Дело № 2-3418/2023
УИД 21RS0025-01-2023-002513-37
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.В.
при секретаре судебного заседания Качиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой О.С. к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» о признании отказа незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истица Васильева О.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» о признании отказа незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав следующее.
Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на специализированное жилое помещение по <адрес>
Согласно выписке из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ № квартира является муниципальной, она состоит в ней на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрированных в ней других лиц не имеется.
С целью приватизации указанной квартиры она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Ответчик уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № отказал ей в приватизации квартиры, указав, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городов, а также служебные жилые помещения.
Отказ ответчика истица считает незаконным, полагает, что право муниципальной собственности на спорную квартиру фактически не возникло, т.к. оно было возведено для использования всеми жильцами дома № по <адрес>
Из акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ составленного с участием представителей администрации г. Чебоксары усматривается, что до принятия распоряжения главы администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ. № «О переводе нежилого помещения в доме № по <адрес>» названное жилое помещение переведено в жилое.
Согласно техническому плану, квартира отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно п. 2 ст. 15 ЖК РФ, она изолирована от других помещений, является недвижимым имуществом и пригодна для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в ней имеется туалет, вода и канализация, подведено электричество и отопление, отнесение ее к специализированному жилищному фонду является необоснованным, поскольку, нет решения муниципального органа о переводе ее в специализированный жилой фонд.
Истица Васильева О.С. просит признать незаконным и отменить отказ ответчика МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в приватизации жилого помещения, признать за нею право собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес> в порядке приватизации.
Истица Васильева О.С. в судебном заседании предъявленные исковые требования поддержала, по мотивам, изложенным в заявлении, просит их удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» Горланова Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными и просит отказать в их удовлетворении.
Представитель 3-его лица ООО «Вертикаль» в судебное заседание не явился надлежащим образом были извещены о месте и времени его проведения.
Выслушав объяснения истицы Васильевой О.С., представителя ответчиков администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» Горлановой Н.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 60 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановления главы администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № истице Васильевой (Прахеевой) О.С., ДОЛЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ предоставлена служебная <данные изъяты> квартира № площадью <данные изъяты> кв.м в доме № по <адрес> по договору социального найма на специализированное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Чебоксары с Васильевой (Прахеевой) О.С. был заключен договор найма служебного жилого помещения на вышеуказанное жилое помещение для временного проживания в связи с работой в сфере ЖКХ.
Согласно свидетельству о заключении брака <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ истице Прахеевой О.С. присвоена фамилия Васильева О.С.
Из выписки из лицевого счета, выданной ООО «Вертикаль» следует, что Васильева О.С. состояла на регистрационном учете в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица Васильева О.С. снята с регистрационного учета по <адрес>
В настоящее время истица состоит на регистрационном учете по <адрес>
С целью приватизации указанной квартиры Васильева О.С. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары» уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № отказало ей в приватизации квартиры, указав, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городов, а также служебные жилые помещения.
Отказ ответчика истица просит признать незаконным, а также признать за ней право собственности на указанную квартиру по праву приватизации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 названного Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Для правильного разрешения иска Васильевой О.С. необходимо решение вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент признания квартиры служебной, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Таким образом, Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что изначально спорное жилое помещение являлось нежилым помещением. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия в составе: ДОЛЖНОСТЬ ФИО1, ДОЛЖНОСТЬ ФИО2, ДОЛЖНОСТЬ ФИО3, ДОЛЖНОСТЬ ФИО4, ДОЛЖНОСТЬ ФИО5, ДОЛЖНОСТЬ ФИО6, ДОЛЖНОСТЬ ФИО7., ДОЛЖНОСТЬ ФИО8 произвела техническое обследование нежилого помещения № по <адрес> целью перевода его в нежилое. Комиссия установила, что нежилое помещение №, общей площадью <данные изъяты> кв.м расположено на <данные изъяты> этаже вышеуказанного дома. На момент обследования данное помещение переоборудовано под жилую квартиру, при этом соблюдены технические требования пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к жилым помещениям. В ходе переоборудования использованы строительные материалы, разрешенные в строительстве МЗ РФ. В помещении имеются централизованное теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, вентиляция, водоотведение, естественное и искусственное освещение. Комиссией принято заключение о признании нежилого помещения № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на <данные изъяты> этаже жилого дома № по <адрес> жилым и переводе нежилого помещения в жилое.
Распоряжением администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м в доме № по <адрес> жилым; нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на <данные изъяты> этаже в доме № по <адрес> переведено в жилое и ему присвоен № квартира № по <адрес> признана служебной и передана в <адрес> для распределения в установленном законом порядке.
Из ответа Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира №, расположенная по <адрес> не числится в Едином реестре муниципальной собственности г. Чебоксары.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости, расположенном по <адрес>
Из вышеуказанных доказательств следует, что спорное жилое помещение решением администрации г. Чебоксары было признано служебным и является им в настоящее время, при чем, требования действующего законодательства при признании его таковым были соблюдены.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено истице на основании постановления главы администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что Васильевой О.С., ДОЛЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ предоставлена служебная однокомнатная квартира № площадью <данные изъяты> кв.м в доме № по <адрес> по договору социального найма на специализированное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Чебоксары с Васильевой О.С. был заключен договор найма служебного жилого помещения на вышеуказанное жилое помещение для временного проживания в связи с работой в сфере ЖКХ.
Из трудовой книжки Васильевой О.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята в ОРГАНИЗАЦИЯ приемщицей заказов; ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в ОБЩЕСТВО ДД.ММ.ГГГГ принята приемщицей заказов на технический участок в ОБЩЕСТВО ДД.ММ.ГГГГ уволена из ОБЩЕСТВО по собственному желанию.
Указанное свидетельствует о том, что Васильевой О.С. спорное жилое помещение было предоставлено после отнесения его к служебным жилым помещениям.
На момент предоставления спорного жилого помещения истице и заключения с ней договора найма действовали нормы Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Заключенный с Васильевой О.С. договор найма служебного жилого помещения соответствует нормам жилищного законодательства, данный договор, как и решение о предоставлении спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Доводы Васильевой О.С. об утрате у спорного жилого помещения статуса служебного являются несостоятельными, основанными на неверном толковании имеющихся в деле доказательств и норм права.
Доказательств того, что истица занимает спорную квартиру фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры в деле не имеется, в связи с чем, исковые требования являются необоснованными.
Учитывая вышеуказанное, суд полагает необходимым отказать истице в удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд также учитывает, что в Васильева О.С. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения не состоит, в настоящее время на регистрационном учете в спорной квартире не состоит, а состоит на регистрационном учете по <адрес>. Кроме того, истица на праве собственности имеет следующие жилые помещения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м (ей принадлежит <данные изъяты> доля в праве); <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м (ей принадлежит <данные изъяты> доля в праве<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м (ей принадлежит <данные изъяты> доли в праве).
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Васильевой О.С. (паспорт <данные изъяты> №) в удовлетворении предъявленных исковых требований о признании незаконным и отмене отказа муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» от ДД.ММ.ГГГГ за № в приватизации жилого помещения, признании за Васильевой О.С. право собственности на жилое помещение расположенное по <адрес> в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Павлова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.