Дело №2-610/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года г.Буйнакск
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Вагидова Н.А., при секретаре Амировой З.С., с участием старшего помощника прокурора г.Буйнакска Исаева Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о.заместителя прокурора г.Буйнакска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания 2 «а»» об обязании оборудовать дома коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды,
УСТАНОВИЛ:
И.О. заместителя прокурора г.Буйнакска обратился с указанным иском по тем основаниям, что прокуратурой города Буйнакска во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка в части оснащенности многоквартирных домов, расположенных на территории города Буйнакска общедомовыми приборами учета холодной воды. Так, для определения объема (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, используется коллективный (общедомовой) прибор учета (далее ОДПУ), который представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемого в многоквартирном доме при наличии технической возможности (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354).
Согласно ч.2.2 и ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья или управляющая организация, данное лицо несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил №491, а соответствующие расходы по эксплуатации ОДПУ включаются в собираемую УК плату за содержание жилого помещения. В соответствии с подпунктом «д», «е(1)» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 (далее Правила №491) в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (ОДПУ), автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), установленные за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении, входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электирческой энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Таким образом, исходя из вышеуказанных требований закона, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению ввода и надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения. Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ООО УК «Темирхан-Шура», в 54-х многоквартирных домах, находящихся под их управлением, отсутствуют общедомовые приборы учета холодной воды. Сложившаяся ситуация, когда длительное время не принимаются надлежащие меры по оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды многоквартирных домов, препятствует достижению целей повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды, а также обеспечения доступности водоснабжения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих холодное и горячее водоснабжение.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В своем отзыве на иск генеральный директор ООО «УК №2 «а»» Нурутдинова А. указала, что в большинстве субъектов РФ собственники должны были установить ОДПУ до 1 июля 2013 года. Если собственник не исполнил обязанность ОДПУ устанавливает ресурсоснабжающая организация (далее РСО) на основании ч.12 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ. Управляющая компания может вынести вопрос об установке ОДПУ на общее собрание собственников объяснив жителям МКД о необходимости проведении таких работ, а также обеспечить доступ в МКД. Установка ОДПУ не является текущим ремонтом и не входит в перечень обязательных работ по текущему ремонту. Текущий ремонт включает в себя своевременную плановую профилактику инженерных коммунальных систем.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ и п.2.4.2 Правил №170 установка ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту МКД и осуществляется за счет средств соответствующего фонда. Денежные средства на капитальный ремонт поступают в региональный фонд капитального ремонта. Если ОДПУ устанавливает РСО, то собственники в МКД должны оплатить ее расходы равными долями пропорционально их доли в праве общей собственности в течении 5 лет с даты установки (ч.12 ст.13 ФЗ №261) к затратам по ОДПУ включает стоимость счетчика и работы по монтажу, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в МКД. В данном случае в тарифе по содержанию жилья расходы на установку ОДПУ не учтены. Договор на установку заключается между РСО и собственниками МКД на условиях приказа Минэнерго №149 от 7 апреля 2010 года. Инициировать заключение договора могут собственники или УК (на основании решения общего собрания) в течении 10 суток РСО проверяет технические требования по установке ОДПУ. Если возможность установки подтверждается РСО в течении 15 суток должны отправить заявителю составленный договор на оказание услуг по вводу и эксплуатацию. Дальнейшее содержание и проверку ОДПУ проводит УК в рамках содержания общего имущества (ч.1 ст.36, ч.1 ст.158 ЖК РФ, подпункт «к» пункт 11, пункт 16 Правил №491). Вопрос о необходимости установки прибора учета им был поставлен еще в январе 2016 года (копия письма №2 от 15 января 2016 года), но он остался без должного внимания.
Ответчик - ООО «Управляющая компания 2 «а»» своего представителя в суд не направило, хотя надлежаще извещалось о месте и времени судебного заседания, в своем отзыве просило отказать в иске.
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что требования и.о. заместителя прокурора г.Буйнакска являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме может обеспечиваться собственниками помещений путем выбора одного из способов управления многоквартирным домом в соответствии со ст.161 ЖК РФ.
Согласно ч.2.2 и ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья или управляющая организация, данное лицо несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил №491, а соответствующие расходы по эксплуатации ОДПУ включаются в собираемую УК плату за содержание жилого помещения.
Пунктом 2 ст.162 ЖК РФ по договору управления много квартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течении согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению много квартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом «д», «е(1)» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 (далее Правила №491) в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (ОДПУ), автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), установленные за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении, входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта «д» пункта 10 Правил №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электирческой энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Судом установлено, что из вышеуказанных требований закона, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коим является ООО «Управляющая компания 2 «а»» обязанность собственников по обеспечению ввода и надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.
В своих возражениях генеральный директор ООО «Управляющая компания 2 «а»» Нурутдинова А.А. не отрицает тот факт, что в 64 многоквартирных домах, находящихся под их управлением отсутствуют общедомовые приборы учета холодной воды.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей в числе которых, повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что исковые требования и.о. заместителя прокурора г. Буйнакска законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. заместителя прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая компания «2 «а» об обязании оборудовать дома коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды - удовлетворить.
Обязать ООО Управляющая компания «2 «а» оборудовать коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды многоквартирные дома, находящиеся под их управлением, не имеющих таковых.
Решение может быть может обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в месячный срок со дня его провозглашения.
Судья Н.А.Вагидов