Гражданское дело № 2-836/2024
№34RS0027-01-2024-000970-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Михайловка 19 июня 2024 года
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Моисеева М.Н., при секретаре Шишкиной Л.В.,
с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Еременкова В.А., представителя ответчика – администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по доверенности Дупак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к изъятию для муниципальных нужд земельных участков и помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу,
У С Т А Н О В И Л:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к изъятию для муниципальных нужд земельных участков и помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу.
В обоснование требований в исковом заявлении указано, что в ходе проведения проверки, проведенной Михайловской межрайонной прокуратурой выявлен факт нарушения требований жилищного законодательства в деятельности администрацией городского округа город Михайловка.
Так, постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес.
Указанный многоквартирный дом находятся в собственности граждан, проживающих в них. Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в указанных домах, не имеется.
Собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Адрес направлены уведомления о сносе дома и его конструкции в срок до 20 мая 2022 года.
В указанные сроки требования о сносе дома собственниками не исполнены. Многоквартирные дома не включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. До настоящего времени администрацией городского округа город Михайловка меры, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не приняты. В многоквартирном доме продолжают проживать граждане. Непринятие администрацией городского округа город Михайловка мер по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений, находящихся в данном доме влечет возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровью. По указанным фактам в адрес администрации городского округа Адрес Дата вносилось представление об устранений нарушений жилищного законодательства. Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Просит обязать администрацию городского округа город Михайловка в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу изъять для муниципальных нужд земельный участок и помещения в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу по адресу: Адрес.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка в трехмесячный срок со дня изъятия вышеуказанного земельного участка и помещений произвести снос аварийного многоквартирного дома.
Помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Еременков В.А. в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по доверенности Дупак С.Г. с иском согласилась частично. При этом, суду пояснила, что в срок, предложенный прокурором, все необходимые действия выполнены быть не могут из-за длительности процедуры их документального оформления и согласования, а поэтому просила предоставить срок до Дата для исполнения требований прокурора.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 5, 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Из содержания статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес. Указанный многоквартирный дом находится в собственности граждан, в них проживающих.
Собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Адрес направлено уведомление о сносе дома и его реконструкции в срок до Дата. В указанные сроки требования о сносе дома собственниками не исполнены, дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт в том, что ответчиком (администрацией городского округа город Михайловка) ненадлежащим образом исполняются обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на изъятие для муниципальных нужд земельного участка и помещений в спорном многоквартирном доме, а поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
Непринятие ответчиком мер по изъятию земельного участка, на котором расположены аварийные дома и жилых помещений, находящихся в данном доме влечет за собой возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровью. Требования представления, направленных прокурором в адрес администрации городского округа Адрес от Дата об устранении нарушений жилищного законодательства до настоящего времени не устранены.
В этой связи, требования истца о возложении обязанности на администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области изъять для муниципальных нужд земельный участок и помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу по адресу: Адрес, а также возложении обязанности после проведения процедуры изъятия вышеуказанного земельного участка и помещений произвести снос аварийного многоквартирного дома суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит также из того, что степень физического износа зданий указывает на нарушение не только жилищных прав заинтересованных лиц, но и права на безопасную и комфортную среду проживания неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к изъятию для муниципальных нужд земельных участков и помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области (...) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу изъять для муниципальных нужд земельный участок и помещения по адресу: Адрес в Адрес.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области в трёхмесячный срок со дня изъятия земельного участка и помещений, расположенных по адресу: Адрес в Адрес произвести снос аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес в хуторе Катасонов Михайловского района Волгоградской области Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Судья: М.Н. Моисеев
Мотивированное решение
изготовлено 24 июня 2024 года