Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-519/2021 (2-2487/2020;) ~ М-2065/2020 от 05.11.2020

Дело № 2-519/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2021 года г.о. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Михайличенко К.А.,

при секретаре Леман Е.А.,

с участием: представителя истца Свистова Д.С., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области – Бикмухаметовой Д.Р. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терепа Надежды Валерьевны к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию,

у с т а н о в и л :

Истица Терепа Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в льготный стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.

Исковые требования мотивированы тем, что 25.09.2020г. она обратилась в ГУ-УПФР № 19 по г. Москве и Московской области за назначением страховой пенсии по старости, но Решением № 1649711/20 от 28.09.2020г. ей было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Считает указанное решение незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях; к медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность; несмотря на вступление в силу новых законов прежние права у нее сохранились. Ссылаясь на ст.167 Кодекса законов о труде РСФСР в редакции, действовавшей до 01.10.1992 года, Постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22.08.1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», ст.91 Федерального закона РФ №340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», просит суд признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии № 1649711/20 от 28.09.2020г., обязать ответчика включить следующие периоды работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: - период обучения в Орехово-Зуевском медицинском училище с 01.09.1981г. по 04.03.1985г.; период отпуска по уходу за ребенком со 02.12.1988 г. по 07.10.1991 г., с 07.10.1991 г. по 13.10.1993 г. (периоды со 02.12.1988 г. по 13.10.1993 года, с 20.05.1996 г. по 13.03.1997 г. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев); период с 14.03.1997 г. по 31.07.1997 г. как 1 год, период работы <должность> с 01.07.2000 г. по 06.05.2013 г. как 1 год, период работы <должность> с 13.05.2013 года по 26.01.2016 года, и период нахождения на учёте в Центре занятости с 31.05.2016г. по 01.11.2020 г.; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебное заседание истица не явилась; ее представитель Свистов Д.С. исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Бикмухаметова Д.Р. иск не признала по основаниям, изложенным в представленном в дело письменном отзыве, просит в иске отказать.

Выслушав представителя истца Свистова Д.С., представителя ответчика Бикмухаметову Д.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых по следующим основаниям.

Судом установлено, что 25.09.2020 г. Терепа Надежда Вячеславовна, <дата> г.р., обратилась в ГУ-УПФР № 19 по г. Москве и Московской области за назначением страховой пенсии по старости. В заявлении о назначении пенсии указала, что просит назначить пенсию по данным Выписки из индивидуального лицевого счёта, то есть по сведениям персонифицированного учёта.

Порядок установления страховых пенсий регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом ( часть 1 ст. 4 Закона №400-ФЗ).

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа регламентированы ст. 14 Закона №400-ФЗ. При подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Статья 30 Закона № 400-ФЗ в качестве основного условия предоставления права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста предъявляет требование наличия стажа определенной работы. Это положение закреплено в правилах исчисления периодов соответствующей работы, утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 названной статьи Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного Федерального закона, Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости необходимо, чтобы работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях. В противном случае право на такую пенсию отсутствует. Это общее правило, которое применяется ко всем Спискам.

С 01.01.2019г. Федеральным Законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ в отдельные статьи Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения.

В соответствии с приложением 7 к Закону №400-ФЗ лицам, указанным в части 1 статьи 8, пунктах 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктах 19-21 части 1 статьи 30 и пункте 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. При этом, гражданам, которые в период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из Решения ГУ-УПФР №19 по г.Москве и Московской области № 1649711/20 от 28.09.2020 г. специальный стаж Терепа Н.В., который был принят к зачету ответчиком, составляет 5 лет 3 мес. 22 дня. При этом, в специальный стаж истца были включены периоды её работы с 05.04.1985г. по 04.04.1988г. в льготном исчислении – как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, и с 20.05.1996г. по 12.03.1997г. в календарном исчислении.

Суд не находит оснований для удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Терепа Н.В. периода обучения в Орехово-Зуевском медицинском училище с 01.09.1981 г. по 04.03.1985г., так как в соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17.12.1957г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» в стаж работы засчитывается время обучения учителям и другим работникам просвещения, в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. На врачей и других работников здравоохранения вышеуказанное правило не распространяется и не распространялось ранее.

Суд также не находит оснований и для включения в специальный стаж Терепа Н.В в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год периода ухода за ребёнком с 02.12.1988г. по 07.10.1991 г. и периодов работы с 07.10.1991г. по 13.10.1993г. В период с 05.04.1988г. по 13.10.1993 г. Терепа Н.В. работала в должности <должность> МУЗ «ЭЦГБ». Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17.12.1957г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» (с изменениями от 03.08.1972г.), «Номенклатурой учреждений здравоохранения», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395 и Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066, а также Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, <должность> не поименована. В соответствии с разделом "Наименования должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) Станции скорой медицинской помощи.

Периоды работы в <должность>, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не названы.

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приёму и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приёму и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Документов, подтверждающих выполнение в указанные периоды лечебной и иной работы по охране здоровья населения, истицей не представлено. Кроме того, нет оснований для включения в специальный стаж указанных периодов в льготном исчислении, так как в «Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, станция скорой медицинской помощи и <должность> не поименованы.

Как следует из Решения ГУ-УПФР №19 по г.Москве и Московской области № 1649711/20 от 28.09.2020г. период работы Терепа Н.В. в должности <должность> ЦМСЧ №21 с 20.05.1996г. по 12.03.1997.г был включен в её специальный стаж в календарном исчислении. Оснований для применения к данному периоду работы истицы льготного исчисления - как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, не имеется, так как такое правило подсчёта может применяться только в отношении периодов работы в качестве оперирующего специалиста в отделениях хирургического профиля стационаров лечебных учреждений («Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781).

Суд соглашается с решением ответчика об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы периода её работы с 14.03.1997г. по 31.07.1997г. в должности <должность>, и с 13.05.2013 г. по 26.01.2016 г. в <должность>, так как это не предусмотрено действующими Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

По этой же причине суд не находит оснований и для включения в специальный стаж истицы периода её работы в качестве индивидуального предпринимателя. В Определении Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 г. N 84-О указано, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена и в Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. № 2041-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бородина Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 12 Закона №400-ФЗ периоды получения пособия по безработице с 31.05.2016 г. по 19.09.2017 г., с 20.03.2018 г. по 27.11.2018 г. и с 19.03.2019 г. по 18.06.2019 г. включены ответчиком в страховой стаж истицы. Оснований для включения данных периодов в специальный стаж Терепа Н.В. не имеется.

С учётом изложенного, принимая во внимание отсутствие у Терепа Надежды Валерьевны требуемого специального медицинского стажа 30 лет, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в льготный стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Терепа Надежды Валерьевны к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии № 1649711/20 от 28.09.2020г., возложении на ответчика обязанности включить следующие периоды работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: - период обучения в Орехово-Зуевском медицинском училище с 01.09.1981г. по 04.03.1985г.; период отпуска по уходу за ребенком со 02.12.1988 г. по 07.10.1991 г., с 07.10.1991 г. по 13.10.1993 г. (периоды со 02.12.1988 г. по 13.10.1993 года, с 20.05.1996 г. по 13.03.1997 г. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев); период с 14.03.1997 г. по 31.07.1997 г. как 1 год, период работы <должность> с 01.07.2000 г. по 06.05.2013 г. как 1 год, период работы <должность> с 13.05.2013 года по 26.01.2016 года, и период нахождения на учёте в Центре занятости с 31.05.2016г. по 01.11.2020 г.; в возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права; взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Электростальский городской суд Московской области.

    Судья         К.А. Михайличенко

Решение суда в окончательной форме принято 18 марта 2021 года.

Судья         К.А. Михайличенко

2-519/2021 (2-2487/2020;) ~ М-2065/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терепа Надежда Валерьевна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ №19 по г.Москве и Московской области
Другие
Свистов Дмитрий Сергеевич
Бикмухаметова Диана Ринатовна
Суд
Электростальский городской суд Московской области
Судья
Михайличенко Карина Анатольевна
Дело на странице суда
elektrostal--mo.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2020Передача материалов судье
10.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.01.2021Предварительное судебное заседание
01.03.2021Предварительное судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее