Дело №
УИД 04RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 г. <адрес>
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Зарбаевой В.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием заместителя прокурора района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Дабатуйское» о возложении обязанности обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых муниципальным образованием в электронной форме
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, заместитель прокурора <адрес> РБ просит возложить на администрацию МО СП «Дабатуйское» обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО СП «Дабатуйское» в электронной форме в срок до 31.12.2022г.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО СП «Дабатуйское» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме.
В судебном заседании заместитель прокурора района ФИО2 исковые требования поддержала.
В судебное заседание глава МО СП «Дабатуйское» ФИО3, извещенная надлежащим образом, не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования сельское поселение «Дабатуйское» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» в ходе которой установлено, что администрацией МО СП «Дабатуйское» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме. На федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/) отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией МО СП «Дабатуйское» в электронной форме, что нарушает права граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Целями реализации Федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации" ("Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление", утвержденного президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N 9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации" является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В силу п. п. 1, 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1993-р (далее - Распоряжение N 1993-р) утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Согласно Распоряжению N 1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.
Из приведенных выше норм права следует, что органы местного самоуправления, в том числе сельского поселения, обязаны размещать на федеральном портале государственных услуг "www.gosuslugi.ru" вышеуказанную информацию.
Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по размещению и обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/), в частности, на получение информации о предоставлении муниципальных услуг администрации сельского поселения, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением N 1993-р, препятствует реализации прав и интересов граждан.
Вышеуказанное нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечение администрацией поселения возможности получения муниципальных услуг в электронной форме ограничивает доступность их получения, препятствует реализации прав и интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.
Однако в нарушении статьи 56 ГПК РФ подтверждающих доказательств об исполнении заявленных прокурором требований в судебное заседание ответчиком не представлено.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Дабатуйское», выразившееся в не размещении и обеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/), является незаконным, следовательно требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина взысканию со сторон не подлежит.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок, в течение которого администрация МО СП «Дабатуйское» обязана исполнить решение суда – до 31.12.2022г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РБ удовлетворить.
Возложить на администрацию МО СП «Дабатуйское» обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО СП «Дабатуйское» в электронной форме в срок до 31.12.2022г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Судья подпись Зарбаева В.А.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.
Судья подпись Зарбаева В.А.
Копия верна: судья Зарбаева В.А.