Дело № 2-1528/2024
26RS0024-01 -2024-002218-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2024 года г. Невинномысск
Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Жердева Е.Л., при помощнике Кузубовой Н.С.,
с участием помощника прокурора г. Невинномысска Гаес М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к АО «ЦУМ» о возложении обязанности на Акционерное общество «ЦУМ» оборудовать три входа в ТЦ «ЦУМ», расположенного по адресу: СК, г. Невинномысск, ул. Гагарина, д.74 с кадастровым номером №, выделенным цветом и краевыми ступенями лестничные марши, контрастными знаками, на входных дверях для инвалидов по зрению, тактильными таблицами со шрифтом Байреля, в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Установил:
Прокурор г. Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, предъявленным к АО «ЦУМ» о возложении обязанности оборудовать три входа в ТЦ «ЦУМ», расположенного по адресу: СК, г. Невинномысск, ул. Гагарина, д. 74 с кадастровым номером №, выделенным цветом и краевыми ступенями лестничные марши, контрастными знаками, на входных дверях для инвалидов по зрению, тактильными таблицами со шрифтом Байреля, в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в котором указал, что Прокуратурой города по обращению Доценко И.Н. проведена проверка соблюдения требования федерального законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности Торгового центра «ЦУМ», расположенного по адресу: Ставропольский край, Невинномысск, ул. Гагарина, д.74, выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Проверкой установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником ТЦ «ЦУМ» является ОАО «ЦУМ».
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Невинномысска в адрес ТЦ «ЦУМ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере.
Вместе с тем, ТЦ «ЦУМ» до настоящего времени не приняты надлежащие меры к устранению выявленных нарушений.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Невинномысска в ходе повторного обследования установлено, что в нарушение статьи 15.1 Закон 181 и пункта 5.1.1. СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СНиП 59.13330.2012, в здании, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Гагарина, д.74. с кадастровым номером №, 3 входа ТЦ «ЦУМ» не оборудованы выделенными цветом или фактурой краевыми ступенями лестничных маршей, контрастными знаками на входных дверях для инвалидов по зрению, тактильными таблицами со шрифтом Брайля.
В соответствии со ст.ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, на собственниках ТЦ «ЦУМ» лежит обязанность по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В судебном заседании помощник прокурора города Невинномысска Гаес М.А., заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, дополнительно указала, что прокуратурой повторно произведен осмотр ДД.ММ.ГГГГ и установлено, что нарушения не устранены.
Представитель ответчика АО «ЦУМ» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просив рассмотреть дело в свое отсутствие, а также представил письменные возражения по существу требований в которых просил в удовлетворений требований прокурора отказать в полном объеме.
Заслушав представителя истца - помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
Положениями ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Аналогичное по сути положение закреплено в ст.3 Закона Ставропольского края от 27.02.2008г. № 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур», регулирующего отношения, связанные с обеспечением условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта. Не связывает законодатель эту обязанность и с тем, когда построен тот или иной объект.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73; свод правил СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 59.13330.2012.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Невинномысска по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности собственников ТЦ «ЦУМ », расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Гагарина, 74, выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Проверкой установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником ТЦ «ЦУМ» является АО «ЦУМ».
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Невинномысска в адрес ТЦ «ЦУМ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере.
Вместе с тем, ТЦ «ЦУМ» до настоящего времени не приняты надлежащие меры к устранению выявленных нарушений.
Согласно актам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Невинномысска в ходе повторного обследования установлено, что в нарушение статьи 15.1 Закон 181 и пункта 5.1.1. СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СНиП 59.13330.2012, в здании, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Гагарина, д.74. с кадастровым номером №, 3 входа ТЦ «ЦУМ» не оборудованы выделенными цветом или фактурой краевыми ступенями лестничных маршей, контрастными знаками на входных дверях для инвалидов по зрению, тактильными таблицами со шрифтом Брайля.
Ответчиком заключён договор с ООО «Доступная страна», согласована спецификация и произведено перечисление денежных средств на приобретение тактильной тротуарной плитки, противоскользящих накладок на ступени, тактильной таблички с азбукой Брайля о режиме работы, а входных дверях размещены контрастные знаки для слабовидящих людей, т.е. ответчик приступил к устранению выявленных замечаний. Вместе с тем, ТЦ «ЦУМ» до настоящего времени не приняты все надлежащие меры к устранению выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В ч.1 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры является одним из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 798/пр утвержден Свод правил 59.13330.2016, согласно которому установлены следующие требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения: п. 6.4.2 приборы для открывания и закрывания дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, отверстия торговых, питьевых и билетных автоматов, отверстия для чип-карт и других систем контроля, терминалы и рабочие дисплеи и прочие устройства, которыми могут воспользоваться МГН внутри здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,6 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости; п. 8.1.6 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
На основании СП 136.13330.2012. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения на входе в здание оборудуется кнопка вызова сопровождающего.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст. 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2,7,18,19).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010г. № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей по общему имуществу, а также в расходах и издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, на ответчике - собственнике помещений, расположенных в ТЦ «ЦУМ » лежит обязанность по устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Невинномысска и возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений.
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «ЦУМ» удовлетворить.
Обязать Акционерно общество «ЦУМ» оборудовать три входа в ТЦ «ЦУМ», расположенном по адресу: СК, г. Невинномысск, ул. Гагарина, д. 74, с кадастровым номером №, выделенным цветом и краевыми ступенями лестничные марши, контрастными знаками на входных дверях для инвалидов по зрению, тактильными таблицами со шрифтом Байреля, в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения суда в полном объеме.
Судья Невинномысского городского суда
Ставропольского края Е.Л. Жердева
Мотивированное решение суда изготовлено 11.07.2024.