Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1791/2019 ~ М-1379/2019 от 03.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 сентября 2019 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Родиной Т.А.,

при секретаре     Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1791/2019 по административному исковому заявлению Ермакова В.С. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка равной рыночной стоимости,

с участием представителя Ермакова В.С. по доверенности Каликинской Е.А.,

у с т а н о в и л:

Ермаков В.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить срок для обращения в суд и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 13 318 949 руб., земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 2 018 317 руб..

В обоснование заявленных требований Ермаков В.С. указал, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество и земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Каликинская Е.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, Администрация г.п. Нефтегорск, Министерство имущественных отношений Самарской области, ПАО Сбербанк России не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Администрация г.п. Нефтегорск- письменные возражения, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, ПАО Сбербанк России- отзывы.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Ермакову В.С. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1304,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером площадью 1930 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 определена в размере 23 467 605,25 руб. руб. по состоянию на 24 июля 2013 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13 ноября 2013 года в размере 6 637 733,20 руб. по состоянию на 1 января 2013 года.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество и земельного налога.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания и земельного участка и считая свои права нарушенными, 3 сентября 2019 года с пропуском срока Ермаков В.С. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости , выполненный 12 августа 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит» ФИО1

Указанным отчетом рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 13 318 949 руб.

Отчетом об оценке № 303/08-2019 от 5 августа 2019 года, выполненного тем же оценщиком, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2 018 317 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 июля 2013 года и 1 января 2013 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка.

Наиболее эффективным использование нежилого здания с кадастровым номером оценщик определили его использование в качестве административного.

Для исследования нежилого здания оценщик применил затратный, доходный и сравнительный подходы.

Согласовав результаты, полученные в результате трех подходов, оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости нежилого здания равную 13 318 949 руб. без учета НДС.

Наиболее эффективным использование земельного участка с кадастровым номером оценщик определил его использование по коммерческую деятельность.

Исследование и расчет величины рыночной стоимости земельного участка производилось в рамках сравнительного подхода, в результате которого величина рыночной стоимости определена в размере 2 018 317 руб.

Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что приведённые в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенной в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилого здания и земельного участка является достоверной.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года и 1 января 2013 года на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной их рыночной стоимости установленной отчетами об оценке.

Доводы Администрации г.п. Нефтегорск и Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о том, что уменьшение кадастровой стоимости приведет к снижении поступлений в местный бюджет, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости по основанию равной их рыночной стоимости предусмотрен законом, доказательством величины рыночной стоимости служить представленный административным истцом отчет об оценке.

Доводы Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о том, что отчет об оценке в отношении здания составлен только на основании сведений технического паспорта по состоянию на 30 марта 2015 года, без учета иных документов, суд считает несостоятельными, поскольку при составлении отчета оценщик руководствовался не только представленной документацией, но и данными осмотра здания от 15 июля 2019 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 3 сентября 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Ермакова В.С. удовлетворить.

Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1930 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2 018 317 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 1304,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 13 318 949 руб.

Датой обращения Ермакова В.С. в суд считать 3 сентября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 2 октября 2019 года.

3а-1791/2019 ~ М-1379/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермаков В.С.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области
ПАО "Сбербанк России"
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.п. Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.09.2019Регистрация административного искового заявления
03.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
02.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее