ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении г. Самара 07 сентября 2020 года Резолютивная часть оглашена 03 сентября 2020 года. Мотивированное постановление изготовлено 07 сентября 2020 года. Мировой судья судебного участка № 43 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области Мельник Л.Е.,рассмотрев дело № 5-425/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Облдорстрой» (ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОКПО <НОМЕР>), юридический адрес: <АДРЕС>, запись о государственной регистрации <ДАТА4>,
УСТАНОВИЛА:
<ДАТА5> в период времени с 09 часов 20 минут до 09 часов 25 минут установлено несоблюдение ООО «Облдорстрой» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, выразившееся в том, что в нарушение требований п.4.1, п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п.6.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> и ч.2 ст.12 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О безопасности дорожного движения», на Федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» от 971 км 300м до 971 км 600м городского округа Тольятти выявлен недостаток транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.16.1, 1.18, 1.19.
<ДАТА8> старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления МВД России по <АДРЕС> по данному факту в отношении ООО «Облдорстрой» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
В судебное заседание защитник либо законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В судебном заседании <ДАТА9> защитник юридического лица - <ФИО1>, вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что считает протокол об административном правонарушении и материалы дела не соответствующими фактическим обстоятельствам, противоречащими требованиям федерального законодательства, полученными с грубыми нарушениями требований КоАП РФ и в этой связи недопустимыми. Сослался на наличие заключенного <ДАТА10> между ООО «Облдорстрой» и ООО НПО «Сервисдорстрой» договора субподряда на выполнение работ по содержанию горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге М-5 Урал на участке км 835+000-км 1034+000, на участке подъезд к <АДРЕС> км 0+000- км 12+000, в соответствии с которым ответственность за ненадлежащее содержание участка автомобильной дороги на участке ФАД М-5 Урал от 971 км 300м до 971 км 600м в период с июня 2020 года несет ООО НПО «Сервисдорстрой» и его должностные лица. Полагает, что в отношении юридического лица проведено мероприятие по контролю - внеплановая выездная проверка в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, о чем, по его мнению, свидетельствует содержание акта о выявленных недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от <ДАТА11>, при этом нарушены требования Федерального закона от <ДАТА12> <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в числе которых то, что распоряжение (приказ) о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Облдорстрой» или ООО НПО «Сервисдорстрой» руководством органа внутренних дел не выносилось, акт о выявленных недостатках ООО «Облдорстрой» или ООО НПО «Сервисдорстрой» но настоящего времени не вручен и не направлен, приложенные к указанному акту фотографии не содержат адреса (координат), даты и времени их изготовления, сведений о должностном лице, их изготовившем, его подписи, информации о фотоаппарате и его исправности. Обращает внимание на то, что при составлении акта органом ГИБДД не исследовался вопрос о соответствии вменяемого отсутствия дорожной разметки утвержденной схеме организации дорожного движения, и указывает на отсутствие в материалах дела схемы организации дорожного движения. Считает, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о событии административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, а также указывающие на вину ООО «Облдорстрой» в его совершении, и просит прекратить производство по делу в отношении ООО «Облдорстрой».
В судебном заседании государственный инспектор ДН отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <АДРЕС> <ФИО2> пояснил, что нарушения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора не допущено, поскольку проверка (плановая, внеплановая) юридического лица ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» сотрудниками отдела ГИБДД У МВД России по <АДРЕС>, не проводилась, соответственно, акт проверки не составлялся. Выявление и фиксация недостатка транспортно-эксплуатационного состояния на Федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» 971км 600м проведено в рамках надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств в соответствии с требованиями пунктов 33.6, 81, 83, 86, 87 Административного регламента МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>. По факту выявленного недостатка в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.16.1, 1.18, 1.19 на участке Федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» от 971км 300м до 971км 600м, в соответствии с Проектом организации дорожного движения на данном участке, распечатка из которого имеется в материалах дела, в нарушение требований пункта 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 6.2 ГОСТ Р 52289-2019, <ДАТА14> старшим государственным инспектором ДН отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по <АДРЕС> <ФИО3> был составлен соответствующий акт с указанием даты и времени его составления и запись о применение фотосъемки, требования по оформлению фотоматериалов, в части указания координат нарушения, информации о фотоаппарате и его исправности, также как и требования о вручении или направлении акта в адрес организации, законом не регламентировано. Административное дело возбуждено в соответствии со ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ в отношении неустановленного лица, т.к. на момент выявления недостатка данное лицо определено не было. После получения от собственника Федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» - ФКУ «ФУАД «Большая Волга» ФДА» (ФКУ «Поволжуправтодор») сведений о заключенном <ДАТА15> между ФКУ «Поволжуправтодор» и ООО «Облдорстрой» государственном контракте <НОМЕР> по выполнению работ по содержанию автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - <АДРЕС> - Уфа - Челябинск на участке км 835+000 - км 974+000», в перечень работ которого, в том числе входит нанесение вновь и восстановление изношенной горизонтальной разметки с удалением остатков старой разметки, установлено, что субъектом административного правонарушения является ООО «ОБЛДОРСТРОЙ». Доводы юридического лица ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» о том, что ответственность за выполнение работ по содержанию указанного участка дороги в части нанесения и содержания горизонтальной дорожной разметки несет ООО НПО «Сервисдорстрой» в соответствии с договором субподряда, считает несостоятельными, поскольку генеральный подрядчик несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п.1 ст. 313 и ст.403 ГК РФ. Полагает, что оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ в связи с тем, что ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» относится к объектам малого предпринимательства, не установлено, также как и оснований для применения ч.2 ст.3.4, ст.2.9 КоАП РФ в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, поскольку <ДАТА16> в 16 часов 30 минут на данном участке произошло ДТП, в результате которого человек получил ранения различной степени тяжести.
Выслушав представителя ГИБДД <ФИО2>, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от <ДАТА17> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> «О безопасности дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На основании ст. 2 ФЗ <НОМЕР> безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу ст. 2 ФЗ <НОМЕР> дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <ДАТА18> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу п. 3 которого, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 того же Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР>, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» технические средства организации дорожного движения - это дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства.
Согласно разделу 2 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства (п. 4.1. ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 6.3.1 указанного ГОСТа дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Разделом 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от <ДАТА19> <НОМЕР>, предусмотрены правила применения горизонтальной разметки.
Статьей 12 Федерального закона от <ДАТА17> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
По смыслу положений п. 13 Приложения N 3 к Правилам дорожного движения "Основные положения по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов, что согласуется с положениями ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в силу которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения в виде административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются непринятием мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения. Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и установлено в ходе рассмотрения дела, что <ДАТА5> года в период времени с 09 часов 20 минут до 09 часов 25 минут в ходе дополнительного обследования места совершения дорожно-транспортного происшествия, произошедшего <ДАТА21> в 16 часов 30 минут на Федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» 971 км 600 м был выявлен недостаток транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.16.1, 1.18, 1.19 на участке Федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» от 971 км 300м до 971км 600 м.
По результатам дополнительного обследования места ДТП составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, произведена фотосъемка.
Определением старшего государственного инспектора ДН отделения организации дорожного движения Управления МВД России по <АДРЕС> <ФИО3> у ФКУ «ФУАД «Большая Волга»ФДА» запрошены сведения о юридическом лице, ответственном за содержание Федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» от 971км 300м до 971км 600м в части нанесения (восстановления) горизонтальной дорожной разметки.
Согласно полученному от Федерального казённого учреждения «Федерального управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Поволжуправтодор») ответу, ФКУ «Поволжуправтодор» осуществляет оперативное управление федеральными автомобильными дорогами, в том числе федеральной автомобильной дорогой М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - <АДРЕС> - Уфа - Челябинск и осуществляет функции государственного заказчика. Непосредственно работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог и мостов выполняют подрядные организации в соответствии с заключенными Государственными контрактами. <ДАТА15> между ФКУ «Поволжуправтодор» (далее - «Заказчик») и ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» (далее - «Подрядчик») был заключен государственный контракт <НОМЕР> «На выполнение работ по содержанию автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - <АДРЕС> - Уфа - Челябинск на участке км 835+000 - км 974+000» (далее - Контракт). В перечень работ входит, в том числе нанесение вновь и восстановление изношенной горизонтальной разметки с удалением остатков старой разметки (приложение <НОМЕР> к Государственному контракту).
Как следует из п. 2.1 указанного контракта, ООО «Облдорстрой» принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог: М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - <АДРЕС> - Уфа - Челябинск на участке км 835+000 - км 974+000, в соответствии с требованиями к содержанию Объекта, указанными в разделе 8 Контракта, созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования Объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта. В соответствии с пунктом 3.2 Контракта срок выполнения работ по удержанию Объекта, начинается с <ДАТА22>, оканчивается <ДАТА23> включительно. В соответствии с пунктом 7.3.3 Контракта Подрядчик обязан поддерживать требуемый в соответствии с условиями Контракта уровень содержания Объекта, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также обеспечивать сохранность имущества, входящего в состав Объекта. Согласно пункта 8.2 Контракта, требования к составу и организации выполнения работ по содержанию Объекта, установлены в приложениях <НОМЕР> к Контракту.
В соответствии с подп. «б» п.3 раздела 1 Приложения <НОМЕР> к Контракту «Перечень работ по содержанию участка автомобильной дороги, включенного в Объект, предусмотренных в рамках контракта», в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной горизонтальной разметки с удалением остатков старой разметки.
Согласно Приложению <НОМЕР> к Контракту «Термины, определения и сокращения» работами по содержанию объекта являются работы, выполняемые (оказываемые) подрядчиком путем выполнения комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасного дорожного движения; исправным состоянием является состояние, при котором система (объект) удовлетворяет всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.
Таким образом, ответственным за производство работ на данном участке согласно государственного контракта <НОМЕР>, заключенного <ДАТА15> между Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор») и ООО «ОБЛДОРСТРОЙ», является ООО «Облдорстрой».
Факт совершения юридическим лицом ООО «Облдорстрой» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, установлен и подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом 63 АА 372235 от <ДАТА24> об административном правонарушении, содержащим описание объективной стороны вмененного ООО «Облдорстрой» административного правонарушения;
- актом выявленных недостатков с приложенными к нему фотоматериалами;
-распечаткой из проекта организации дорожного движения;
- карточкой учета ДТП от <ДАТА25> в 16 часов 30 минут на ФАД М-5 «Урал» 971км 600м;
- копией государственного контракта <НОМЕР>, заключенного <ДАТА15> между «ФКУ «ФУАД «Большая Волга» ФДА «ФКУ Поволжуправтодор» и ООО «Облдорстрой»;
- ответом из «ФКУ «Поволжуправтодор» о том, что ФКУ «Поволжуправтодор» осуществляет оперативное управление федеральными автомобильными дорогами, в том числе федеральной автомобильной дорогой М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - <АДРЕС> - Уфа - Челябинск и осуществляет функции государственного заказчика; непосредственно работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог и мостов выполняют подрядные организации в соответствии с заключенными Государственными контрактами; <ДАТА15> между ФКУ «Поволжуправтодор» (далее - «Заказчик») и ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» (далее - «Подрядчик») заключен государственный контракт <НОМЕР> по выполнению работ по содержанию автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - <АДРЕС> - Уфа - Челябинск на участке км 835+000 - км 974+000, в перечень работ по содержанию которой, в том числе входит нанесение вновь и восстановление изношенной горизонтальной разметки с удалением остатков старой разметки;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Облдорстрой»;
- сведениями об извещении ООО «Облдорстрой» о дате составления протокола об административном правонарушении; и другими материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Облдорстрой» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку им, как ответственным за содержание дороги, допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения в виде отсутствия дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.16.1, 1.18, 1.19 на участке Федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» от 971 км 300м до 971км 600 м.
Таким образом, исследовав материалы дела, судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены.
Доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности ООО «Облдорстрой» в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы о нарушении административным органом требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), выразившемся в проведении внеплановая выездная проверки без соответствующего распоряжения (приказа), не направлении копии акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги представителям ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» не свидетельствуют о наличии оснований для прекращения производства по делу.
Так, п.10 ч.4 ст.1 Федерального закона от <ДАТА12> N 294-ФЗ, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
В силу п.2 ст.30 Закона о безопасности дорожного движения федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.6 постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА26> <НОМЕР> «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст.9-13, 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от <ДАТА27> N 380 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
Федеральным законом от <ДАТА12> <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определен порядок проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пунктом 6 статьи 2 ФЗ <НОМЕР> определено понятие «Проверка» - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействий), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Предметом проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности. Проверка юридического лица (плановая, внеплановая) ООО «ОБЛДОРСТРОЙ» сотрудниками отдела ГИБДД У МВД России по <АДРЕС>, не проводилась, соответственно, акт проверки не составлялся.
В соответствии с подпунктом «а» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), утвержденного Указом Президента РФ N 711 от <ДАТА28> "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возлагается, в частности, обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Согласно статьи 2 Федерального закона от <ДАТА29> <НОМЕР> «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ <НОМЕР>), обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Статья 3 ФЗ <НОМЕР> устанавливает, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от <ДАТА6> г. <НОМЕР> установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Выявление и фиксация недостатка транспортно-эксплуатационного состояния на Федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» 971км 600м проведено в рамках надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств в соответствии с требованиями пунктов 81, 83, 86, 87 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>
В соответствии с пунктом 81 Административного регламента, основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно. В целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятие мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 83 Административного регламента, при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе: объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружении, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
В случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение к Административному регламенту) (далее - Акт).
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от <ДАТА6> <НОМЕР>, «Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенной с помощью разметки.
По факту выявленного недостатка в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.16.1, 1.18, 1.19 на участке Федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» от 971км 300м до 971км 600м, наличие которой предусмотрено Проектом организации дорожного движения на данном участке и распечатка из которого имеется в материалах дела, в нарушение требований пункта 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и пункта 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», <ДАТА5> года в период времени с 09 часов 20 минут до 09 часов 25 минут старшим государственным инспектором ДН отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по <АДРЕС> <ФИО3> составлен соответствующий акт с указанием даты и времени его составления и записи о применении фотосъемки.
Требования по оформлению фотоматериалов, в части указания координат нарушения, информации о фотоаппарате и его исправности, также как и требование о вручении или направлении акта в адрес организации, какими-либо нормами не регламентировано.
В соответствии с п.1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 ФЗ <НОМЕР>, пунктом 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (под пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР> ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «ФЗ <НОМЕР>»);
В силу пунктов 1, 2 статьи 17 ФЗ <НОМЕР>, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильной дороги, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от <ДАТА31> <НОМЕР>, лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из приведенных выше норм материального права на лиц, ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, возложена обязанность не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии.
Доводы представителя юридического лица о наличии заключенного <ДАТА10> между ООО «Облдорстрой» и ООО НПО «Сервисдорстрой» договора субподряда на выполнение работ по содержанию горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге М-5 Урал на участке км 835+000-км 1034+000, на участке подъезд к <АДРЕС> км 0+000- км 12+000, в соответствии с которым ответственность за ненадлежащее содержание участка автомобильной дороги на участке ФАД М-5 Урал от 971 км 300м до 971 км 600м в период с июня 2020 года несет ООО НПО «Сервисдорстрой» и его должностные лица, не ставят под сомнение доказанность вины в совершении административного правонарушения юридического лица ООО «Облдорстрой».
Согласно п.6.3 Государственного контракта подрядчик при исполнении Контракта может привлечь третьих лиц (субподрядчиков), вместе с тем в соответствии с п.6.4 данного Контракта подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за неисполнение и /или ненадлежащее исполнение привлеченными третьими лицами (субподрядчиками) работ, в том числе за нарушение качества и сроков выполняемых работ, за негативные последствия неисполнения и/или ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами (субподрядчиком). Согласно п.13.10 Контракта Подрядчик осведомлен, что в случае нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения выполнении работ, Подрядчик и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в силу положений статьи 706 Гражданского кодекса РФ генеральный подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, привлечение юридическом лицом ООО «Облдорстрой» к выполнению работ во исполнение Государственного контракта <НОМЕР> от <ДАТА15> субподрядчика ООО НПО «Сервисдорстрой» не освобождает ООО «Облдорстрой» от ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, поскольку ООО «Облдорстрой» как Подрядчик по заключенному с ФКУ «Поволжуправтодор» Государственному контракту является лицом, ответственным за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Обсуждая вопрос об административном наказании, мировой судья отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а равно и оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности и наказания, принимая во внимание наличие отягчающего обстоятельства, которым в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ мировой судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения, считает возможным назначить наказание в размере, приближенном к минимальному, предусмотренному санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Облдорстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 (двести десять тысяч) рублей 00 копеек в доход государства.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам: УФК по <АДРЕС> области (ГУ МВД РФ по <АДРЕС> области), КПП <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, ОКТМО 36740000, р/с 40101810822020012001, наименование банка Отделение <АДРЕС>, БИК <НОМЕР>, УИН 18810463201600002438, КБК 188 116 011 2301000 1140 протокол об административном правонарушении 63 АА 372235 от <ДАТА24>.
В силу ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо предъявить в судебный участок по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, каб. 28, либо по Е-mail: sud43@smsso.ru.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в чч. 1, 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья изготавливает второй экземпляр постановления и направляет его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).
Неуплата административного штрафа в предусмотренный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Промышленный районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 43 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья Л.Е.<ФИО4>