
В рассматриваемом случае должностным лицом и судьей установлены необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, применительно к заложенным в чч.4 и 5 ст.11.33 КоАП РФ диспозициям, сути выявленных нарушений и возложенным на юридическое лицо обязанностям.
Допрошенный в суде первой инстанции государственный инспектор отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта фио3, выявивший факты допущенных перевозчиком нарушений, подтвердил осуществление водителем на момент проведения проверки посадки пассажиров в транспортное средство, и об использовании автобуса для регулярных перевозок по соответствующему маршруту свидетельствуют путевой лист от 18 августа 2021 г. и сведения из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Карелия.
Оснований для оговора привлекаемого к ответственности лица со стороны фио3, составившего по делам процессуальные документы, не усматривается, и выполнение должностным лицом служебных обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений само по себе не может свидетельствовать о субъективности либо предвзятости в изложении им в документах и в суде допущенного противоправного поведения.
Доказательств объективной невозможности соблюдения требований законодательства в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров и какие-либо иные обстоятельства, исключающие виновность предприятия, являющегося перевозчиком, в совершении выявленных правонарушений, не представлено.
Таким образом постановления должностного лица с учетом их изменения в судебном порядке и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановления государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 октября и 14 октября 2021 г. с учетом их изменения в судебном порядке и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 декабря 2021 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.А.Колбасова