Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1408/2023 ~ М-964/2023 от 14.04.2023

К делу № 2-1408/2023

УИД № 23RS0024-01-2023-001220-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск                                        16 июня 2023 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                    Ляха Д.Г.,

при секретаре судебного заседания                 Малиеве Т.А.,

с участием ответчика Солонько Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) к Солонько Дмитрию Павловичу о возмещении ущерба, причиненного объекту окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Южное региональное управление Росприроднадзора обратилось в Крымский районный суд с исковым заявлением к Солонько Д.П. о возмещении ущерба, причиненного объекту окружающей среды.

Свои требования мотивирует тем, что Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление), на основании поступившего обращения общественного инспектора ФИО6 по факту несанкционированного накопления отходов, совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведено выездное обследование на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном в поселке Индустриальный г. Краснодара. По результатам обследования доводы, указанные в обращении ФИО6, подтвердились. При проведении осмотра установлены места накопления строительных отходов на земельном участке, с кадастровым номером , отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка (ПП-1), на котором накапливаются отходы составил 3 м. х 3м.. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco», модификации TR 30/5, ( до 20.03.2023 года). Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического состава и отнесения отхода к классу опасности. Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы от 22.08.2022 года, отбор проб отхода производился на участке, на котором накапливаются строительные отходы размером 3 м. х 3 м.. (объединенная из пяти точечных проб). В соответствии с протоколом морфологического состава отходов О от 01.09.2022 года, компонент отхода состоит из: Бетон (бой) 24,0%, кирпич (бой) 29,4%, древесина 10,2%, полимерные материалы 3,2%, цементный раствор (бой) 30,6%, металл черный 2,6%. Согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 08.09.2022 года , на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724. Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ поступивших в почву в результате накопления на земельном участке, с кадастровым номером , строительных отходов. Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от 22.08.2022 года, отбор проб почвы на ПП-1 был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из пяти точечных проб), глубина отбора в интервалах на глубине от 0 – 0,05 м. и от 0,05 – 0,2 м.. Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от 04.10.2022 года П установлено превышение концентрации по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, хром, алюминий, сера. Таким образом, установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером 23:43:0121054:17, расположенном в п. Индустриальный г. Краснодара, допущено загрязнение почвы (порча) при поступлении в почву химических веществ – нефтепродукты, хром, алюминий, сера, в результате накопления на вышеуказанном земельном участке отходов «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724. Общий размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, а также при загрязнении в результате поступления загрязняющих веществ в почву на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном в п. Индустриальный г. Краснодара, составил 127 654 рубля 48 копеек. Управлением в адрес ответчика Солонько Д.П. было направлено письмо о добровольной оплате вреда, причиненного объекту окружающей среды, от 18.01.2023 года № ДМ-03-597. Таким образом, Управлением соблюден досудебный порядок урегулирования спора. На данный момент сведений об уплате ответчиком Солонько Д.П. вреда, причиненного окружающей среде в Управление не поступало. На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика Солонько Дмитрия Павловича в пользу Южного межрегионального управления Росприроднадзора сумму ущерба, причиненного объекту окружающей среды в размере 127 654 рублей 48 копеек.

Представитель истца – Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания своевременно надлежащим образом уведомлен. 16.05.2023 года в суд от представителя истца – Долговой Инессы Олеговны, действующей по доверенности от 12.09.2022 года, поступило письменное ходатайство, в котором она просит суд рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца, в связи с невозможностью Управления направить своего представителя в судебное заседание. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик Солонько Д.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Южного межрегионального управления Росприроднадзора. Суду при этом пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку мусор на земельный участок не завозил, напротив, он очистил данный земельный участок. В настоящее время земельный участок используется им для коммерческой деятельности, так как он является индивидуальным предпринимателем.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО7 в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин суду не представил, об отложении судебного заседания либо о проведении судебного заседания в его отсутствие не ходатайствовал. Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица ФИО7.

Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Южного регионального управления Росприроднадзора подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации (в пределах компетенции), направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее – природоохранная деятельность).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном экологическом надзоре» от 08 мая 2014 года № 426 определено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Функциями управления являются контроль и надзор в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды, то есть защита государственных и общественных интересов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 утверждено Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, пунктом 1 которого предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Согласно части 1 раздела I Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее – Положение), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27 августа 2019 года № 476, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора является территориальным органом Росприроднадзора межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и города Севастополя.

В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 вышеуказанного Положения, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора осуществляет федеральный государственный земельный надзор. Кроме того, согласно подпункта 4.67 пункта 4 указанного Положения, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора уполномочено на предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора является уполномоченным органом, по предъявлению искового заявления о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 названного Кодекса).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ) одним из основных принципов охраны окружающей среды является возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21, статья 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статья 1064 Гражданского кодекса РФ).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно положениям ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В судебном заседании установлено, что Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании поступившего обращения общественного инспектора ФИО6 по факту несанкционированного накопления отходов, совместно с филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» (далее – ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО») проведено выездное обследование на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном в пос. Индустриальный гор. Краснодара. По результатам обследования доводы, указанные в обращении ФИО6, подтвердились.

При проведении осмотра установлены места накопления строительных отходов на земельном участке, с кадастровым номером , отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка (ПП-1), на котором накапливаются отходы составил 3 метра х 3 метра. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco», модификации TR 30/5, ( до 20.03.2023 года).

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического состава и отнесения отхода к классу опасности.

Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы от 22.08.2022 года, отбор проб отхода производился на участке, на котором накапливаются строительные отходы размером 3 метра х 3 метра (объединенная из пяти точечных проб).

В соответствии с протоколом морфологического состава отходов О от 01.09.2022 года, компонент отхода состоит из: бетон (бой) 24,0 %, кирпич (бой) 29,4 %, древесина 10,2%, полимерные материалы 3,2%, цементный раствор (бой) 30,6%, металл черный 2,6%.

Согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 08.09.2022 года , на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724.

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ поступивших в почву в результате накопления на земельном участке, с кадастровым номером , строительных отходов.

Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от 22.08.2022 года, отбор проб почвы на ПП-1 был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из пяти точечных проб), глубина отбора в интервалах на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 – 0,2 м.

Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от 04.10.2022 года П установлено превышение концентрации по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, хром, алюминий, сера.

Таким образом, установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном в пос. Индустриальный гор. Краснодара допущено загрязнение почвы (порча) при поступлении в почву химических веществ – нефтепродукты, хром, алюминий, сера, в результате накопления на вышеуказанном земельном участке отходов «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724.

Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в редакции Приказа Минприроды России от 18.11.2021 года № 867).

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле:

УЩ = УЩзагр + УЩперекр,

где:

УЩ – общий размер вреда, причиненного почвам (руб.);

УЩзагр – размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве, нормативы качества почв в пределах территории субъекта Российской Федерации (далее - нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы соответственно), который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);

УЩперекр – размер вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).

В силу п. 5 Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы, осуществляется по формуле:

УЩзагр = СЗ x S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс, (2)

где:

УЩзагр – размер вреда (руб.);

СЗ – степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;

S – площадь загрязненного участка (кв. м);

Kr – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисп – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс – показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Соотношение (С) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле:

где:

Хi – фактическое содержание i-го загрязняющего вещества в почве (мг/кг);

Хн – норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае если отношение Xi/Xн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (C) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.

При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) в интервале от 50 до 70 СЗ принимается равным 6,0; при значении (С) в интервале от 70 до 100 СЗ принимается равным 7,0; при значении (С) в интервале от 100 до 150 СЗ принимается равным 9,0; при значении (С) от 150 до 250 СЗ принимается равным 12,0; при значении (С) более 250 СЗ принимается равным 15,0.

В случае отсутствия сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, при определении значения концентрации конкретного загрязняющего вещества, для которого норматив качества окружающей среды для почв не установлен или не применяется, отбор проб следует производить на сопредельной территории фактического целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин при установлении фактического содержания i-го загрязняющего вещества в нескольких слоях величину Xi следует рассчитывать как среднюю арифметическую концентраций i-х загрязняющих веществ в каждом слое почвы.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин степень загрязнения (С) следует определять суммарно для всех слоев почвы.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-го загрязняющего вещества во всех слоях почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данное значение при расчете средней арифметической концентрации i-х загрязняющих веществ не учитывается.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в одном из слоев почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данная проба при расчете размера вреда учитывается. Значение фактического содержания i-го загрязняющего вещества данной пробы, не превышающее норматив качества окружающей среды для почв, при расчете средней арифметической концентрации i-х загрязняющих веществ, не учитывается.

Для загрязняющих веществ – нефтепродукты, хром, алюминий, отсутствуют установленные нормативы качества окружающей среды для почв (земельный участок, с кадастровым номером 23:43:0121054:17, имеет категорию земель – земли населенных пунктов), в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (фон) аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Согласно постановления от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», для загрязняющих веществ - сера, установлены нормативы качества окружающей среды для почв, согласно которого предельно допустимые концентрации химических веществ в почве составляют: Сера – 160 мг/кг.

Для перевода в единую систему единиц измерения, применялась формула: 1ppm=1мг/кг=1млн-1,

- для нефтепродуктов:

10 млн-1=10мг/кг; 7,1 млн-1=7,1мг/кг

Учитывая вышеизложенное, определяется соотношение (С) фактического содержания нефтепродукты, хром, алюминий, почве к фоновому, по формуле:

C нефтепродукты = Xi/Xн; Xi= (10+7,1)/2=8,55; Xн = (5,4+5,2)/2=5,3;

Для определяемого показателя «хром» (проба №2345) установлено превышение по сравнению с фоновой концентрацией химических веществ в почве только на глубине отбора проб в интервале от 0 м до 0,05 м.

C хром = Xi/Xн; Xi=40; Xн=38;

Для определяемого показателя «алюминий» (проба №2345) установлено превышение по сравнению с фоновой концентрацией химических веществ в почве только на глубине отбора проб в интервале от 0 м до 0,05 м.

C алюминий = Xi/Xн; Xi= 25069; Xн= 24345

Согласно постановления от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», определяем соотношение (С) фактического содержания –Сера с нормативами качества окружающей среды для почв:

C сера = Xi/Xн; Xi= (471+352)/2=411,5; Xн= 160

С = (8,55/5,3) + (40/38) + (25069/24345) + (411,5/160) = 6,27

С = 6,27

Так как (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0.

Площадь загрязненного участка (S) = 9 кв.м..

В соответствии с п. 7 Методики величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Kr), определяется в соответствии с максимальной фактической глубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике.

При глубине загрязнения почв до 5 см (Кr) принимается равным 1; до 20 см (Кr) принимается равным 1,3; до 50 см (Кr) принимается равным 1,5; до 100 см (Кr) принимается равным 1,7; до 150 см (Кr) принимается равным 2,0; до 200 см (Кr) принимается равным 2,5; более 200 см (Кr) принимается равным 3.

В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) значение показателя (Kr) принимается равным 0,5.

Так как глубина отбора проб составляет до 20 см, следовательно, (Kr) принимается равным 1,3.

Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), равна:

- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;

- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;

- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;

- для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;

- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;

- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;

- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.

Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), с максимальным значением.

Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны и леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Земельный участок, с кадастровым номером , имеет категорию земель – земли населенных пунктов.

Таким образом, (Кисп) равен 1,3.

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв определяются согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Методике и рассчитываются с учетом коэффициента дефлятора путем умножения.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 года № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория г. Краснодар относится к району степей европейской части Российской Федерации, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв составляет 600 (руб./ кв. м).

Коэффициент дефлятор, согласно п. 14 Методики равен: 1,088 (2011 год) х 1,068(2012 год) х 1,06 (2013 год) х 1,049 (2014 год) х 1,143 (2015 год) х 1,063 (2016 год) х 1,037 (2017 год) х 1,053 (2018 год) х 1,068 (2019 год) х 1,056 (2020 год) х 1,049 (2021 год) = 2,028.

На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при загрязнении почв с учетом коэффициента дефлятора:

Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

В соответствии с п. 13 настоящей Методики коэффициент Кмпс применяется при наличии плодородного слоя почвы.

При мощности плодородного слоя почв до 0,5 см (Кмпс) принимается равным 8; до 5 см (Кмпс) принимается равным 6; до 15 см (Кмпс) принимается равным 5; до 20 см (Кмпс) принимается равным 4; до 30 см (Кмпс) принимается равным 3; до 40 см (Кмпс) принимается равным 2,5; до 50 см (Кмпс) принимается равным 2; до 60 см (Кмпс) принимается равным 1,5; свыше 60 см (Кмпс) принимается равным 1.

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы с целью определения содержания органического вещества (гумуса), для определения мощности плодородного слоя почвы.

Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от 22.08.2022 года, отбор проб почвы отбор проб почвы производился на территории не подверженному загрязнению ПП1 (фон), глубина отбора 0-0,70 м.

Согласно экспертного заключения от 06.10.2022 года установлено содержание органического вещества на глубинах; 0-0,005 м – 6,6%; 0,005 – 0,05 м. – 6,2%; 0,05-0,15 м. – 4,9 %; 0,15-0,20 м. – 4,6 %.; 0,20-0,30 м. – 4,4 %.; 0,30 – 0,40 м. – 4,4 %; 0,40 – 0,50 м. -4,0%; 0,50 – 0,60 м. – 3,7%; 0,60-0.70 м. – 3,7 %.

Исходя из перечисленного следует, что на глубинах 0-0,7 м. на земельном участке не подверженному загрязнению (фон), установлено содержание органического вещества более 2%, следовательно, можно говорить о наличии плодородного слоя (по органическому веществу) на глубинах 0-0,7 м. и выше.

В случае отсутствия плодородного слоя почвы (или недоказанности его наличия) коэффициент Кмпс принимается равным 1.

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке, с кадастровым номером , согласно экспертного заключения от 06.10.2022 года установлено, на глубинах 0-0,7 м. и выше коэффициент Кмпс принимается равным 1.

Производим исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв:

УЩзагр = СЗ x S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс,

УЩзагр = 2,0 x 9 кв. м x 1,3 x 1,3 х 1216, 8 руб./кв. м х 1 = 37 015,06 руб.,

УЩзагр = 37 015,06 руб. (тридцать семь тысяч пятнадцать рублей шесть копеек).

10. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) осуществляется по формуле:

УЩперекр = S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс,

где:

УЩперекр – размер вреда (руб.);

S – площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Kr – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисп – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс – показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Площадь загрязненного участка (S) = 9 кв. м.

Kr – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) – 0,5;

Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), равна:

- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;

- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;

- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;

- для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;

- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;

- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;

- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.

Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), с максимальным значением.

Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны и леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Земельный участок, с кадастровым номером , имеет категорию земель – земли населенных пунктов.

Таким образом, (Кисп) равен 1,3.

Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке, с кадастровым номером , согласно экспертного заключения 06.10.2022 года установлено на глубине 0,70 м, коэффициент Кмпс принимается равным 1.

На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) с учетом коэффициента дефлятора:

УЩперекр= 9 x 0,5 x 1,3 x 1216,8 х 1= 7 118,28 руб.,

УЩперекр=7 118,28 руб. (семь тысяч сто восемнадцать рублей двадцать восемь копеек).

УЩ=37 015,06 + 7 118,28 =44 133,34 руб.

УЩ=44 133,34 (сорок четыре тысячи сто тридцать три рубля тридцать четыре копейки)

Общий размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, а также при загрязнении в результате поступления загрязняющих веществ в почву на пробной площадке 1 земельного участка, с кадастровым номером , расположенном в пос. Индустриальный гор. Краснодара, составил 44 133 (сорок четыре тысячи сто тридцать три) рубля 34 копейки.

При проведении осмотра установлены места накопления строительных отходов на земельном участке, с кадастровым номером 23:43:0121054:17, отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка (ПП-2), на котором накапливаются отходы составил 4 метра х 3 метра. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco»,модификации TR 30/5, ( до 20.03.2023 года).

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического состава и отнесения отхода к классу опасности.

Согласно протокола отбора (измерений) проб отходы от 22.08.2022 года, отбор проб отхода производился на участке, на котором накапливаются строительные отходы размером 4 метра х 3 метра (объединенная из пяти точечных проб).

В соответствии с протоколом морфологического состава отходов О от 01.09.2022 года, компонент отхода состоит из: бетон (бой) 44,5 %, кирпич (бой) 21,6 %, древесина 8,1%, полимерные материалы 2,9%, цементный раствор (бой) 21,1%, металл черный 1,8%.

Согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 08.09.2022 года , на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724.

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ поступивших в почву в результате накопления на земельном участке, с кадастровым номером , строительных отходов.

Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от 22.08.2022 года, отбор проб почвы на ПП-2 был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из пяти точечных проб), глубина отбора в интервалах на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 – 0,2 м.

Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от 04.10.2022 года П установлено превышение концентрации по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, хром, алюминий, сера.

Таким образом, установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном в пос. Индустриальный гор. Краснодара допущено загрязнение почвы (порча) при поступлении в почву химических веществ – нефтепродукты, хром, алюминий, сера, в результате накопления на вышеуказанном земельном участке отходов «Мусор от строительных и ремонтных работ» код ФККО 89000001724.

Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в ред. Приказа Минприроды России от 18.11.2021 года № 867).

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле:

УЩ = УЩзагр + УЩперекр,

где:

УЩ – общий размер вреда, причиненного почвам (руб.);

УЩзагр – размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве, нормативы качества почв в пределах территории субъекта Российской Федерации (далее - нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы соответственно), который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);

УЩперекр – размер вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).

В силу п. 5 Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы, осуществляется по формуле:

УЩзагр = СЗ x S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс, (2)

где:

УЩзагр – размер вреда (руб.);

СЗ – степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;

S – площадь загрязненного участка (кв. м);

Kr – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисп – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс – показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Соотношение (С) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле:

где:

Хi – фактическое содержание i-го загрязняющего вещества в почве (мг/кг);

Хн – норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае если отношение Xi/Xн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (C) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.

При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) в интервале от 50 до 70 СЗ принимается равным 6,0; при значении (С) в интервале от 70 до 100 СЗ принимается равным 7,0; при значении (С) в интервале от 100 до 150 СЗ принимается равным 9,0; при значении (С) от 150 до 250 СЗ принимается равным 12,0; при значении (С) более 250 СЗ принимается равным 15,0.

В случае отсутствия сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, при определении значения концентрации конкретного загрязняющего вещества, для которого норматив качества окружающей среды для почв не установлен или не применяется, отбор проб следует производить на сопредельной территории фактического целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин при установлении фактического содержания i-го загрязняющего вещества в нескольких слоях величину Xi следует рассчитывать как среднюю арифметическую концентраций i-х загрязняющих веществ в каждом слое почвы.

В случае послойного отбора проб почв с различных глубин степень загрязнения (С) следует определять суммарно для всех слоев почвы.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-го загрязняющего вещества во всех слоях почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данное значение при расчете средней арифметической концентрации i-х загрязняющих веществ не учитывается.

В случае отсутствия превышения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в одном из слоев почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данная проба при расчете размера вреда учитывается. Значение фактического содержания i-го загрязняющего вещества данной пробы, не превышающее норматив качества окружающей среды для почв, при расчете средней арифметической концентрации i-х загрязняющих веществ, не учитывается.

Для загрязняющих веществ – нефтепродукты, хром, алюминий, сера отсутствуют установленные нормативы качества окружающей среды для почв (земельный участок, с кадастровым номером 23:43:0121054:17, имеет категорию земель – земли населенных пунктов), в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (фон) аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Согласно постановления от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», для загрязняющих веществ - сера, установлены нормативы качества окружающей среды для почв, согласно которого предельно допустимые концентрации химических веществ в почве составляют: Сера – 160 мг/кг.

Для перевода в единую систему единиц измерения, применялась формула: 1ppm=1мг/кг=1млн-1,

- для нефтепродуктов:

48 млн-1=48мг/кг; 27 млн-1=27мг/кг

Учитывая вышеизложенное, определяем соотношение (С) фактического содержания нефтепродукты, хром, алюминий, почве к фоновому, по формуле:

C нефтепродукты = Xi/Xн; Xi= (48+27)/2=37,5; Xн= (5,4+5,2)/2=5,3;

Для определяемого показателя «хром» (проба №2347) установлено превышение по сравнению с фоновой концентрацией химических веществ в почве только на глубине отбора проб в интервале от 0 м до 0,05 м.

C хром = Xi/Xн; Xi=43; Xн=38;

C алюминий = Xi/Xн; Xi= (29985+22404)/2=26194,5; Xн= (24345+22338)/2=22341,5

Согласно постановления от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», определяем соотношение (С) фактического содержания – Сера с нормативами качества окружающей среды для почв:

C сера = Xi/Xн; Xi= (442+359)/2=400,5; Xн= 160

С= (37,5/5,3) + (43/38) + (26194,5/22341,5) + (400,5/160) = 11,87

С = 11,87

Так как (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0.

Площадь загрязненного участка (S) = 12 кв.м..

В соответствии с п. 7 Методики величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Kr), определяется в соответствии с максимальной фактической глубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике

При глубине загрязнения почв до 5 см (Кr) принимается равным 1; до 20 см (Кr) принимается равным 1,3; до 50 см (Кr) принимается равным 1,5; до 100 см (Кr) принимается равным 1,7; до 150 см (Кr) принимается равным 2,0; до 200 см (Кr) принимается равным 2,5; более 200 см (Кr) принимается равным 3.

В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) значение показателя (Kr) принимается равным 0,5.

Так как глубина отбора проб составляет до 20 см, следовательно, (Kr) принимается равным 1,3.

Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), равна:

- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;

- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;

- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;

- для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;

- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;

- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;

- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.

Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), с максимальным значением.

Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны и леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель – земли населенных пунктов.

Таким образом, (Кисп) равен 1,3.

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв определяются согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Методике и рассчитываются с учетом коэффициента дефлятора путем умножения.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 года № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория г. Краснодар относится к району степей европейской части Российской Федерации, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв составляет 600 (руб./ кв.м.).

Коэффициент дефлятор, согласно п. 14 Методики равен: 1,088 (2011 год) х 1,068(2012 год) х 1,06 (2013 год) х 1,049 (2014 год) х 1,143 (2015 год) х 1,063 (2016 год) х 1,037 (2017 год) х 1,053 (2018 год) х 1,068 (2019 год) х 1,056 (2020 год) х 1,049 (2021 год) = 2,028.

На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при загрязнении почв с учетом коэффициента дефлятора:

Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв.м.).

В соответствии с п. 13 настоящей Методики коэффициент Кмпс применяется при наличии плодородного слоя почвы.

При мощности плодородного слоя почв до 0,5 см (Кмпс) принимается равным 8; до 5 см (Кмпс) принимается равным 6; до 15 см (Кмпс) принимается равным 5; до 20 см (Кмпс) принимается равным 4; до 30 см (Кмпс) принимается равным 3; до 40 см (Кмпс) принимается равным 2,5; до 50 см (Кмпс) принимается равным 2; до 60 см (Кмпс) принимается равным 1,5; свыше 60 см (Кмпс) принимается равным 1.

Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы с целью определения содержания органического вещества (гумуса), для определения мощности плодородного слоя почвы.

Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы № 306 от 22.08.2022 года, отбор проб почвы отбор проб почвы производился на территории не подверженному загрязнению ПП1 (фон), глубина отбора 0-0,70 м.

Согласно экспертного заключения от 06.10.2022 года № 93 установлено содержание органического вещества на глубинах; 0-0,005 м – 6,6%; 0,005 – 0,05 м. – 6,2%; 0,05-0,15 м. – 4,9 %; 0,15-0,20 м. – 4,6 %.; 0,20-0,30 м. – 4,4 %.; 0,30 – 0,40 м. – 4,4 %; 0,40 – 0,50 м. -4,0%; 0,50 – 0,60 м. – 3,7%; 0,60-0.70 м. – 3,7 %.

Исходя из выше перечисленного следует, что на глубинах 0-0,7 м. на земельном участке не подверженному загрязнению (фон), установлено содержание органического вещества более 2%, следовательно, можно говорить о наличии плодородного слоя (по органическому веществу) на глубинах 0-0,7 м. и выше.

В случае отсутствия плодородного слоя почвы (или недоказанности его наличия) коэффициент Кмпс принимается равным 1.

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке, с кадастровым номером , согласно экспертного заключения от 06.10.2022 года № 93 установлено, коэффициент Кмпс принимается равным 1.

Производим исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв:

УЩзагр = СЗ x S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс,

УЩзагр = 3,0 x 12 кв. м x 1,3 x 1,3 х 1216, 8 руб./кв. м х 1 = 74 030,1 руб.,

УЩзагр = 74 030 (семьдесят четыре тысячи тридцать) рублей 10 копеек.

10. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) осуществляется по формуле:

УЩперекр = S x Кr x Кисп x Тх x Кмпс,

где:

УЩперекр – размер вреда (руб.);

S – площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Kr – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисп – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);

Кмпс – показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.

Площадь загрязненного участка (S) = 12 кв.м.

Kr – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) – 0,5;

Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), равна:

- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;

- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;

- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;

- для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;

- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;

- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;

- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.

Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Kисп), с максимальным значением.

Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны и леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Земельный участок, с кадастровым номером , имеет категорию земель – земли населенных пунктов.

Таким образом, (Кисп) равен 1,3.

Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).

Так как наличие плодородного слоя почвы на земельном участке, с кадастровым номером , согласно экспертного заключения 06.10.2022 года № 93 установлено на глубине 0,70 м, коэффициент Кмпс принимается равным 1.

На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) с учетом коэффициента дефлятора:

УЩперекр = 12 x 0,5 x 1,3 x 1216,8 х 1= 9 491,04 руб.,

УЩперекр = 9 491 (девять тысяч четыреста девяносто один) рубль 4 копейки.

УЩ=74 030,1 + 9 491,04 =83 521,14 руб.

УЩ= 83 521 (восемьдесят три тысячи пятьсот двадцать один) рубль 14 копеек.

Общий размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, а также при загрязнении в результате поступления загрязняющих веществ в почву на пробной площадке 2 земельного участка, с кадастровым номером , расположенном в пос. Индустриальный гор. Краснодара, составил 83 521 (восемьдесят три тысячи пятьсот двадцать один) рубль 14 копеек.

УЩ=УЩпп-1+УЩпп-2

УЩ=44 133,34 + 83 521,14 = 127 654 (сто двадцать семь тысяч шестьсот пятьдесят четыре) рубля 48 копеек.

Общий размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, а также при загрязнении в результате поступления загрязняющих веществ в почву на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном в пос. Индустриальный гор. Краснодара, составил 127 654 (сто двадцать семь тысяч шестьсот пятьдесят четыре) рубля 48 копеек.

Расчет вреда (ущерба) выполнен Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в редакции Приказа Минприроды России от 18.11.2021 года № 867).

Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес ответчика Солонько Д.П. направлено письмо о добровольной оплате вреда, причиненного объекту окружающей среды от 18.01.2023 года № ДМ-03-597. Однако, до настоящего времени ответчиком Солонько Д.П. оплата стоимости ущерба, в добровольном порядке не произведена.

Таким образом, судом установлено, что Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Представленный истцом расчёт ущерба является законным, верным, экономически-обоснованным, наглядно понятным и легко проверяемым, и не вызывающим каких-либо сомнений в своей достоверности. Кроме того, суд учитывает тот факт, что Солонько Д.П. не возражал против размера ущерба, причиненного объекту окружающей среды, контррасчета суду не представил, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы, не заявлял.

Факт негативного воздействия на объект окружающей среды подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Оплата производится по реквизитам:

Номер единого казначейского счета в УФК

Номер казначейского счета в УФК

- 03100643000000011800

БИК 010349101

УФК по Краснодарскому краю

(Южное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования) л\с 04181780460

ИНН 2309089375 КПП 230901001

Банк получателя: ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар

КБК 048 1 16 11050 01 0000 140

ОКТМО 03701000

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом Южного межрегионального управления Росприроднадзора заявленные исковые требования в полном объеме подтверждены представленными суду и исследованными в судебном заседании доказательствами. Ответчиком Солонько Д.П. каких-либо возражений, заслуживающих внимание доводов и документов, которые могли бы повлиять на выводы суда при принятии решения по делу, суду не представил.

Доводы ответчика Солонько Д.П. о том, что на спорный земельный участок он мусор не завозил, в настоящее время очистил участок от мусора, в связи с чем, считает, что вины в загрязнении окружающей среды в его действиях не имеется, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством собственник земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Данные действия ответчиком Солонько Д.П. не выполнены, что повлекло причинение ущерба объекту окружающей среды. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Исходя из доказанности факта причинения Солонько Д.П. вреда окружающей среде, противоправности и виновности причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между данными противоправным бездействием и наступившими вредными последствиями, суд приходит к выводу, что исковые требования Южного межрегионального управления Росприроднадзора подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с п. 1 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

Согласно пп. 3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.

При цене иска в размере 127 654 рублей 48 копейки государственная пошлина составляет 3 753 рубля 08 копейки. Учитывая требования настоящего пункта, взысканию подлежит уплата государственной пошлины в размере 3 753 рублей 08 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Солонько Дмитрию Павловичу о возмещении материального ущерба, причиненного объекту окружающей среды – удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с Солонько Дмитрия Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) в пользу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ИНН , сумму ущерба, причиненного объекту окружающей среды в размере 127 654 (сто двадцать пять тысяч шестьсот пятьдесят четыре) рублей 48 копеек.

Взыскать с Солонько Дмитрия Павловича государственную пошлину в размере 3 753 рублей 08 копеек с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район Краснодарского края в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 19.06.2023 года.

Судья: подпись.

2-1408/2023 ~ М-964/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Южное межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
Солонько Дмитрий Павлович
Другие
Перочинников Сергей Викторович
Суд
Крымский районный суд Краснодарского края
Судья
Лях Дмитрий Георгиевич
Дело на странице суда
krimsk--krd.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее