Дело № 5-179/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
22 мая 2023 года г.Архангельск
Мировой судья судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г.Архангельска Ненашев А.А.,
с участием защитника Авдеенко Е.Е.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении
Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», юридический адрес организации: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, дата регистрации юридического лица - 23 февраля 2000 года, ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекавшегося (ст.4.6 КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении, составленному старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы Ломоносовского, Варавино-Фактория, Майская горка, Исакогорского и Цигломенского округов ОНДиПР г.Архангельска УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области <ФИО1>, федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-1, учреждение), расположенное <АДРЕС>, не позднее 6 апреля 2023 года не выполнило требования, установленные Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а также требования, установленные другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в области гражданской обороны, а именно:
1. в нарушение п.3.2.11. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС от 15 декабря 2002 года № 583, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (вентиляционные системы, аварийные безнапорные емкости для питьевой воды, дизельная электростанция и т.д.);
2. в нарушение п.3.2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС от 15 декабря 2002 года № 583, при эксплуатации ЗС ГО нарушена герметизация и гидроизоляция (сооружение подтопляется грунтовыми водами);
Своим бездействием, не выполнив мероприятия в области гражданской обороны, ФКУ ИК-1 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.7 КоАП РФ (невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий).
Защитник ФКУ ИК-1 в ходе судебного разбирательства с вменяемым учреждению правонарушением не согласился, представив письменные пояснения по делу, указав, что вины юридического лица в неисполнении указанных норм законодательства не имеется. Администрация Учреждения принимала все меры для выполнения мероприятий в области гражданской обороны, однако поскольку юридическое лицо выполняло свою деятельность только в пределах ассигнований, выделенных учредителем - ФСИН России, средств для выполнения мероприятий, требующих зартат, не выделялось, в УФСИН России по Архангельской области, как вышестоящую организацию, неоднократно направлялись запросы о необходимости выделения денежных средств.
Выслушав защитников, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 указанного Закона основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, подготовка населения в области гражданской обороны, эвакуация населения в безопасные районы, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу ч.2 ст.20.7 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу пункта 1.13 ФКУ ИК-1 в своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными правовыми актами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и Уставом.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Исходя из п.7 Положения ФСИН России осуществляет, в том числе, следующие полномочия:
- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
- осуществляет:
материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - Учреждение), утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» № 99 от 28 февраля 2011 г. собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России, Учреждение является казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является некоммерческой организацией.
Предметом деятельности Учреждениями является исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы (п.2.1 Устава).
Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе подготовку Учреждения к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствии на подведомственных объектах силами и средствами Учреждения, а также взаимодействие с органами государственной власти; пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения (п.2.5.1 Устава).
В силу п.4.1 Устава управление Учреждением осуществляет ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области и руководство Учреждения.
На основании п.5.1 Устава имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.
В целях реализации требований законодательства о гражданской обороне Учреждение ежегодно в период с 2014 по 2022 год проводит проверку содержания и использования защитного сооружения, что подтверждается соответствующими актами.
На протяжении 2014-2022 годов Учреждение неоднократно обращалась в УФСИН России по Архангельской области с просьбами о выделении денежных средств для содержания в исправном состоянии защитного сооружения гражданской обороны и выполнения требований законодательства о гражданской обороне, представляя все необходимые обосновывающие документы (смету и пр.).
Изложенные обстоятельства, кроме указанных выше документов, подтверждаются объяснениями защитников учреждения, а также протоколом об административном правонарушении от 6 апреля 2023 года, распоряжением органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки ФКУ ИК-1, актом проверки юридического лица, предписанием по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, копией Устава ФКУ ИК-1.
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, мировой судья пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае Учреждение не имело возможности своевременно исполнить мероприятия в области гражданской обороны, при этом были предприняты все зависящие от него меры.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу ст.29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
На основании ст.26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
На основании изложенного производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ФКУ ИК-1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.29.9, ст.ст.29.10, 29.11, 30.2 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Исакогорском районном суде г.Архангельска путём подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 2 Исакогорского судебного района города Архангельска либо путём непосредственной подачи в Исакогорский районный суд г.Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 19 мая 2023 года
Мотивированное постановление изготовлено 22 мая 2023 года
Мировой судья А.А. Ненашев