Дело № 5-391/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Выльгорт «21» мая 2018 года
Мировой судья Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт, ул.Гагарина, д.5, Мосунова Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Вагнер Р.Я.1,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении 11АА816632 от 01.03.2018 года, 01.03.2018 г. в 15 час 00 минут Вагнер Р.Я., на 9 км автодороги обход г.Сыктывкар, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, управляя автомашиной <ОБЕЗЛИЧЕНО> г/н <НОМЕР> с прицепом г/н <НОМЕР>, перевозил груз — пиломатериалы (доски), габариты которого по длине составили 23 м 30 см, при этом без специального разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения.
Вагнер Р.Я. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что факт перевозки груза не отрицает, не согласен с указанными показателями длины груза. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении неверно указан вид перевозимого им груза, замеры автотранспортного средства проведены с нарушениями требований ГОСТа 22748-77, а именно: измерение длины проводилось без использования пенпендикуляров, поверхность, на которой проводились измерения имела не ровное покрытие, измерение транспортного средства производилось с одной стороны.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор ГИБДД МВД по РК *2 в судебном заседании пояснил, что 01.03.2018г. на 9 км автодороги обход г.Сыктывкара было остановлено транспортное средство, у которого имелись признаки превышения допустимых габаритов, а именно прицеп автомашины был удлинен. Также у водителя Вагнер Р.Я. отсутствовало специальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов. Замеры транспортного средства проводились стандартной рулеткой, на площадке весового контроля, которая имеет ровную поверхность, со всех сторон транспортного средства. При измерении длины транспортного средства пенпендикуляры не использовались. ГОСТ 22748-77 является номенклатурным и определяет технические характеристики самого транспортного средства. Данный ГОСТ не определяет измерение составов автопоездов и транспортного средства с грузом. Номенклатурное определение измерения всего транспортного средства будет определяться высота автомашины, ширина, измерение всех ее частей, высоты рамы, кузова, расстояние между осями и т.д. Данный ГОСТ определяет измерение транспортного средства, в случае движения в составе автопоезда, его расчленение, раздельное определение габаритов самой автомашины и полуприцепа или прицепа. В ГОСТе нет определения размеров автопоезда, автопоезда с грузом. Данный ГОСТ определяет перечень наружних размеров одиночного транспортного средства. Видеосъемка проводилась, однако в настоящее время видеозапись отсутствует, в виду изменения програмного обеспечения.
Заслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, должностного лица, исследовав письменные материалы дела, мировой судья пришел к следующему.
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших, совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Основным вопросом, подлежащим доказыванию в ходе производства по делу, является вопрос о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность элементов, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии - единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.
Частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения.
Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с п.15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090, соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. №272.
Из приложения №3 указанных Правил следует, что предельно допустимые габариты транспортного средства в составе автопоезда по длине составляют 20 м.
В силу требований п. 2.1.3 ГОСТ 22748-77 «ГОСТ 22748-77*. Государственный стандарт Союза ССР. Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений» (введен Постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1977г. №2508) (ред. от 01.06.1985г.) (далее ГОСТ 22748-77) автотранспортное средство для измерений устанавливается на опорной поверхности в положение прямолинейного движения. При проведении измерений на полуприцепе (в отцепленном состоянии) плоскость платформы последнего устанавливается в горизонтальное положение.
Пунктом 2.1.5 ГОСТа установлено, что при проведении измерений должны применяться средства измерений в том числе металлические рулетки с длиной шкалы 2, 5, 10, 20, 30 м.
Согласно п.2.2.1. ГОСТа измерение размеров по длине проводится между двумя вертикальными плоскостями, перпендикулярными продольной оси автотранспортного средства и проходящими через указанные в измеряемом размере точки или линии.
Пунктом 2.2.2. ГОСТа предусмотрено, что измерение проводится с правой и левой сторон автомобиля, прицепа и берется среднее арифметическое найденных значений.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении 11АА816632 от 01.03.2018 года, 01.03.2018 г. в 15 час 00 минут Вагнер Р.Я., на 9 км автодороги обход г.Сыктывкар, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, управляя автомашиной <ОБЕЗЛИЧЕНО> г/н <НОМЕР> с прицепом г/н <НОМЕР>, перевозил груз — пиломатериалы (доски), габариты которого по длине составили 23 м 30 см, при этом без специального разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Между тем, мировой судья приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении 11АА816632 от 01.03.2018 года и показания должностного лица *2 не могут служить достаточными доказательствами, подтверждающими вину Вагнер Р.Я. в совершении административного правонарушения, поскольку замеры транспортного средства проведены с нарушением требований ГОСТа, а именно замеры проводились без использования перпендикуляров, отсутствуют доказательства измерения автотранспортного средства с правой и левой стороны, что ставит под сомнение правильность проведенных замеров. Из протокола об административном правонарушении следует, что замер габарита длины был произведен уполномоченным на то должностным лицом с применением технического средства измерения, исправного и допущенного к применению, о чем свидетельствует копия свидетельства о поверке, приобщенная в судебном заседании, однако результаты замера длины нашли отражение только в протоколе об административном правонарушении, видео либо фотофиксация замера не представлена, свидетели (либо понятые) при замере не присутствовали, рапорт должностного лица о выявленном нарушении также отсутствует. Таким образом, должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении объективных, достоверных и неопровержимых доказательств вины Вагнер Р.Я. в инкриминируемом ему правонарушении, кроме протокола об административном правонарушении 11АА816632 от 01.03.2018 года, не предоставлено, и в ходе судебного разбирательства не добыто, мировой судья, считает, что факт совершения административного правонарушения, вменяемого Вагнер Р.Я. не нашел своего подтверждения.
Таким образом, мировым судьей установлено, что измерение длины транспортного средства <ОБЕЗЛИЧЕНО> г/н <НОМЕР> с прицепом г/н <НОМЕР>, проведено с нарушением требований ГОСТа 22748-77, кроме того, указанные нарушения не могут быть устранены в ходе судебного заседания.
Довод должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о том, что методы измерения ГОСТа 22748-77 не могут быть применимы, при замере габаритных параметров автопоезда с грузом или без него, мировой судья признает необоснованным, поскольку нормы вышеназванного ГОСТа распространяются на автотранспортные средства (АТС); легковые и грузовые автомобили, автобусы (далее - автомобили), прицепы и полуприцепы. Стандарт устанавливает номенклатуру наружных размеров автотранспортных средств и методы их измерений.
Иных доказательств в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствующих о совершении Вагнер Р.Я. административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела не имеется.
Анализ приведенных доказательств свидетельствует о наличии неустранимых сомнений в виновности Вагнер Р.Я. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В силу положений ч.3 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Согласно разъяснению, данному Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина- в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
Учитывая, что в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства, объективно свидетельствующие о виновности Вагнер Р.Я., а равно в наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Вагнер Р.Я.3 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывдинский районный суд Республики Коми через мирового судью Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 17 мая 2018 года.
Мировой судья Е.В. Мосунова
Копия верна: мировой судья -