Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5601/2023 от 10.04.2023

Судья: Кривоносова Л.М. адм. дело № 33а-5601/2023

УИД: 63RS0044-01-2022-006466-73

Дело № 2а-443/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Ромадановой И.А. и Мыльниковой Н.В.,

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 24 января 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Матвеевой Е.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей за период со 2 декабря 2020 г. по 2 февраля 2021 г.; по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2019 – 2020 годы, в связи с наличием в собственности транспортного средства – <данные изъяты>, государственный номер , мощностью двигателя <данные изъяты> л.с. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, транспортный налог за 2019 – 2020 годы не уплачен, начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование не исполнено, сумма налога и пени в бюджет не поступили, в связи с чем, административный истец просил взыскать задолженность в судебном порядке.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 января 2023 г. заявленные требования удовлетворены частично. С Матвеевой Е.Ю. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, а также в доход местного бюджета               г.о. Самара взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области в лице представителя Дакашева А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г.    № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что            Матвеева Е.Ю. является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием в её собственности в период с 2019 года по 2020 год объекта налогообложения: транспортного средства – <данные изъяты>, государственный номер , мощностью двигателя <данные изъяты> л.с.

Налоговым органом направлены Матвеевой Е.Ю. налоговое уведомление № от 1 сентября 2020 г. об оплате транспортного налога за 2019 год в сумме <данные изъяты> руб., с расчетом налога на транспортное средство – <данные изъяты>, государственный номер мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., и срок оплаты определен до 1 декабря 2020 г., а также налоговое уведомление № от 1 сентября 2021 г. об оплате транспортного налога за этот же автомобиль за 2020 год на сумму <данные изъяты> руб., со сроком оплаты о 1 декабря 2021 г.

Из материалов дела также следует, что в установленный срок административный ответчик транспортный налог за 2019-2020 г.г. не уплатил, в связи с чем налоговый орган направил Матвеевой Е.Ю. требование № от 3 февраля 2021 г. об оплате транспортного налога за 2019 год в размере рублей и пени в сумме 73 рубля 7 копеек с требованием уплаты в срок до 30 марта 2021 г. Также налоговый орган направил требование № от 15 декабря 2021 г. об оплате транспортного налога за 2020 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> копейка с требованием уплаты в срок до 1 февраля 2022 г.

Требование № от 3 февраля 2021 г. об оплате транспортного налога за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей выгружено в личный кабинет 23 марта 2021 года. Требование № от 15 декабря 2021 г. об оплате транспортного налога за 2020 год в размере <данные изъяты> руб. выгружено в личный кабинет 17 декабря 2021 года.

12 мая 2022 г. мировым судьей судебного участка № Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Матвеевой Е.Ю. задолженности по транспортному налогу за 2019-2020 г.г. и пени.

1 июня 2022 г. судебный приказ № был отменен, в связи с поступившими возражениями Матвеевой Е.Ю. относительно исполнения данного приказа.

Разрешая требования налогового органа, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогу и пени, арифметический расчет задолженности, сроки обращения в суд пришел к выводу о взыскании с Матвеевой Е.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, произведя расчет налога с учетом мощности двигателя транспортного средства <данные изъяты> л.с. Также установив, что административный истец пропустил срок, предусмотренный частью 2 статьи 48 НК РФ для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год, отказал в удовлетворении административных требований в указанной части.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части наличия оснований для взыскания с Матвеевой Е.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, с учетом мощности двигателя транспортного средства.

Согласно паспорту транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства следует, что мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты>, государственный номер , составляет <данные изъяты> л.с., таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в налоговых уведомлениях мощность двигателя транспортного средства 190,40 л.с. указана ошибочно, в связи с чем, расчет транспортного налога подлежит с учетом представленных документов, исходя из мощности двигателя <данные изъяты> л.с.

Расчет транспортного налога: <данные изъяты> л.с. (мощность двигателя транспортного средства) * <данные изъяты> рубля (налоговая ставка) * 12 месяцев (количество месяцев владения транспортным средством) = <данные изъяты> руб.

Также обоснованно судом первой инстанции произведен перерасчет пени за период с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г., то есть 13 дней, что в сумме составляет <данные изъяты> копеек (<данные изъяты> рублей * 13 дней (со 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г.) * <данные изъяты> %/300).

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается в выводом районного суда об отказе во взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2019 год, ввиду пропуска срока, предусмотренного частью 2 статьи 48 НК РФ для обращения в суд с заявлением о ее взыскании, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент формирования налогового требования), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Исчисление трехлетнего срока по требованию № от 3 февраля     2021 г. для направления заявления в суд необходимо рассчитывать от 30 марта 2021 г. (+3 года 6 месяцев), так как сумма по требованию не превысила 10000 рублей.

При выставлении требования № от 15 декабря 2021 г. со сроком уплаты 1 февраля 2022 г., сумма задолженности по двум требованиям                 № от 3 февраля 2021 г. и № от 15 декабря 2021 г. превысила 10000 рублей (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.).

Таким образом, срок для направления административного искового заявления в суд не пропущен.

При таких обстоятельствах, с учетом мощности двигателя транспортного средства <данные изъяты> л.с., требование административного истца о взыскании с Матвеевой Е.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей полежит частичному удовлетворению исходя из мощности двигателя транспортного средства, в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> л.с. (мощность двигателя транспортного средства) * <данные изъяты> рубля (налоговая ставка) * 12 месяцев (количество месяцев владения транспортным средством) = <данные изъяты> руб. ).

Принимая во внимание, что сумма недоимки по транспортному налогу за 2019 год составляет <данные изъяты> рублей, подлежит перерасчету и сумма пени, которая составляет за период <данные изъяты> рубля (<данные изъяты> рублей * 63 дня (со 2 декабря 2020 г. по 2 февраля 2021 г.) * <данные изъяты> %/<данные изъяты>).

В связи с изменением размера взысканных сумм подлежит изменению и сумма, взысканная в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, которая, исходя из размера удовлетворенных требований имущественного характера и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составит <данные изъяты> (<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>*<данные изъяты>%).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 января 2023 года отменить в части отказа Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области во взыскании с Матвеевой Е.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2019 год и пени, изложить резолютивную часть решения следующим образом:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Матвеевой Е.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, - удовлетворить частично.

Взыскать с Матвеевой Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области недоимку по транспортному налогу за 2019 год <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., а всего взыскать <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Матвеевой Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты> в доход местного бюджета          г.о. Самара государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

          Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 30 мая 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5601/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Матвеева Е.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.04.2023Передача дела судье
16.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее