Дело №2-4258/2022
УИД 18RS0003-01-2022-004110-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2022 года г. Ижевск
председательствующего судьи Михалевой И.С.,
при секретаре Мургузовой Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ижевск», Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений пруда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г.Ижевска (далее - прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Администрация г.Ижевска, ответчик), Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (далее - Управление, УБиООС, ответчик) о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений (далее-ГТС) пруда <данные изъяты> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что по результатам проведенного в 2020 году обследования указанного ГТС, его общее техническое состояние оценено на основании определяющих параметров СП 13-102-2003 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, принятых Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 № 153 (ответственность конструкций, имеющих дефекты и повреждения, наличие и вид повреждений, подверженность конструкций ремонтно-восстановительным работам, запас по несущей способности и прочности) как недопустимое. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения допустима только после проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с выявленными в процессе обследования дефектами.
ГТС, расположенное в Первомайском районе на южной границе г.Ижевска, в поселке Люлли, образованном на реке Люллинка, левом притоке р.Позимь, находится в собственности муниципального образования «Город Ижевск».
Статьями 38, 44 Устава МО «Город Ижевск» полномочиями по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом по решению вопросов от имени муниципального образования наделена Администрация г.Ижевска.
П. 2.7.19 Решения Городской думы г.Ижевска от 24 апреля 2008 года № 391, п. 2.3.3 Порядка распределения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Ижевск» на структурное подразделение Администрации г.Ижевска – Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска, в том числе, возложена обязанность по проведению технической инвентаризации, выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования каптажных сооружений родников, ГТС объектов муниципальной собственности, расположенных в границах муниципального образования.
Нахождение ГТС, расположенного в непосредственной близости от автодороги, жилых домов и объектами экономики, в указанном состоянии представляет реальную угрозу для жизни и здоровья населения. Непринятие ответчиками мер по надлежащему содержанию ГТС в нарушение положений Федерального закона от 26 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ставит под угрозу безопасность их эксплуатации, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имущественного ущерба.
На основании изложенного прокурор просил суд возложить на Администрацию Муниципального образования "Город Ижевск" и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» обязанность по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений (далее-ГТС) пруда расположенного <данные изъяты> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник Прокурора Первомайского района г.Ижевска Горбунов Ф.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчиков Станкевич Д.А., действующий на основании доверенностей, с исковыми требованиями и сроком устранения недостатков – 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, согласился.
Представитель третьего лица - Западно-Уральского управления Ростехнадзора Сальникова А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при соблюдении которых гражданам гарантируется благоприятная среда обитания, не создающая угрозы для причинения вреда жизни и здоровью.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Федеральный закон N 117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Федеральным законом РФ N 117-ФЗ установлена презумпция риска аварийности гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 10 Закона УР от 18 октября 2006 года N 43-РЗ "О защите населений и территорий Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций" гидротехнические сооружения относятся к потенциально опасным объектам.
Гидротехническое сооружение должно быть безопасным и обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (ст. 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", раздел 6 "СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 623).
Разделом 6 СП 58.13330.2012 установлены требования, правила и нормы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации, а именно п. 6.1 предусмотрено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Согласно положениям ст. 9 Федерального Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики», муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.
Пунктами 3, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).
В соответствии с пп. 3, 11 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 года №333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с положениями ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 44 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики, в том числе, касающихся владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской думы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением Городской думы г.Ижевска от 24 апреля 2008 года N 391 учреждено структурное подразделение Администрации города Ижевска - Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, к ведению которого п. 2.3.3 Порядка распределения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Ижевск» (утв. постановлением Администрации г.Ижевска от 12 августа 2014 года № 285) отнесено проведение технической инвентаризации, выполнение работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования гидротехнических сооружений объектов муниципальной собственности, расположенных в границах муниципального образования "Город Ижевск".
В силу приведенных норм права лицами, уполномоченными на осуществление деятельности, связанной с содержанием объектов муниципальной собственности, в том числе, гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования "Город Ижевск", в надлежащем состоянии, отвечающем требованиям безопасности, их ремонта и обеспечения функционирования является Администрация муниципального образования «Город Ижевск» и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, в связи с чем, указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.
Судом установлено, что гидротехническое сооружение пруда, <данные изъяты> находится в собственности муниципального образования «Город Ижевск» и состоит на балансе Администрации г.Ижевска.
Согласно выводам заключения, составленного по результатам инженерного обследования ГТС пруда в пос.Люли на р.Люллинка юго-восточнее г.Ижевск, проведенного ООО «ЕвроПроект» по заказу Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска в рамках муниципального контракта № 35281-2020 от 27 октября 2020 года в целях определения технического состояния элементов конструкций и сооружения в целом, установления соответствия сооружения общим требованиям Свода правил «Гидротехнические сооружения. Основные положения» СП58.13330.2019 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2019 года № 811/пр.), общее техническое состояние ГТС на основании определяющих параметров (ответственность конструкций, имеющих дефекты и повреждения, наличиие и вид повреждений, подверженность конструкций ремонтно-восстановительным работам, запас по несущей способности и прочности) оценено, как недопустимое.
К основным дефектам ГТС отнесено недопустимое состояние рисбермы, дефекты бетона шахты водослива, водопропускного туннеля и водобоя, отсутствие ограждения автодороги на гребне плотины. Дальнейшая безопасная эксплуатация, согласно выводам заключения, допустима только при выполнении указанных в нем ремонтно-восстановительных работ на гидроузле в кратчайшие сроки, и выполнения рекомендаций по безопасной эксплуатации сооружения.
Предоставленным Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска ответом на обращение Прокурора Первомайского района г.Ижевска сообщено о подготовленном УБиООС в апреле 2022 года техническом задании на выполнение работ по очистке ГТС от мусора, древесно-кустарниковой растительности, а также технического задания на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт ГТС прудов на территории МО «Город Ижевск». Сообщено о запланированных в течение 2022 года работах, в том числе, по разработке проектно-сметной документации на ремонт ГТС. Техническое состояние спорного ГТС указано, как недопустимое.
28 апреля 2022 года Прокурором Первомайского района г.Ижевска в адрес Главы МО «Город Ижевск» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, в котором указаны требования о безотлагательном рассмотрении представления и принятии мер по устранению допущенных нарушений Федерального Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, необходимости извещения прокуратуры о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок.
На указанное представление 02 июня 2022 года Администрацией г.Ижевска в адрес Прокурора Первомайского района г.Ижевска направлено информационное письмо № 3133/01-17ДО, в котором сообщено об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на выполнение работ по приведению ГТС в нормативное состояние, необходимости привлечения средств бюджета Удмуртской Республики с целью проведения капитального ремонта ГТС, на состоявшемся совещании, проведенном УБиООС с участием представителя АО «Удмуртгипроводхоз», по результатам которого принято решение о подготовке последним коммерческого предложения по стоимости услуг на получение проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта, в том числе, спорной ГТС.
До настоящего времени указанные в представлении прокурора нарушения требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Администрацией г.Ижевска и ее структурным подразделением не устранены, меры по обеспечению технически исправного состояния указанного ГТС не осуществляются, организация безопасной эксплуатации ГТС не обеспечивается, мероприятия по осуществлению капитального ремонта не проведены, что свидетельствует о неисполнении ответчиками возложенной на них законом обязанности по обеспечению безопасности ГТС. Указанные факты признаны представителем ответчиков и в судебном заседании.
Бездействием ответчиков нарушаются гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создается угроза причинения ущерба здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также окружающей среде.
Учитывая, что общее техническое состояние ГТС пруда в Первомайском районе на южной границе г.Ижевска, в поселке Люлли, образованном на реке Люллинка, левом притоке р.Позимь не соответствует обязательным требованиям и выполнение работ по капитальному ремонту указанных сооружений необходимо для обеспечения безопасности ГТС, соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» и Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» подлежат удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, то есть в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. С указанным сроком представитель ответчиков согласился, доказательств невозможности исполнения возложенной обязанности в указанный срок не представил.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.
Оснований для взыскания по делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Прокурора Первомайского района г.Ижевска <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» <данные изъяты> Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений пруда удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» <данные изъяты> Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» <данные изъяты> обеспечить технически исправное состояние гидротехнических сооружений пруда <данные изъяты> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 13 июля 2022 года.
Председательствующий судья Михалева И.С.