Гражданское дело № 2-2957/2019
55RS0005-01-2019-004182-26
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска
под председательством судьи Базыловой А.В.,
при помощнике Хаджиевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Н. А. к администрации города Омска, администрации САО города Омска о признании права собственности на реконструированное садовое строение,
установил:
Ковалева Н. А. обратилась в суд с иском к администрации города Омска, администрации САО города Омска о признании права собственности на индивидуальный жилой дом в реконструированном виде, указав в обоснование на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использования под садоводство, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 14.05.2012 года. Также она является собственником садового строения, назначение: нежилое, общей площадью 30 кв.м., этажностью 1, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 14.05.2012 года. В 2015 году после приобретения земельного участка и садового строения ею была осуществлена реконструкция садового строения путем осуществления пристройки литер А1, площадью 11.2 кв.м., и мансарды, площадью 21.5 кв.м.. В настоящее время общая площадь садового строения составляет 60.4 кв.м.. После проведенной реконструкции садовое строение соответствует требованиям прочности, устойчивости и долговременной эксплуатации, нарушений пожарной безопасности не имеется, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Она вместе с семьей постоянно проживает в вышеуказанном садовом строении. Сейчас в нем есть водоснабжение, отопление, электричество. На основании изложенного, просит признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60.4 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, а также исключить из ЕГРН запись об объекте недвижимости как о садовом строении.
Истец Ковалева Н.А., представитель истца Цветков В.А., действующий на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания, в судебном заседании заявленные требования уточнили, попросив признать за истцом право собственности на садовое строение, назначение: нежилое, общей площадью 60.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном виде. Требования в части исключения сведений из ЕГРН не поддержали.
Представитель ответчика Администрации города Омска, будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, отзыва на заявленный иск не представил (л.д. 113).
Представитель ответчика Администрации САО города Омска, будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, отзыва на заявленный иск не представил (л.д. 114).
Представитель третьего лица СНТ «Колос», будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, отзыва на заявленный иск не представил (л.д. 116).
Третье лицо Шерстнев Ю.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований истца. Пояснил, что споров между ними не имеется.
В силу ст. 233 ГПК РФ, учитывая позицию истца, представителя истца, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 14 мая 2012 года Ковалева Н. А. приобрела земельный участок <адрес>, площадью 500 кв.м., кадастровый №, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, предоставленный для сельскохозяйственного использования под садоводство, с расположенным на нем садовым строением, общей площадью 30.00 кв.м., этажность: 1, назначение: нежилое (л.д. 39-40), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 41-42) и выписками из ЕГРН (л.д. 118-122).
Как следует из пояснений истца, в 2015 году после приобретения земельного участка и садового строения ею была осуществлена реконструкция садового строения путем осуществления пристройки литер А1, площадью 11.2 кв.м., и мансарды, площадью 21.5 кв.м.. В настоящее время общая площадь садового строения составляет 60.4 кв.м..
Полагая, что реконструкция садового строения произведена в соответствии с требованиями нормативных документов, работы являются завершенными, не нарушают права и законные интересы собственников соседних участков, не создают угрозу их жизни и здоровью, истец ставит перед судом вопрос о признании за ней права собственности на вышеуказанное реконструированное садовое строение, общей площадью 60.4 кв.м.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Понятие реконструкции дано в ст. 1 п. 14 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с нормами ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п.п. 25, 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. (п.п. 26, 28 Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено в судебном заседании, за счет возведения пристройки, общая площадь садового строения согласно представленному в материалы дела техническому плану составила 60.4 кв.м. (л.д. 77-88).
Истец не имеет возможности оформить свои права на реконструированное садовое строение во внесудебном порядке. Уведомлением Администрации САО <адрес> указано на то, что согласно схеме планировочной организации земельного участка, планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположен с нарушением нормативов градостроительного проектирования жилых зон, утвержденных Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 года № 519 (минимальные отступы от границ смежных земельных участков до зданий, строений – 3 метра) (л.д. 98).
Вместе с тем, владелец смежного земельного участка Шерстнев Ю.Н. в судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, споров с соседями у него не имеется по поводу отступов.
Согласно представленному в материалы дела истцом экспертному заключению БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» по результатам обследования строения, расположенного в <адрес> строение, расположенное в <адрес>, является объектом капитального строительства и соответствует основным требованиям СП 55.13330.2016 Свод правил. «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (утв. Приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 20.10.2016 № 725/пр), СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СП 50.13330.2012 Свод правил «Тепловая защита зданий». Строение, расположенное в <адрес>, соответствует требованиям механической безопасности, обладает прочностью, устойчивостью, не влечет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (л.д. 50-77),
Заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» от 16.01.2019 года определено, что жилой дом (садовое строение) по адресу: <адрес> соответствует пп. 2.2, 2.7, 4.1, 5.1, 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях; п. 2.3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 5.3.3 СанПин 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (л.д. 95-96).
Данные экспертные заключения ответчиками не оспорены, в связи с чем суд находит возможным принять данные заключения в качестве относимых и допустимых по делу доказательств.
Исходя из смысла и содержания вышеуказанных правовых норм и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, принимая во внимание факт того, что садовое строение после проведенной реконструкции, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего данный вид правоотношений, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, а также не угрожает их жизни и здоровью, суд приходит к выводу о возможности сохранения садового строения в реконструированном виде и об удовлетворении заявленных требований о признании за истцом права собственности на реконструированное садовое строение.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Ковалевой Н. А. право собственности на садовое строение, назначение: нежилое, общей площадью 60.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном виде.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение не вступило в законную силу
Решение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2019 года.