Решение по делу № 2а-10136/2018 ~ М-10236/2018 от 08.10.2018

Дело № 2а-10136/2018

Решение

именем Российской Федерации

г. Якутск 07 ноября 2018 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Филипповой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Окружной администрации г. Якутска к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании предписания незаконным,

установил:

Окружная администрация г. Якутска обратилась в суд с административным иском к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании предписания незаконным.

В обоснование иска указано, что ____ 2018г. Якутским комитетом охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) в отношении ОА г. Якутска вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: убрать несанкционированную свалку по адресу: г. Якутск, с левой стороны в лесу в 100 метрах от дороги на газоперерабатывающий завод, н/с твердых коммунальных отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумаги, старые автомобильные кузова в количестве 4 шт. и пр.) с приблизительным объемом около ___ м.3 на примерной площади ___ км.2, а также с правой стороны от дороги в лесу в ___ метрах выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумаги, старые автомобильные кузова в количестве 2 шт. и пр.) с приблизительным объемом около ___ м.3 на примерной площади ___.2. Административный истец считает данное предписание незаконным, поскольку уборка территории лесного фонда не относится к компетенции органов местного самоуправления.

В судебном заседании представитель административного истца Березкина Н.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Алчин К.Е. с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из обстоятельств дела усматривается, что ____ 2018г. Якутским комитетом охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) в отношении ОА г. Якутска вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований : убрать несанкционированную свалку по адресу: г. Якутск, с левой стороны в лесу в ___ метрах от дороги на газоперерабатывающий завод, н/с твердых коммунальных отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумаги, старые автомобильные кузова в количестве 4 шт. и пр.) с приблизительным объемом около ___ м.3 на примерной площади ___ км.2, а также с правой стороны от дороги в лесу в ___ метрах выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумаги, старые автомобильные кузова в количестве 2 шт. и пр.) с приблизительным объемом около ___ м.3 на примерной площади ___.2.

Срок исполнения предписания ____ 2018г.

Статьи 14 - 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулируют вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15), городского округа (ст. 16).

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 этого закона к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 этого закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что спорный участок находится на территории Муниципального образования «город Якутск», участок поставлен на кадастровый учет.

Данное обстоятельство представителем истца не оспаривается.

Суд находит несостоятельной ссылку представителя административного истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П, поскольку судом проверялась конституционность закона, примененного в конкретном деле, в отношении земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.

Доказательства, свидетельствующие о том, что спорный участок относится к федеральной собственности, в материалах дела отсутствуют.

Несмотря на то, что на органы местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, органы местного самоуправления обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля как на межселенной территории муниципального района (п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), так и в границах сельских поселений (п. 20 ч. 1, ч. ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Выявленные в результате проведения мероприятий муниципального земельного контроля нарушения подлежат устранению посредством возмещения убытков при ухудшении качества земель, а также иными способами защиты прав на землю (главы 8, 9 Земельного кодекса РФ).

Также следует учитывать, что к вопросам местного значения сельских поселений, муниципальных районов относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, если лицо, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Вышеуказанное свидетельствует, что ОА г. Якутска, уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в не организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предписание является законным, поскольку ОА г. Якутска обязана организовать мероприятия по устранению причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности, а потому административный иск подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь 175-177 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска Окружной администрации г. Якутска к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании предписания незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                               В.Г. Смирникова

2а-10136/2018 ~ М-10236/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОА г.Якутска
Ответчики
Министерство охраны природы РС(Я)
Суд
Якутский городской суд
Судья
Смирникова Виктория Гаврииловна
08.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2018[Адм.] Судебное заседание
07.11.2018[Адм.] Судебное заседание
08.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее