Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-799/2024 ~ М-438/2024 от 14.02.2024

Дело № 2-799/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2024 года               г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Савельевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Огуловой Д.В.,

с участием помощника прокурора г.Элисты Савина Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Златиной Светлане Павловне об обязании установить санитарно-защитную зону,

у с т а н о в и л:

первый заместитель прокурора г. Элисты Республики Калмыкия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, санитарно- эпидемиологического законодательства выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание на территории города Элисты. В результате проведенной проверки прокуратурой города совместно с привлечением специалистов территориального отделения Роспотребнадзора в г. Элиста в период с 17 ноября 2023 г. по 13 декабря 2023г. установлено, что индивидуальный предприниматель Златина С.П. осуществляет деятельность по убою сельскохозяйственных животных по адресу: г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский» с нарушениями федерального законодательства, в частности: в нарушение ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ, п. 2.1, п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по фактическому адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений; решением и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия или его заместителя не установлены размеры санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; не приняты меры по исполнению обязанности правообладателей объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов. Ранее по указанным выше фактам прокуратурой города индивидуальному предпринимателю Златиной С.П. внесено представление об устранении нарушении законодательства, однако меры к устранению выявленных нарушений в полном объеме не приняты. Данные обстоятельства оказывают негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека, что являются нарушением прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории города Элисты, экологическую безопасность.

Просит суд обязать индивидуального предпринимателя Златину С.П. в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить санитарно-защитную зону вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, п.Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», а также разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны на указанные объекты, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Савин Н.Е. поддержал иск, просил удовлетворить.

Ответчик индивидуальный предприниматель Златина С.П., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором пояснила, что с исковыми требования прокурора согласна.

Представители третьих лиц Администрации г.Элисты, Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В письменном ходатайстве представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Бадмахалгаев Б.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, требования прокуратуры г.Элисты поддержал.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора Савина Н.Е., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В пункте 1 статьи 34 Закона об охране окружающей закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-Ф3).

В соответствии со ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20, ст. 29 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении хозяйственной деятельности устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Аналогичные требования по обеспечению санитарно - защитных зон установлены в части 1 статьи 30 Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Требования об установлении таких зон закреплены п.2.1., п.4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», где определено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Лица, эксплуатирующие объекты производства, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов (проекта санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны).

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 3, 4, 10 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 юридические лица и индивидуальные предприниматели в своей хозяйственной деятельности оборудуют контейнерные и специальные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), которые должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, иметь место для накопления крупногабаритных отходов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой города совместно с привлечением специалистов территориального отделения Роспотребнадзора в г. Элиста проверки в период с 17 ноября 2023 г. по 13 декабря 2023 г. установлено, что индивидуальный предприниматель Златина С.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, ИНН 080300090052, ОГРНИП 321080000000295, осуществляя деятельность по убою сельскохозяйственных животных по адресу: г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», допустила нарушения федерального законодательства, в частности: в нарушение ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ, п. 2.1, п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по фактическому адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений; решением и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия или его заместителя не установлены размеры санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; не приняты меры по исполнению обязанности правообладателей объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов.

13 декабря 2023 г. и.о. прокурора г.Элисты в адрес индивидуального предпринимателя Златиной С.П. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на обязанность в течение месяца со дня регистрации представления принять конкретные меры по устранению изложенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

31 января 2024 г. ИП Златина направила в прокуратуру г.Элисты ответ на представление, в котором указала, что с 01 сентября 2023 г. убойный цех не работает, в случае заключения нового договора убоя скота на 2024 г. деятельность будет возобновлена и нарушение будет устранено до июля 2024 г.

Постановлением врио заместителя Руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия – врио заместителя Главного Государственного санитарного врача по Республике Калмыкия Джевакова Е.О. №3/07 от 16 января 2024 г. ИП Златина С.П. была признана виновной в совершении административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В письменном ходатайстве, представленном в суд, ИП Златина С.П. согласилась с доводами прокурора г.Элисты и выразила готовность устранить нарушения в течение 2024 года.

Таким образом, учитывая, что допущенные ИП Златиной С.П. нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории г.Элисты, экологическую безопасность, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Элисты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования первого заместителя прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Златиной Светлане Павловне об обязании установить санитарно-защитную зону – удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Златину Светлану Павловну, ДД.ММ.ГГ года рождения, ИНН 080300090052, ОГРНИП 321080000000295, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить санитарно-защитную зону вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, п.Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», а также разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны на указанные объекты, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий:                     Е.В. Савельева

Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2024 года.

2-799/2024 ~ М-438/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора г.Элисты в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ИП Златина Светлана Павловна
Другие
Управление Роспотребнадзора по РК
Администрация г. Элисты
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Савельева Елена Викторовна
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
14.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее