КОПИЯ
УИД 14RS0031-01-2023-000269-30
Дело № 2-1/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Депутатский 01 февраля 2024года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кылатчановой Н.А., при секретаре судебного заседания Никифоровой Л.Р., с участием истца исполняющего обязанности прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Афанасьева А.И., представителя ответчика Акционерного общества «Сахаэнерго» С по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) к акционерному обществу «Сахаэнерго» о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на длительное неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений Ленского управления Ростехнадзора № .......... от 24 февраля 2021 года, просил возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности, указанные в предписании, а именно: обеспечить площадку дизельной электростанции п. .......... .........., являющейся опасным производственным объектом, системой канализации для удаления и очистки всех видов сточных вод в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец исполняющий обязанности прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) исковое заявление поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика акционерного общества «Сахаэнерго» С в судебном заседании с иском согласился частично, наличие указанных в предписании Ленского управления Ростехнадзора нарушений не оспаривает, указывает на наличие обстоятельств, затрудняющих устранение выявленных нарушений в указанный в иске срок, поскольку проектная документация в настоящее время находится на утверждении и согласовании в Ростехнадзоре, будут проведены работы по монтажу склада ГСМ, и будет проведено новое строительство объекта с учетом всех требований законодательства, необходимо проводить конкурсную процедуру на закупку материалов, завезти материалы, все это ограничено по периоду, в период навигации, и по зимнику все это будет сделано и будут выполнены работы по монтажу всех объектов, которые запланированы, просит предоставить срок для устранения нарушений до конца 2026 года.
Представитель третьего лица Ленского управления Ростехнадзора, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит провести судебное заседание в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица Ленского управления Ростехнадзора.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям из ЕРЮЛ (запись в единый государственный регистрационный реестр юридических лиц № .......... от ДД.ММ.ГГГГ присвоен основной государственный регистрационный номер ..........) основным видом экономической деятельности АО "Сахаэнерго" является – 35.11.1 Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. Дополнительным видом деятельности является - .......... Деятельность по складированию и хранению.
АО «Сахаэнерго» имеет лицензию на эксплуатацию производственных взрывоопасных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, выданную Управлением по технологическому и экономическому надзору Ростехназора по Республике Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ, с датой начала действия лицензии ...........
Также, АО "Сахаэнерго" владеет опасным промышленным объектом "Площадка дизельной электростанции п. .......... ..........".
Из преамбулы Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) следует, что настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац 2 статьи 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к названному Федеральному закону.
Промышленная безопасность производственных объектов, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (далее, ОПО) обязана, в том числе: соблюдать требования федерального законодательства, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования безопасности ОПО; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявленному в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальных органов.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных названным Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В данном случае, такой контроль осуществляет территориальный орган Ростехнадзора - Ленское управление Ростехнадзора.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 ( далее – Приказ) утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов". Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" (далее - Правила N 529) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов - площадках нефтебаз по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, резервуарных парках и наливных станциях магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевых парков центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также складах горюче-смазочных материалов, входящих в состав промышленных предприятий и организаций, в том числе тепло- и электроэнергетики, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 2 Правил N 529).
На основании п. 225 Приказа системы канализации должны обеспечивать удаление и очистку химически загрязненных, технологических, смывных и других сточных вод. Не допускается сброс этих стоков без предварительной локальной очистки, за исключением тех случаев, когда в эксплуатирующей организации имеются собственные очистные сооружения и магистральная сеть, предназначенная для приема таких стоков.
Согласно п. 226 Приказа на площадках опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов объединение систем производственной и дождевой канализации подлежит обоснованию в проектной документации исходя из состава и количества производственных и дождевых (ливневых) сточных вод.
Пунктом 227 Приказа предусмотрено, что в производственную канализацию должны отводиться следующие виды сточных вод: подтоварные воды от отстоя нефти и нефтепродуктов; вода, охлаждающая резервуары при пожаре; дождевая вода с открытых площадок или обвалований; балластные, промывочные, подсланевые и льяльные воды с наливных судов; производственные стоки от технологического оборудования и лаборатории.
Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов - площадках нефтебаз по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, резервуарных парках и наливных станциях магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевых парков центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также складах горюче-смазочных материалов, входящих в состав промышленных предприятий и организаций, в том числе тепло- и электроэнергетики, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 2 Приказа)
В силу ч. 5 ст. 2 с Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.02.2021 главным государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора В было вынесено предписание N .......... в адрес АО «Сахаэнерго» об устранении выявленных нарушений. Всего в предписании указано на необходимость устранения 113 пунктов выявленных нарушений требований промышленной безопасности, в том числе в п. 27 указано на отсутствие на площадке опасного производственного объекта - «Площадке дизельной электростанции в п. .......... ..........» системы канализации для удаления и очистки всех видов сточных вод, срок устранения недостатков определен до 31.12.2021.
По результатам проверки 26.01.2022 главным государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора В установлено, что вышеуказанные нарушения требований промышленной безопасности не устранены, в связи с чем, выдано новое предписание № .........., где в п. 4 указано на необходимость устранения вышеназванных нарушений в срок до 03.10.2022.
Ленским Управлением Ростехнадзора 04.04.2023 в адрес прокуратуры Республики Саха (Якутия) направлено письмо о необходимости принятия мер прокурорского реагирования и обращения в судебные органы с требованием о принудительном исполнении АО «Сахаэнерго» предписания в целях устранения ранее выявленных нарушений, в связи с не предоставлением в полном объеме сведений, подтверждающих выполнение или невыполнение соответствующих предписаний.
В результате проведенной прокуратурой Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности установлено, что ответчиком на протяжении длительного времени не исполняются указанные требования несмотря на имеющиеся предписания контрольного органа.
В связи с выявленными нарушениями законодательства 13.12.2023 прокуратурой направлено требование в адрес директора Янских электрических сетей АО «Сахаэнерго» П об устранении нарушений федерального законодательства.
На требование прокуратуры о предоставлении информации ответчиком направлены сведения, что по состоянию на 18.12.2023 выявленные Ростехнадзором нарушения в части обеспечения системой канализации для удаления и очистки всех видов сточных вод площадки дизельной электростанции п. .......... не устранены.
Также, из материалов дела следует, что предписания от 24.02.2021 N .........., от 26.01.2022 № .......... ответчиком не оспорены, исполнены частично. Доказательств выполнения требований предписания, указанного в иске прокурором, ответчиком не представлено. При этом, требования предписания основаны на требованиях законодательства о промышленной безопасности и подлежали исполнению в срок, установленный надзорным органом.
Не исполнение требований предписания может привести к аварийным ситуациям на опасном производственном объекте «Площадка дизельной электростанции п. ..........», создает угрозу жизни и здоровью граждан, травматизма на предприятии, а также угрозу причинения вреда окружающей среде.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание все имеющиеся доказательств по делу, характер выявленных нарушений, учитывая, что требования, изложенные в исковом заявлении, направлены на предотвращение возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среде, исковое заявление подлежит удовлетворению.
Предъявление требований, направленных на обеспечение промышленной безопасности, то есть достижение состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий является обоснованным, поскольку данные требования направлены на реализацию прав граждан по защите жизни и здоровья, а также на защиту окружающей среды.
Суд учитывает, что ответчик не представил суду достаточных доказательств, объективно подтверждающих невозможность устранения выявленных нарушений до конца 2026 года.
При этом, принимая во внимание характер, объем и сложность подлежащих выполнению работ, суд приходит к выводу о предоставлении ответчику срока исполнения возложенных обязанностей в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Данный срок является разумным, исполнимым ответчиком и достаточным для выполнения всех необходимых работ. Установление более длительного срока может привести к аварийным ситуациям на опасном производственном объекте, создать угрозу жизни и здоровью граждан, а также жизнедеятельности всего района.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) к Акционерному обществу «Сахаэнерго» о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество "Сахаэнерго", ОГРН .........., выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности, указанные в предписаниях об устранении выявленных нарушений Ленского управления Ростехнадзора № .......... от 24 февраля 2021 года и № .......... от 26 января 2022 года, а именно: обеспечить площадку дизельной электростанции п. .......... .........., являющуюся опасным производственным объектом, системой канализации для удаления и очистки всех видов сточных вод в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Акционерного общества «Сахаэнерго», ОГРН .........., государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
Обязать Акционерное общество "Сахаэнерго" сообщить об исполнении решения по данному делу прокурору Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца после его исполнения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Решение изготовлено в окончательной форме 01 февраля 2024 года.
Судья Н.А. Кылатчанова