Дело (УИД) 57RS0022-01-2023-002908-51
Производство № 2-3020/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при помощнике Сурковой К.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Сотниковой Елены Вячеславовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сотникова Елена Вячеславовна (далее – Сотникова Е.В., истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее - ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано в связи с отсутствием права.
Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, поскольку она работала в д. Нижняя Лужна Орловского района Орловской области с (дата обезличена) по (дата обезличена).
С (дата обезличена) по настоящее время проживает по адресу: (адрес обезличен)
Просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста на два года и назначить ей пенсию с (дата обезличена).
В судебном заседании истец Сотникова Е.В. и ее представитель Протасова А.С. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности Харченко Е.В. исковые требования не признала в связи с отсутствием у истца права.
Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В соответствии с примечанием к ст. 35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшийся до 01.02.1998, Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582, действовавший с 01.02.1998 по 08.10.2015, а также Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074, действующий до настоящего времени (далее – Перечни).
В соответствии с указанными Перечнями д.Жилина Орловского района Орловской области включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации Сотникова Елена Вячеславовна, родилась (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области.
(дата обезличена) истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области истцу отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием права.
В решении указано, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста с (дата обезличена). Период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил 06 лет 07 месяцев 10 дней.
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд.
Судом установлено, что истец состоит в браке с ФИО2.
(дата обезличена) ФИО2 и ПАО «Орелстрой» заключили договор участия в долевом строительстве жилья по адресу: (адрес обезличен)
Согласно акта приема - передачи квартиры от (дата обезличена) квартира была передана ФИО2 (дата обезличена).
Как пояснила истец (дата обезличена) истец с супругом ФИО2 переехали.
В подтверждении факта проживания по адресу: (адрес обезличен), истцом представлены квитанции об уплате коммунальных платежей за (дата обезличена) годы.
Согласно справки с места работы следует, что истец работала у ИП ФИО7 в должности продавца-консультанта с (дата обезличена) по (дата обезличена), при оформлении указала адрес проживания: (адрес обезличен)
Согласно справки ИП ФИО8 истец работает продавцом-консультантом с (дата обезличена), адрес фактического проживания указан: (адрес обезличен).
Из представленных документов также следует, что она и ее супруг приобретали мебель: комод, стенку, диван, дверь, кухонный уголок, кухонный стол, смеситель, мойку, устанавливали потолок. Вся мебель доставляли по адресу проживания: (адрес обезличен)
Согласно выписки из медицинской карты амбулаторного больного следует, что Сотникова Е.В., проживающая по адресу: (адрес обезличен), за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) посещала БУЗ ОО «Плещеевская ЦРБ».
Кроме того, истцом представлена переписка с ООО «Орелжилэксплуатация» от (дата обезличена).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2, ФИО9, ФИО10 подтвердили факт проживания истца в спорный период в д.Жилина Орловского района Орловской области.
Оценив представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец в спорный период с (дата обезличена) по (дата обезличена) (дату обращения с заявлением о назначении пенсии проживает в д.Жилина Орловского района Орловской области.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец с учетом периодов работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которые были учтены ответчиком и периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена) имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 2 (два) года.
В силу ст. 22 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Право истца на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 53 лет - (дата обезличена), при этом истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (дата обезличена).
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с (дата обезличена).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сотниковой Елены Вячеславовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости — удовлетворить.
Признать за Сотниковой Еленой Вячеславовной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом снижения пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Сотниковой Елене Вячеславовне с (дата обезличена).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Сотниковой Елены Вячеславовны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.11.2023 года.
Судья З.А. Соловьева