<данные изъяты>
Дело № 2-177/2024 4RS0057-01-2023-001361-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего – судьи Киюциной Н.А.,
с участием: прокурора Мартынова А.М.,
представителя ответчика ФИО3 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Авдеевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о возложении обязанности,
Установил:
Шарыповскиймежрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шарыповского муниципального округа о признании незаконным бездействия в виде невыполнении обязанности в отношении <адрес> Шарыповского муниципального округа по проведению регулярного обследования, выполнения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, и возложении обязанности по проведению регулярного обследования в отношении гидротехнического сооружения <адрес> и выполнению расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что Шарыповским межрайонным прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений в Шарыповском муниципальном округе. В ходе проверки установлено, что в собственности Шарыповского муниципального округа имеется гидротехническое сооружение в виде <адрес> Шарыповской межрайонной прокуратурой в 2022-2023 годах проводились проверки исполнения требований законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которых в адрес административного ответчика направлялись представления прокурора с требованием произвести расчет вероятного вреда, разработать соответствующие правила эксплуатации, которые до настоящего времени не исполнены.
После отказа истца от исковых требований в части оспаривания бездействия суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, увеличил срок исполнения решения до 6 месяцев.
Представитель ответчика Администрации Шарыповского муниципального округа ФИО3 (по доверенности) в судебном заседание исковые требования административного истца признал и пояснил, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения будут устранены до 01 сентября 2024 года.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОООЛенпромэкспертиза» и ООО «Стройгидротехнология» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц ООО Ленпромэкспертиза» и ООО «Стройгидротехнология».
Заслушав прокурора ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исковое заявление подписано заместителем Шарыповского межрайонного прокурора. В силу положений Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель межрайонного прокурора приравнивается к прокурору данного уровня.
Таким образом, иск предъявлен и подписан надлежащим лицом.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании соответствующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности Шарыповского муниципального округа <адрес> находится восемь гидротехнических сооружений, в том числе гидротехническое сооружение <адрес>
В ходе проведения Шарыповским межрайонным прокурором проверки безопасности гидротехнических сооружений были выявлены нарушения закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: на гидротехническом сооружении <адрес> не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В адрес административного ответчика Администрации Шарыповского муниципального округа направлено представление от 31.08.2022 об устранении нарушений федерального законодательства в месячный срок.
Как следует из ответа Администрации Шарыповского муниципального округа, выявленные нарушения устранены не были, что нашло подтверждение в ходе проверки Шарыповской межрайонной прокуратурой территории Шарыповского муниципального округа на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и безопасности гидротехнических сооружений; в ходе проверки было установлено, что приведенные нарушения в отношении гидротехнического сооружения - <адрес> не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика Администрации Шарыповского муниципального округа направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в месячный срок.
Согласно п.п. 2, 4 Постановления Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее - декларант). Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" к декларации безопасности прилагаются, в том числе: акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно пп.5,6 Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» до 31 декабря 2023 г. эксплуатация опасных производственных объектов может осуществляться без представления в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разработанной вновь в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 3.1 статьи 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», до ДД.ММ.ГГГГ эксплуатация гидротехнических сооружений может осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы.
Акты проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленные комиссией по регулярному обследованию по утвержденной форме, ответчиком в суд не предоставлены.
Таким образом, на момент разрешения спора ответчиком представления Шарыповского межрайонного прокурора не исполнены, расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии в отношении гидротехнического сооружения (<адрес> Шарыповского муниципального округа, не произведен, регулярное обследование гидротехнического сооружения не проводится, что ответчиком не оспаривается и нарушает права неопределенного круга лиц.
Исполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на соблюдение требований безопасности гидротехнических сооружений.
Оценив доказательства по делу в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Предлагаемый истцом по делу срок для исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным с учетом доводов представителя ответчика ФИО3
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шарыповского муниципального округа (ИНН 2459021270, ОГРН 1202400028819) обязанность по проведению регулярного обследования и выполнению расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, в отношении гидротехнического сооружения <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Киюцина
Мотивированное решение составлено 08 февраля 2024 года.
<данные изъяты>