Дело № 2-799/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2024 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Огуловой Д.В.,
с участием помощника прокурора г.Элисты Савина Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Златиной Светлане Павловне об обязании установить санитарно-защитную зону,
у с т а н о в и л:
первый заместитель прокурора г. Элисты Республики Калмыкия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, санитарно- эпидемиологического законодательства выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание на территории города Элисты. В результате проведенной проверки прокуратурой города совместно с привлечением специалистов территориального отделения Роспотребнадзора в г. Элиста в период с 17 ноября 2023 г. по 13 декабря 2023г. установлено, что индивидуальный предприниматель Златина С.П. осуществляет деятельность по убою сельскохозяйственных животных по адресу: г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский» с нарушениями федерального законодательства, в частности: в нарушение ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ, п. 2.1, п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по фактическому адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений; решением и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия или его заместителя не установлены размеры санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; не приняты меры по исполнению обязанности правообладателей объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов. Ранее по указанным выше фактам прокуратурой города индивидуальному предпринимателю Златиной С.П. внесено представление об устранении нарушении законодательства, однако меры к устранению выявленных нарушений в полном объеме не приняты. Данные обстоятельства оказывают негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека, что являются нарушением прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории города Элисты, экологическую безопасность.
Просит суд обязать индивидуального предпринимателя Златину С.П. в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить санитарно-защитную зону вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, п.Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», а также разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны на указанные объекты, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Савин Н.Е. поддержал иск, просил удовлетворить.
Ответчик индивидуальный предприниматель Златина С.П., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором пояснила, что с исковыми требования прокурора согласна.
Представители третьих лиц Администрации г.Элисты, Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В письменном ходатайстве представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Бадмахалгаев Б.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, требования прокуратуры г.Элисты поддержал.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора Савина Н.Е., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В пункте 1 статьи 34 Закона об охране окружающей закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-Ф3).
В соответствии со ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20, ст. 29 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении хозяйственной деятельности устанавливаются санитарно-защитные зоны.
Пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Аналогичные требования по обеспечению санитарно - защитных зон установлены в части 1 статьи 30 Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Требования об установлении таких зон закреплены п.2.1., п.4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», где определено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Лица, эксплуатирующие объекты производства, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов (проекта санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны).
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 3, 4, 10 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 юридические лица и индивидуальные предприниматели в своей хозяйственной деятельности оборудуют контейнерные и специальные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), которые должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, иметь место для накопления крупногабаритных отходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой города совместно с привлечением специалистов территориального отделения Роспотребнадзора в г. Элиста проверки в период с 17 ноября 2023 г. по 13 декабря 2023 г. установлено, что индивидуальный предприниматель Златина С.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, ИНН 080300090052, ОГРНИП 321080000000295, осуществляя деятельность по убою сельскохозяйственных животных по адресу: г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», допустила нарушения федерального законодательства, в частности: в нарушение ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ, п. 2.1, п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по фактическому адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, пос. Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений; решением и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия или его заместителя не установлены размеры санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; не приняты меры по исполнению обязанности правообладателей объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов.
13 декабря 2023 г. и.о. прокурора г.Элисты в адрес индивидуального предпринимателя Златиной С.П. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на обязанность в течение месяца со дня регистрации представления принять конкретные меры по устранению изложенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
31 января 2024 г. ИП Златина направила в прокуратуру г.Элисты ответ на представление, в котором указала, что с 01 сентября 2023 г. убойный цех не работает, в случае заключения нового договора убоя скота на 2024 г. деятельность будет возобновлена и нарушение будет устранено до июля 2024 г.
Постановлением врио заместителя Руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия – врио заместителя Главного Государственного санитарного врача по Республике Калмыкия Джевакова Е.О. №3/07 от 16 января 2024 г. ИП Златина С.П. была признана виновной в совершении административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В письменном ходатайстве, представленном в суд, ИП Златина С.П. согласилась с доводами прокурора г.Элисты и выразила готовность устранить нарушения в течение 2024 года.
Таким образом, учитывая, что допущенные ИП Златиной С.П. нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории г.Элисты, экологическую безопасность, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Элисты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования первого заместителя прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Златиной Светлане Павловне об обязании установить санитарно-защитную зону – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Златину Светлану Павловну, ДД.ММ.ГГ года рождения, ИНН 080300090052, ОГРНИП 321080000000295, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить санитарно-защитную зону вокруг предприятия по переработке мяса, в том числе убойного цеха, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, п.Аршан, территория мясокомбината «Аршанский», а также разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны на указанные объекты, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Е.В. Савельева
Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2024 года.