Дело № 2-1662/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Кумертау 30 ноября 2022 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Янбековой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Мазитова Р.А. к Отделу (клиентской службе) в городе Кумертау Отделения Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании права на пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Мазитов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением и последующим его уточнением к Отделу (клиентской службе) в городе Кумертау ОПФ РФ по РБ, ГУ – ОПФ РФ по РБ о признании права на пенсию, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). То есть, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону, он сможет уйти на пенсию в 63 года, но так как по состоянию на <...> согласно данным индивидуального лицевого счета у него выработан трудовой стаж более 42 лет, то он должен уйти на пенсию в 61 год. Однако в его трудовой стаж, предусмотренный пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», не был включен период службы в армии. В этой связи ответчик ему дважды отказывал в назначении пенсии, ссылаясь на то, что служба в армии в льготный стаж не включается. Полагает, что решение об отказе в начислении ему с <...> страховой пенсии по старости в связи с тем, что у него не выработано 42 года трудового стажа, является незаконным. Он проходил службу в войсковой части 54051 в <...> ССР, это военно-строительный отряд или как его именовали повсеместно стройбат Управления военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения, именуемое как войсковая часть 04201. Работал на строительстве Игналинской АЭС в гражданской организации МСУ-89, ему начисляли зарплату, производили все отчисления и удержания, которые тогда существовали, в том числе, для пенсионного обеспечения граждан. Зарплата начислялась на его лицевой счет, деньги были переведены в сберкассу по месту жительства после демобилизации. В соответствии с Положением о военно-строительных частях войсковой части 04201, утвержденное и введенным в действие приказом Министерства среднего машиностроения СССР от <...> <...>, происходило прикрепление военных строителей, в том числе, войсковой части <...> к гражданским организациям Министерства среднего машиностроения СССР, участвующим в строительстве Игналинской АЭС, начислению им в этих организациях зарплаты с последующим перечислением ее в войсковую часть, отчислению от нее взносов на социальное обеспечение согласно статье 238 КЗоТ РСФСР, в том числе в ноябре–декабре 1979 года, 1980 году и январе-ноябре 1981 года. Служба в стройбате (в советское время) гражданского министерства должна войти в стаж 42 лет для назначения льготной пенсии на основании п.1 ст. 11 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ (ред. от <...>, с изм. от <...>) «О страховых пенсиях», так как в данный период с его зарплаты были произведены отчисления на пенсионное обеспечение. В соответствии с пунктами 1, 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). То есть, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону, он может уйти на пенсию в 63 года, но так как по состоянию на <...> согласно данным индивидуального лицевого счета у него выработан трудовой стаж 42 года 5 месяцев 14 дней, то он должен уйти на пенсию в 61 год. Письмами УПФР <...> за исх. <...> от <...> и <...> от <...> ему было отказано в удовлетворении его заявления о назначении досрочной пенсии. При этом в обоснование этого в письмах было указано на положения части 9 статьи 13 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Он выполнял работу и проходил службу в стройбате на территории Литовской ССР, а не РСФСР. И согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Его трудно отнести к лицам, указанным в части 1 статьи 4 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В ней идет речь о гражданах Российской Федерации, которые должны быть застрахованы в соответствии с Федеральным законом от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и этого закона тогда не существовало. В то время, когда он служил в стройбате и получал зарплату как обычный советский трудящийся, действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» от <...>. Согласно статье 6 этого Закона выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы. С его зарплаты также отчислялись организацией взносы на государственное социальное страхование или можно сказать в Пенсионный Фонд, которого тогда тоже в помине не было. В статье 73 Закона СССР от <...> <...>-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от <...> в трудовой стаж включалось время военной и приравненной к ней службы. Все военно-строительные части Министерства среднего машиностроения СССР структурно входили в войсковую часть 04201, под которой подразумевалось Центральное управление военно-строительных частей указанного министерства. Потому служба в войсковых частях №<...> и 54051, отмеченная в его военном билете, регламентировалась упомянутым Положением. Эти войсковые части подчинялись войсковой части <...>, дислоцированной в <...> Литовской ССР. Утверждение ответчика о том, что истец состоял на полном гособеспечении, являются несостоятельными. Согласно пункту 1 Положения военно-строительные части входят в состав предприятий или придаются им. Пунктом 113 Положения определено, что военно-строительные части состоят на хозяйственном расчете. При этом в соответствии с пунктами 119 и 120 Положения военные строители оплачивают свое обмундирование, питание, банно-прачечные и другие услуги, включая коммунальные расходы и даже пребывание на гауптвахте. И показ привозных кинофильмов, и подписку газет «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия» и др. изданий мы оплачивали из своей зарплаты. За счет военных строителей закрывались и расходы на содержание кадрового состава военно-строительных частей. Истец работал высокооплачиваемым монтажником металлоконструкций (монтаж реакторных установок, технологического оборудования, трубопроводов и металлоконструкций АЭС, общестроительные работы по сооружению объектов атомной энергетики) и ему закрывали по ведомостям сначала около 200 рублей, на втором году службы 300-400 рублей. Но после всех удержаний ежемесячная зарплата, с которой он уплачивал членские комсомольские взносы, составляла у него всего около 100 рублей (бывало меньше, бывало и больше). При этом военнослужащие срочной службы Министерства обороны СССР получали тогда денежное довольствие 3 рубля с небольшим. Им же ежемесячно помимо начисленной зарплаты выдавали на «карманные» расходы до 20 рублей (военторг, буфет, увольнительная). Согласно пункту 16 Положения время службы в военном стройбате включается в трудовой стаж. Срок службы в военно-строительных частях засчитывается как в общий трудовой стаж, так в непрерывный стаж работы при назначении пенсий и пособий по социальному страхованию (п.40 Положения). В соответствии с пунктом 48.3 Положения руководитель предприятия, к которому прикреплена военно-строительная часть, обязан своевременно обеспечить начисление зарплаты военным строителям и перечисление ее в военно-строительную часть с установленными начислениями в размере 20% (прим. истца: на государственное социальное страхование). Согласно пунктам 90-95 Положения оплата труда военным строителям производится в соответствии с законодательством о труде. При этом пунктом 97 Положения установлено, что пособие по временной нетрудоспособности военным строителям выплачивается как и членам профсоюзов. Сумма выплаченных военно-строительной частью указанных пособий возмещается предприятием, к которому прикреплены военные строители (п.134 Положения). Основной довод пенсионной службы состоит в том, что время службы в Вооруженных Силах СССР не включается в льготный стаж, поскольку во время срочной службы не уплачивались взносы на пенсионное обеспечение. Однако при этом не принимается во внимание специфика так называемой военной службы в гражданских министерствах СССР. Помимо Минсредмаша СССР военно-строительные части были еще в двух десятках министерств (Минхимпром, Минмелиорации, др.) И во время этой службы военным строителям начислялась зарплата как обычным рабочим, что подтверждается вышеприведенным Положением. Вышеприведенные факты, в том числе, выплаты военным строителям пособий по временной нетрудоспособности, начисление зарплаты в соответствии с трудовым законодательством, перечисление ее в военно-строительную часть с 20% начислением на государственное социальное страхование свидетельствуют о том, что отчисления на их будущие пенсии также производились. Так, в соответствии со статьями 237-238 КЗоТ РСФСР, действовавшего в обозначенный период, взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом. Работники, а в соответствующих случаях и члены их семей обеспечиваются за счет средств государственного социального страхования различными пособиями, в том числе пособиями по временной нетрудоспособности, пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторые категории работников - также пенсиями за выслугу лет. Раздельные Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд появились лишь в 1990-е годы. Также ответчик ссылается на отсутствие сведений о зарплате истца за время службы в стройбате, хотя речь идет только о включении армейской службы в льготный 42-х летний стаж для досрочного выхода на пенсию, а о не ее исчислении. Архив Росатома сообщил ему, что у них не сохранились сведения о начисленной ему зарплате, хотя, как истцу известно, из ответа архива <...>, где дислоцировалась аналогичная военно-строительная часть Минсредмаша СССР, у них по своим военным строителям сведения имеются, и они должны храниться 75 лет. Но данные по зарплате истца имеются в его комсомольском билете, который также является официальным документом.
Просит включить в льготный страховой стаж время пребывания Мазитова Р.А. на военной службе в войсковой части 54051 Управления военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения СССР с <...> по <...>, исключив из этого стажа время его пребывания в карантине и на производственно-техническом обучении с 19 ноября по <...>, обязать ГУ- ОПФ РФ по РБ назначить ему страховую пенсию по старости с <...>.
В настоящее судебное заседание участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
Судом установлено, что на судебные заседания, назначенные на <...> и <...>, истец Мазитов Р.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, об уважительности причин отсутствия суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Таким образом, принимая во внимание неявку истца в суд по вторичному вызову, суд приходит к выводу об оставлении искового заявления без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст.222-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
исковое заявление Мазитова Р.А. к Отделу (клиентской службе) в городе Кумертау Отделения Пенсионного фонда России по <...> (клиентской службе) в городе Кумертау Отделения Пенсионного фонда России по <...>, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по <...> о признании права на пенсию о признании права на пенсию, оставить без рассмотрения.
Разъяснить истцу, что вынесением настоящего определения не утрачивается право вновь обратиться в суд.
Разъяснить истцу, что он может подать ходатайство в Кумертауский межрайонный суд РБ об отмене настоящего определения, в случае предоставления доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду.
В случае отказа в удовлетворении заявленного ходатайства на определение суда может быть подана частная жалоба.
Председательствующая подпись
Подлинный документ подшит в дело № 2-1662/2022 Кумертауского межрайонного суда РБ
УИД 03RS0012-01-2022-002110-41