Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4189/2023 ~ М-2540/2023 от 30.03.2023

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московская область                                     22 июня 2023 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,

с участием прокурора ФИО6,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

а также с участием лиц согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным распоряжения и включить в список,

У С Т А Н О В И Л:

Балашихинский городской прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, предъявил к ответчику Окружному управлению социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области иск, с учетом уточнений, просил суд признать незаконным распоряжение Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Обязать Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подлежащего обеспечению специализированным жилым помещением на территории Городского округа Балашиха Московской области.

В обоснование уточненного иска указано о том, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению сенатора Совета Федерации Федерального собрания Российской федерации ФИО3, интересах несовершеннолетнего ФИО1, 18.03.2008г.р., оставшегося без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что ФИО10 И.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., родился в <адрес>, его родителями являются ФИО4, ФИО5 Заочным решением Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении сына ФИО1. ФИО10 И.Е. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, ком. 928. Данная комната     находится     в    собственности     ФИО9     А.П.    матери ФИО1, лишенной родительских прав в отношении сына. Жилое помещение находится в залоге в силу закона. Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Городскому округу Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена предварительная опека сроком на 6 месяцев ФИО8 Место проживания несовершеннолетнего ФИО1 определено с опекуном ФИО8 по адресу: <адрес>. Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Городскому округу Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека на возмездной основе ФИО8 Место проживания несовершеннолетнего ФИО1 определено с приемным родителем ФИО8 по адресу: <адрес>. ФИО10 И.Е. зарегистрирован по месту пребывания по данному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до совершеннолетия), прикреплен и обслуживается по месту жительства в поликлинике № 17 ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница», обучается в МАОУ Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». Фактически ФИО10 И.Е. проживает с приемным родителем по адресу: <адрес>, что также подтверждается актами органа опеки и попечительства по Городскому округу Балашиха обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего. На праве собственности и условиях социального найма жилых помещений ФИО10 И.Е. не имеет. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в <адрес>, ФИО10 И.Е. не включен. Также установлено, что в Окружное управление социального развития Министерства социального развития <адрес> (далее по тексту -    Управление) ДД.ММ.ГГГГ обратились ФИО10 И.Е. и ФИО8 с заявлением о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета <адрес>. Распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении указанного заявления по причине наличия у ФИО1 регистрации по месту жительства в <адрес>. Данное распоряжение нарушает жилищные права несовершеннолетнего ФИО1

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольное) по ходатайству представителя истца в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ допущена замена ненадлежащего ответчика Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области надлежащим ответчиком Министерство социального развития Московской области. Этим же определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области.

В судебном заседании представитель Балашихинского городского прокурора – помощник прокурора ФИО6 уточненный иск поддержала, просила суд удовлетворить уточненный иск в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен судом надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте надлежащим образом извещено по известному суду из материалов дела адресу организации, о причинах неявки представителя суду не сообщило.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО10 И.Е., ФИО8 в судебное заседание явились, иск поддержали в полном объеме.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав представителя истца, третьи лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Как следует из положений ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Закон Московской области от 30 декабря 2013 года № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 26 декабря 2013 № 12/73-П) (далее – Закон МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ) определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.

Согласно ст. 1.1 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно; экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации; уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.

В соответствии со ст. 2 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

Как установлено ст. 2.1 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ, получателями экстренной социальной помощи являются, в числе иных, семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения; семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства.

Из положений ст. 3.1 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ следует, что экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года. В исключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области. Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 20 июля 2015 года № 585/27 утверждены Порядок оказания экстренной социальной помощи и Перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В соответствии с п.п. 3 и 4 указанного выше Порядка экстренная социальная помощь оказывается гражданам Российской Федерации единовременно в течение календарного года. Экстренная социальная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в исключительных случаях (болезнь (длительное лечение), смерть близких родственников, наводнение, другие чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от гражданина обстоятельства) может быть оказана в течение календарного года повторно по решению руководителя территориального структурного подразделения Министерства социального развития Московской области (далее - руководитель территориального подразделения Министерства). Экстренная социальная помощь, в том числе повторная, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области (далее - заявление), предоставленного лицом (лицами), имеющим право на ее получение (далее - заявитель), в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от его места жительства на территории Московской области.

Основания для отказа в предоставлении экстренной социальной помощи определены в п. 17 указанного выше Порядка.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов гражданского дела следует, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению сенатора Совета Федерации Федерального собрания Российской федерации ФИО3, интересах несовершеннолетнего ФИО1, 18.03.2008г.р., оставшегося без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав, по результатам которой начальнику Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной поддержки граждан, имеющих детей. Прокурор потребовал принять меры к устранению нарушений и недопущению их впредь, к предоставлению ФИО1мер социальной поддержки.

Заочным решением Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении сына ФИО1. ФИО10 И.Е.· зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Городскому округу Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена предварительная опека сроком на 6 месяцев ФИО8 Место проживания несовершеннолетнего ФИО1 определено с опекуном ФИО8 по адресу: <адрес>

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Городскому округу Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека на возмездной основе ФИО8 Место проживания несовершеннолетнего ФИО1 определено с приемным родителем ФИО8 по адресу: <адрес>

ФИО10 И.Е. зарегистрирован по месту пребывания по данному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до совершеннолетия), прикреплен и обслуживается по месту жительства в поликлинике № 17 ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница», обучается в МАОУ Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов». Фактически ФИО10 И.Е. проживает с приемным родителем по адресу: <адрес>, что также подтверждается актами органа опеки и попечительства по <адрес> Балашиха обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, в числе которых материалы прокурорской проверки, представленные по запросу суда сведения. Кроме того, данные обстоятельства не опровергнуты при рассмотрении данного гражданского дела по существу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 И.Е. и ФИО8 обратились к ответчику с заявлением о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области.

Распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении указанного заявления по причине наличия у ФИО1 регистрации по месту жительства в Курганской области.

Вместе с тем, такой отказ истцу ответчиком не соответствует требованиям закона, и нарушает установленные законом права истца на получение выплаты экстренной социальной помощи.

По данному гражданскому делу установлено, что среднедушевой доход семьи ФИО10, определенных в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения.

При рассмотрении дела судом по существу ответчик не ссылался на иные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в назначении выплаты экстренной социальной помощи.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. Тем самым, ответчик не представил суду доказательств, в соответствии с которыми рассматриваемый уточненный иск не подлежал бы удовлетворению.

Нарушенное право истца возможно восстановить путем обязания ответчика назначить выплату экстренной социальной помощи истцу.

Достаточным сроком для выполнения возложенной обязанности ответчиком суд считает один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле уточненный иск обоснован, и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Обязать Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подлежащего обеспечению специализированным жилым помещением на территории Городского округа Балашиха Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 Т.В. Буянтуева

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                 Т.В. Буянтуева

2-4189/2023 ~ М-2540/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балашихинский городской прокурор в интересах н/л Яниковского Ивана Егоровича
Ответчики
Министерства социального развития МО
Другие
Законный представитель Яниковского Ивана Егоровича - Яниковская Алла Евгеньевна
Окружное управление социального развития №1 Министерства социального развития МО
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Буянтуева Туяна Владимировна
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Подготовка дела (собеседование)
03.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее