Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2023 г. г. Кирс
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Сунцовой О.В., при секретаре Одяковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области гражданское дело № 2-328/2023 (43RS0011-01-2023-000347-34) по иску прокурора Верхнекамского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ДАНА» о предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Верхнекамского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой Верхнекамского района проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «ДАНА», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МО Верхнекамский муниципальный округ Кировской области от имени которого выступает администрация Верхнекамского муниципального округа Кировской области и ООО «ДАНА» заключено концессионное соглашение, на основании которого ООО «ДАНА» осуществляет холодное водоснабжение, водоотведение в <адрес>. Согласно протоколам лабораторных испытаний и экспертным заключениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» пробы питьевой воды на станции подъема <адрес>, из разводящей сети без фильтрации по адресу: <адрес>, из разводящей сети без фильтрации по адресу: <адрес> (Светлополянская амбулатория КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ), не соответствуют требованиям СанПиН № 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ДАНА» внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Непроведение мероприятий по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества может повлечь за собой заболевание граждан и причинение вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Просит суд обязать ООО «ДАНА» в <адрес> предоставить коммунальную услугу по водоснабжению надлежащего качества, в соответствии с допустимыми показателями мутности согласно требований, содержащихся в СанПиН № 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
В судебном заседании помощник прокурора Верхнекамского района Кировской области Крутоумова Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ООО «ДАНА», действующий на основании доверенности, Бабурин И.В. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального образования Верхнекамский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Верхнекамского муниципального округа Кировской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, в письменном отзыве просят принять решение на усмотрение суда, дело рассмотреть без их участия.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободской районе, Правительство Кировской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав помощника прокурора Верхнекамского района Крутоумову Е.А., представителя ответчика ООО «ДАНА» Бабурина И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ и пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В материалах дела имеется концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ между МО Верхнекамский муниципальный округ, ООО «ДАНА», Кировская область, от имени которой выступает и.о. Губернатора Кировской области Соколов А.В., по условиям которого ООО «ДАНА» осуществляет холодное водоснабжение, водоотведение на территории пгт. Светлополянск Верхнекамского муниципального округа Кировской области (л.д.8-24).
По указанному концессионному соглашению в пользование ООО «ДАНА» переданы объекты: здание станции водоподготовки, артскважины №, очистные сооружения сточных вод, очистные сооружения водопровода, сети наружного водопровода, канализационная сеть (л.д.25-26).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Верхнекамского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «ДАНА» (л.д.6).
По результатам проверки прокуратурой Верхнекамского района Кировской области ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «ДАНА» внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.
Согласно справке о результатах проверки и представлению прокурора Верхнекамского района Кировской области, в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МО Верхнекамский муниципальный округ и ООО «ДАНА» заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в <адрес> Верхнекамского района. Согласно протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертному заключению №-ГЗ территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес> пробы питьевой воды из разводящей сети без фильтрации по адресу: <адрес> (МКОУ СОШ <адрес>) не соответствуют требованиям СанПиН № 1.2.3685-21»Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», поскольку показатель железа в воде составляет №, должен быть не более <данные изъяты>; показатель мутности составляет <данные изъяты> градусов не более <данные изъяты> по ЕМФ. Также установлено, что несмотря на осуществление деятельности по водоснабжению в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в ООО «Дана» отсутствует программа производственного контроля качества питьевой воды в <адрес>, пробы питьевой воды в <адрес> не отбираются и не сдаются на лабораторные исследования и испытания в рамках производственного контроля качества питьевой воды в аккредитованную организацию, что негативно влияет на качество предоставляемых коммунальных услуг по водоснабжению (л.д.34-35).
Доводы истца о предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению ненадлежащего качества подтверждаются протоколами лабораторных испытаний и экспертными заключениями.
В материалах дела имеется протокол лабораторных испытаний №.1 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», из которого следует, что со станции подъема ООО «ДАНА» ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. была отобрана проба воды питьевой, в протоколе указаны показатели исследования, норматив и нормативные документы на метод исследования, также указан результат микробиологического исследования (л.д.48).
Согласно экспертному заключению №-ГЗ по результатам лабораторных испытаний №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, данная проба воды питьевой не соответствует требованиям таблицы 3.1. СанПиН 1.2.3685-21. В пробе воды мутность в <данные изъяты> раза выше допустимого значения (л.д.49).
В материалах дела имеется протокол лабораторных испытаний №.1 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. с места отбора – МКОУ СОШ <адрес> была отобрана проба воды питьевой, в протоколе указаны показатели исследования, норматив и нормативные документы на метод исследования, также указан результат микробиологического исследования (л.д.50).
Согласно экспертному заключению №-ГЗ по результатам лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, данная проба воды питьевой не соответствует требованиям таблицы 3.1. СанПиН 1.2.3685-21. В пробе воды мутность в <данные изъяты> раза выше допустимого значения (л.д.51).
В материалах дела имеется протокол лабораторных испытаний №.1 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. с места отбора – Светлополянская амбулатория (разводящая сеть, без фильтрации) (<адрес> была отобрана проба воды питьевой, в протоколе указаны показатели исследования, норматив и нормативные документы на метод исследования, также указан результат микробиологического исследования (л.д.52).
Согласно экспертному заключению №-ГЗ по результатам лабораторных испытаний №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, данная проба воды питьевой не соответствует требованиям таблицы 3.1. СанПиН 1.2.3685-21. В пробе воды мутность в <данные изъяты> раза выше допустимого значения (л.д.53).
В материалах дела имеется ответ на представление прокурора директора ООО «ДАНА», из которого следует, что разработана производственная программа и подписана Роспотребнадзором, лабораторные исследования проведены, разрабатывается инвестиционная программа (л.д.56).
Поскольку ответчиком не оспаривается наличие выявленных нарушений, не представлено доказательств устранения нарушений законодательства о водоснабжении, санитарно-эпидемиологического законодательства, суд считает заявленные исковые требования прокурора Верхнекамского района законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку не проведение мероприятий по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества, мероприятий по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды может повлечь за собой заболевание граждан и причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При этом доводы представителя ответчика о том, что недостатки качества воды были до заключения концессионного соглашения, не имеют правового значения, поскольку не освобождают ответчика от обязанности по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, с ответчика в доход Верхнекамского муниципального округа Кировской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Верхнекамского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ДАНА» о предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества, удовлетворить.
Обязать ООО «ДАНА» (ИНН № ОГРН №), расположенное по адресу: <адрес> области предоставить коммунальную услугу по водоснабжению надлежащего качества, в соответствии с допустимыми показателями мутности согласно требований, содержащихся в СанПиН № 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Взыскать с ООО «ДАНА» в доход Верхнекамского муниципального округа Кировской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Судья О.В.Сунцова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.