Решение по делу № 2-3704/2015 от 16.11.2015

2-3704/2015 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2015 года г. Азов Ростовской области

Азовский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Манаевой Л.А.

при участии представителя истца - адвоката Пшеничного А.А., представителя ответчика Гончарова А.В., представителя третьего лица Подорогиной А.А.,

при секретаре Поляковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко ФИО12 к Администрации Маргаритовского сельского поселения Азовского района Ростовской области о признании права на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи и возложении обязанности включить в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Демченко С.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Маргаритовского сельского поселения Азовского района Ростовской области о признании права на получение финансовой помощи в сумме 50000 рублей и взыскании с ответчика указанной суммы в размере 50000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что с 1987 г. вместе со своим супругом Демченко В.В. проживают в <адрес>. Жилой дом принадлежит на праве собственности Демченко В.В. Истец зарегистрирована в <адрес>, но фактически проживает в <адрес>.

В сентябре 2014 года в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реке Дон, а также в Таганрогском заливе Азовского моря, жилой дом попал в границы зон чрезвычайной ситуации. В жилом доме находились предметы домашнего обихода, которые были затоплены водой и вышли из эксплуатации в связи с повреждением.

Истица обращалась в Администрацию Маргаритовского сельского поселения с заявлением о включении ее семьи в списки пострадавших в результате наводнения. Имущество Демченко В.В. и совместно проживающей с ним Демченко С.Н. было признано частично утраченным, сумма финансовой помощи определена в размере 100000 руб., также оказана единовременная материальная помощь в размере 10000 руб. каждому, Демченко В.В. выплачено 50000 руб. в качестве помощи по компенсации частичной утраты имущества первой необходимости. Истцу было отказано в выплате в связи с частичной утратой имущества первой необходимости на основании отсутствия у нее регистрации по месту нахождения жилого дома, попавшего в зону подтопления.

Истица в судебное заседание не явилась, заявлением просила слушать дело в её отсутствие.

Представитель истицы - адвокат Пшеничный А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить. Просил обратить решение к немедленному исполнению так как в связи с истечением финансового года исполнение решения станнит невозможным в силу финансовой дисциплины исполнения бюджета муниципальным образованием.

Представитель ответчика - Гончаров А.В. -глава администрации в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что истица была включена списки пострадавших граждан и на неё пришли денежные средства в качестве финансирования выплат. Но в связи с изменением порядка выплат, выплатить указанную сумму не могут. Включение в список истицы обосновал тем, что он лично знает истицу как пострадавшую и проживающую в указанном доме постоянно, видел затопленное имущество и в силу ранее сложившегося порядка формирования списков, включил в список как фактически пострадавшую. О том, что у неё иной адрес регистрации, он не знал, сроки представления списков были сжатыми и он действовал по обстановке. Исходя из того, кто действительно пострадал, того и включал в списки. Были такие лица, кто прописан на территории поселения, но не проживают, он их в списки не включал. В связи с истечением финансового года поддержал ходатайство истца об обращении решения к немедленному исполнению во избежание наступления финансовых санкций. Суд разъяснил ответчику правовые последствия признания иска, предусмотренные п. 3 ст. 173 ГПК РФ.

Представитель третьего лица – Департамента по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области – Подорогина А.А., действующая по доверенности, считала требования истица необоснованными. Доводами возражений указала, что список согласуется руководителем территориального органа ФМС, который должен согласовываться при наличии регистрации гражданина по месту жительства. Истица регистрации не имела, в список её включили необоснованно. Понятие «место постоянного проживания» в законодательстве отсутствует, ответчица может быть зарегистрирована либо по месту жительства, либо по месту пребывания. Поскольку у истицы имелась регистрация по месту жительства в <адрес>, то право на получение компенсационных выплат у неё отсутствует.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит, что требования истицы в уточненном виде подлежат удовлетворению.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с п.п. "г", "д" п. 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Аналогичные меры социальной поддержки граждан предусмотрены Постановлением Правительства Ростовской области от 16 июня 2014 года № 439 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций».

Распоряжением Губернатора Ростовской области на территории Ростовской области введен режим чрезвычайной ситуации в пределах границ муниципальных образований, в том числе города Азова и Азовского района.

В сентябре 2014 года на территории г. Азова и Азовского района произошла чрезвычайная ситуация, вызванная паводком.

Сторонами не оспаривается факт подтопления жилища по адресу: <адрес>, а также то обстоятельство, что указанный населенный пункт находится на территории действия органа местного самоуправления - администрации Маргаритовского сельского поселения.

Актом обследования имущества первой необходимости, поврежденного в результате нагонного явления от 01.10.2014г., установлен перечень утраченного имущества первой необходимости. На основании заявления собственника жилого дома Демченко В.В. истица Демченко С.Н. включена в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений на территории Азовского района 24.09.2014г. Не оспаривается и статус истицы как члена семьи собственника жилья - Демченко В.В. – её супруга.

Списки граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи подписаны главами поселений, начальником отдела по делам ГО, ЧС и ВМР Азовского района, начальником ОУФМС России по Ростовской области в г. Азове, утверждены главой Администрации Азовского района.

При таких обстоятельствах доводы представителя третьего лица об оспаривании права истицы на получение финансовой поддержки, при том, что представителем их же ведомства данные списки завизированы, не оспорены и не изменены, суд находит несостоятельным.

Как пояснила представитель ответчика финансирование на всех указанных в списках лиц, в том числе истицу - поступило, денежные средства находятся в распоряжении администрации сельского поселения.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 12.03.2015) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утвердившим "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» определен порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи.

В списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного.

Согласно порядку реализации права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, такая помощь предоставляется гражданам на основании заявлений, которые подаются в орган местного самоуправления по месту жительства. Финансовая помощь предоставляется при условии составления акта обследования утраченного имущества.

Указанным порядком (п.п. "г", "д" п. 2 Правил) не предусматривается в качестве обязательного условия для включения в Список граждан на получение единовременной материальной помощи наличие регистрации по месту постоянного проживания.

Более того, требования о наличии такой регистрации именно по адресу, по которому расположено пострадавшее имущество граждан, не содержит и порядок оформления списков граждан на предоставление материальной помощи в связи с утратой имущества.

Таким образом, отсутствие постоянной регистрации истца по адресу затопления не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий стихийного бедствия, поскольку противоречит нормам закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Произвольное расширительное толкование п.п. "г", "д" п. 2 Правил противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).

Как следует из материалов дела, объяснений сторон, показаний свидетелей: Демченко В.В., мужа истицы, о том, что в состав пострадавшего имущество вошло совместно нажитое супружеское имущество :постельное белье, посуда, одежда каждого из супругов, обувь, в пострадавшем доме они проживают совместно с 2005года; свидетеля Кравченко Г.А. о том, что истица проживает со своим мужем постоянно по указанному адресу, аналогичных показаний свидетеля Кайдун И.И., имущество истицы пострадало в результате наводнения.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец, является пострадавшей от затопления, включена в списки граждан, пострадавших от затопления в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 50000 рублей за счет средств соответствующего бюджета.

Администрацией Маргаритовского сельского поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства была создана комиссия, которая обследовала жилые дома, находившиеся в зоне подтопления, составила акты обследования, с учетом которых был составлен список граждан, пострадавших в результате осеннего наводнения в 2014 году.

К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.

Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.

При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания может быть подтвержден иными доказательствами. Факт проживания не опровергается наличием прописки по иному адресу.

Суд определил не принимать признание иска, заявленное ответчиком, поскольку спором затрагиваются права третьих лиц, вместе с тем суд принимает позицию ответчика по делу как подтверждение исследуемых судом обстоятельств.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Исходя из объяснений ответчика в части исполнения бюджета, суд находит возможным удовлетворить заявление представителя истца в части обращения решения к исполнению.

Руководствуясь ст.194-199,212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Демченко ФИО13 к Администрации Маргаритовского сельского поселения Азовского района Ростовской области удовлетворить.

Признать за Демченко ФИО14 право на получение финансовой помощи в связи утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей.

Взыскать с Администрации Маргаритовского сельского поселения в пользу Демченко ФИО15 50000 рублей в счет оказания финансовой помощи в связи утратой имущества первой необходимости.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной суд через Азовский городской суд в течение 1месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Манаева Л.А.

Решение в окончательной форме принято 22.12.2015 года

2-3704/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Демченко С.Н.
Ответчики
Администрация Маргаритовского сельского поселения Азовского района Ростовской области
Другие
Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области
Суд
Азовский городской суд Ростовской области
Дело на сайте суда
azovsky.ros.sudrf.ru
16.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2015Передача материалов судье
20.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее