66RS0056-01-2019-000589-67
Гражданское дело № 2-363(5)2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 19 июня 2019 года
мотивированное решение составлено 24 июня 2019 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Рудаковской Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Овериной М.М.,
с участием представителя истца- Жигаревой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пахомова ФИО11 к Храмцову ФИО12 о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Пахомов Д.А. обратился в суд с иском к Храмцову А.С. о признании права собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, в силу приобретательной давности.
В обоснование иска указано, что истец в 1999 году приобрел у ФИО16 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Право собственности на данный жилой дом было признано за истцом на основании решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, был предоставлен ФИО13. на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на землю площадью 0,06 га, выданным на основании решения сессии Кузнецовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако право собственности ФИО14 на спорный земельный участок государственную регистрацию не проходило. Ответчик Храмцов А.С., являющийся сыном ФИО15., претензий к истцу по поводу владения земельным участком не предъявляет.
Истец считает, что поскольку на протяжении длительного времени добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным земельным участком, как своим собственным недвижимым имуществом, за ним следует признать право собственности на данный земельный участок.
Истец Пахомов Д.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Жигаревой Е.А.
В судебном заседании представитель истца Пахомова Д.А. - Жигарева Е.Н. заявленные истцом Пахомовым Д.А. требования поддержала полностью, просила признать за Пахомовым Д.А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности. Пояснила, что в 1999 году Пахомов Д.А. купил у ФИО17. жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> Каких-либо документов относительно купли-продажи недвижимого имущества они не составляли. Право собственности на жилой дом по указанному адресу было признано за Пахомовым Д.А. на основании решения мирового судьи. Спорным земельным участком Пахомов Д.А. владеет с 1999 года. Оформить свое право собственности на спорный земельный участок он не имеет возможности, поскольку ФИО29. до отчуждения земельного участка свое право на земельный участок, предоставленный ей на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на землю, не зарегистрировала в установленном законом порядке, а в настоящее время она умерла. Пахомов Д.А. более 18 лет владеет спорным земельным участком открыто и не прерывно как своим собственным. Претензий к нему по поводу владения земельным участком никто не предъявлял. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет вид разрешенного использования для личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке расположен жилой дом, право на который зарегистрировано за истцом Пахомовым Д.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Храмцов А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно поступившей от него телефонограмме, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку претензий по спорному земельному участку к истцу Пахомову Д.А. не имеет, с иском согласен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Таборинского сельского поселения в судебное заседание не явился, в направленном в суд сообщении указали, что населенный пункт д. <адрес> находится на территории Кузнецовского сельского поселения, возражений относительно исковых требований суду не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Кузнецовского сельского поселения в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что администрация Кузнецовского сельского поселения претензий на спорный объект недвижимости - земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес> не имеет, в реестре муниципального имущества Кузнецовского сельского поселения данный земельный участок отсутствует.
Изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав представителя истца, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Для признания земельного участка объектом гражданских правоотношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение. Условия образование земельного участка определяются положениями земельного законодательства (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункт 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Согласно п. 19 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Наличие у имущества титульного собственника и осведомленность об этом давностного владельца, равно как и его осведомленность об отсутствии у него самого какого-либо основания владения (титула) в отношении указанного имущества, по смыслу приведенных выше положений, закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации само по себе не является препятствием для приобретения права собственности по основанию, предусмотренному статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации при соблюдении указанных в ней условий.
В судебном заседании установлено, что решением мирового судьи судебного участка № Тавдинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за Пахомовым Д.А. признано право собственности на жилой дом, общей площадью 49,9 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда, право собственности за Пахомовым Д.А. на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления и пояснений представителя истца Пахомова Д.А.- Жигаревой Е.Н. следует, что вышеуказанный жилой дом был приобретен Пахомовым Д.А. совместно с земельным участком, на котором жилой дом расположен, у ФИО18. в 1999 году.
Данные доводы подтверждены следующими доказательствами.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю, выданным ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения сессии Кузнецовского с/совета (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО19 был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 0,06 га, для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, №.
Согласно абзацу второму п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Поскольку спорный земельный участок предоставлен ФИО20 в 1992 году на основании свидетельства о праве собственности на землю, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ, использовался ею по его целевому назначению - для личного подсобного хозяйства, Храмцова П.Я. имела права отчуждения данного земельного участка.
Из сообщения нотариуса нотариального округа <адрес> и <адрес> Никитиной Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после смерти Храмцовой Прасковьи Яковлевны, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело №. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону сыну Храмцову ФИО21 наследственное имущество выражается в денежных вкладах.
Ответчиком Храмцовым А.С., являющимся наследником Храмцовой П.Я., право истца на спорный земельный участок не оспаривается.
Из сообщения администрации Кузнецовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре муниципального имущества Кузнецовского сельского поселения данный земельный участок отсутствует.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для личного подсобного хозяйства. Граница земельного участка не установлена. Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что в настоящее время документов, подтверждающих право собственности какого либо лица (организации) на спорный объект недвижимости, не имеется.
Из искового заявления и пояснений представителя истца Пахомова Д.А.- Жигаревой Е.Н. установлено, что спорным земельным участком Пахомов Д.А. владеет с 1999 года как своим собственным, обрабатывает данный земельный участок, на земельном участке расположен жилой дом, право на который зарегистрировано за истцом.
Информация о добросовестности, непрерывности и открытости владения истцом спорным земельным участком более восемнадцати лет (пятнадцати лет, как срока давности владения, и три года - срока исковой давности) подтверждаются показаниями свидетелей.
Так, свидетель ФИО27 суду пояснила, что истец Пахомов Д.А. приходится ей сыном, поэтому ей известно, что земельный участок по адресу: <адрес>, был приобретен им вместе с жилым домом в 1999 году у ФИО22 На земельном участке расположены хозяйственные постройки, которыми Пахомов Д.А. пользуется, также на земельном участке разработан огород, где он садит овощи, имеется большая теплица. Требований по владению данным земельным участком к нему никто не предъявлял.
Из пояснений свидетеля ФИО28 следует, что она проживает в д<адрес>, с 2006 года. На тот момент, когда она стала соседкой Пахомова Д.А., он уже длительное время проживал в жилом доме по <адрес>. Пахомов Д.А. постоянно пользуется земельным участком, на котором расположен его дом, обрабатывает огород, держит хозяйство. О наличии каких-либо претензий к Пахомову Д.А. по поводу владения земельным участком ей не известно.
Из представленных доказательств следует, что истец с 1999 года, то есть более 18 лет, открыто и непрерывно владеет земельным участком как своим собственным, принимает меры к сохранению указанного имущества, несет бремя его содержания.
Правопритязаний третьих лиц на спорный объект недвижимого имущества не установлено.
Каких-либо препятствий для оформления испрашиваемого земельного участка в собственность истца не имеется. Доказательств, подтверждающих факт отнесения земельного участка к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, наличие иных запретов на нахождение его в собственности граждан, суду не представлено, каких-либо обременений судом не выявлено.
Суд с учетом имеющихся в деле доказательств, оценивая их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пояснения истца, показания свидетелей о том, что истец более 18 лет единолично владеет и пользуется земельным участком, приходит к выводу о длительном, более 18 лет, добросовестным и непрерывном единоличном владении истцом спорным земельным участком, в связи с чем заявленные истцом Пахомовым Д.А. требования о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый №, в силу приобретательной давности, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пахомова ФИО24 к Храмцову ФИО23 о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Пахомовым ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Настоящее решение является основанием для регистрации за Пахомовым ФИО26 права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области со дня составления мотивированного решения, то есть с 24 июня 2019 года.
Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере.
Председательствующий судья Е.Н. Рудаковская.