Дело №2-985/2023
24RS0028-01-2023-000255-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2023 года г.Красноярск
Кировский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Байсариевой С.Е.,
с участием представителя истца Крашенинниковой Н.А.,
представителя ответчика Зайцевой Е.В.,
при секретаре Становкиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хлыбовой Светланы Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпусков, компенсации за несвоевременной произведение выплат, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпусков, компенсации за несвоевременной произведение выплат, компенсации морального вреда, судебных расходов. Свои требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Правопреемником Межрайонной ИФНС России № по <адрес> является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес>. В соответствии с приказом о расторжении служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, истцу была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 4 дней, а также компенсация в размере четырехмесячного денежного вознаграждения, также в период трудовых отношений, ей производилась оплата очередных отпусков. Однако, при расчете оплаты компенсации неиспользованного отпуска, компенсации в размере четырехмесячного денежного вознаграждения, а также очередных отпусков, ответчиком в нарушение действующего законодательства, не были учтены средства материального стимулирования. На основании изложенного, истец просила взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей в размере <данные изъяты>., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>., а также задолженность по оплате очередных отпусков за период с ноября 2019 года по октябрь 2022 года в размере <данные изъяты> коп., проценты за невыплату денежных средств в полном объеме при увольнении в размере <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>., судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме <данные изъяты>.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, кроме того, просила суд применить последствия пропуска истцом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по оплате отпусков за период свыше одного года. Также суду пояснила, что налоговой инспекцией расчеты по иску, представленные истцом, проверены, математически являются верными и не оспариваются ответчиком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную № премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими № г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 названных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 названной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 названного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых имеется материальное стимулирование гражданских служащих.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ занимала должность федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС № России по <адрес>, проходила государственную гражданскую службу в различных должностях, последняя занимаемая должность – начальник отдела общего обеспечения.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС № России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2 служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).
В связи с увольнением по данному основанию, ФИО2 выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплачена в соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О
государственной службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 4 дней. Кроме того, в период с ноября 2019 года по октябрь 2022 года ФИО2 находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках.
При исчислении среднего заработка для выплаты ФИО2 вышеуказанных компенсаций, а также оплаты ежегодных отпусков, ответчиком не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, а также разовые суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ФИО2 в суд с настоящим иском.
Установлено, что правопреемником Межрайонной ИФНС России № по <адрес> является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> в связи с реорганизацией в форме присоединения. При разрешении спора суд полагает необходимым исходить из следующего.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России по <адрес>, представленных в материалы дела, осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим ИФНС по показателям эффективности профессиональной служебной деятельности за 2019-2022 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.
То обстоятельство, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует об отсутствии оснований для их учёта при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением должности, а также оплаты ежегодных отпусков.
Данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и, безусловно, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7», в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.
В Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-4/10/В-2197, от ДД.ММ.ГГГГ №/В-5300 указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск за спорный период, оплаты ежегодных отпусков.
Определяя размер недоплаты денежных средств истцу при сокращении, а также при оплате неиспользованного отпуска при увольнении, суд учитывает, что представленный стороной истца расчёт ответчиком не оспаривался.
Так, при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (4 календарных дня), инспекцией не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления компенсации (в справке о полученных суммах начислений за 2022 год материальные выплаты отражены как материальное стимулирование с ноября 2021 года по октябрь 2022 года в размере 996.410,00 руб.), итого сумма расчета должна составить <данные изъяты>. В связи с увольнением истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 291.182,48 рублей, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (4 календарных дня) в размере <данные изъяты>.
Материальное стимулирование за расчетный период (12 мес. до расторжения контракта) составило <данные изъяты>., что подтверждено справкой о полученных суммах начислений за 2021-2022 год. Таким образом, занижена сумма четырехмесячного денежного содержания на <данные изъяты>. (<данные изъяты>. (материальное стимулирование) /12 (предшествующий период) х 4 (месяцы содержания) = <данные изъяты>. Сумма начисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (4 календарных дня) занижена на <данные изъяты>. <данные изъяты>. (материальное стимулирование)/ 12 (предшествующий период) х 29,3 (среднемесячное количество дней) х 4 (количество дней отпуска) = <данные изъяты>.).
Таким образом, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в пользу ФИО2 подлежит взысканию недоплаченная компенсация при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей в размере 332.136 руб. 66 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
С настоящим иском в суд истец ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, по требованиям ФИО2 о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей в размере <данные изъяты>., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 11.335 руб. 73 коп., вышеуказанный срок ФИО2 не пропущен, поскольку действующим законодательством предусмотрен срок для данных видов выплат на дату увольнения (ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, истцом ФИО2 заявлены исковые требования о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков за период с 2019 года по октябрь 2022 года. В соответствии со ст. 392 ТК РФ, срок на обращение в суд по данным требованиям не пропущен со сроком выплаты отпускных не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в пределах срока для обращения в суд подлежат удовлетворению исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате ежегодных отпусков, представленных работнику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Итого, в размере <данные изъяты>. Поскольку при исчислении среднего заработка при оплате истцу ежегодных отпусков ответчиком также не были учтены суммы материального стимулирования в нарушение действующего законодательства.
Расчет задолженности по оплате вышеуказанных отпусков, представленный истцом, судом проверен, является верным, ответчиком в судебном заседании не оспаривается.
Исковые требования ФИО2 о взыскании с ответчика задолженности по оплате отпусков за период с 2019 года по 2021 год (последний период отпуска в указанном периода датирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, срок оплаты отпуска не позднее трех дней до даты предоставления отпуска), не подлежат удовлетворению в связи с пропуском ФИО2 срока на обращение в суд с требованиями за указанный период.
Ходатайство истца о восстановлении срока обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по оплате отпусков за данный период времени за период с 2019 года по 2021 год (последний период отпуска в указанном периоде датирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), не подлежит удовлетворению, поскольку истец, получая своевременно заработную плату, в том числе оплату ежегодных отпусков и расчетные листки о начислении и выплате заработной платы, своевременно знала о предполагаемом нарушении своего права по недоплате данных выплат, при этом, в силу ст. 56 ГПК РФ, доказательств уважительности причин пропуска такого срока суду не представил. Нахождение истца в указанный период на непродолжительных больничных листах нетрудоспособности с 2019 года по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период ее нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также эпидемиологический период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году, выпавший на период исковых требований, не препятствовали своевременному обращению истцом в суд с вышеуказанными требованиями, в том числе по окончанию периода эпидемии, а также периодов нетрудоспособности, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с пропуском срока на обращение в суд с требованиями о взыскании с ответчика задолженности по оплате отпусков за период с 2019 года по 2021 год, соответственно не подлежат удовлетворению по данным основаниям и требования о взыскании процентов за несвоевременную оплату отпусков за указанный период.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2 о взыскании с ответчика процентов за несвоевременную выплату компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпусков, суд руководствуется следующим.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере, в силу буквального толкования ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям судом не применяются.
Кроме того, из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, гарантированно полагающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку из обстоятельств дела следует, что настоящий трудовой спор возник из-за различных подходов, примененных сторонами при толковании норм действующего законодательства, который был разрешен только в судебном порядке, в связи с чем, со стороны ответчика отсутствовало умышленное нарушение прав истца при расчетах спорных выплат, в связи с чем, суд полагает, что оснований для привлечения территориального налогового органа к материальной ответственности за нарушение сроков выплаты расчета при увольнении, отпускных выплат в данном случае не усматривается.
Кроме того, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснениями, изложенными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца, значимость для истца нарушенного права, степень вины ответчика, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требование истца о взыскании компенсации морального вреда частично в сумме 5.000 руб., полагая, что указанная сумма является достаточной и разумной, полностью компенсирует причиненный истцу моральный вред в связи с нарушением ее трудовых прав. При этом, заявленная ФИО2 сумма компенсации морального вреда в размере 100.000 руб. по мнению суда является не соразмерной и не соответствующей степени физических и нравственных страданий истца.
В силу требований ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, истцом ФИО2 понесены расходы по оплате юридических услуг по делу в размере 50.000 руб. Вместе с тем, сумму расходов по оплате юридических услуг в размере 50.000 руб., суд находит завышенной, не соответствующей проделанной представителем работы, а именно подготовке иска с расчетами, участию в подготовке дела к судебному разбирательству и судебном заседании, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости, принципа пропорциональности распределения судебных расходов при частичном удовлетворении иска, сложности категории рассматриваемого спора и сложности производства представителем расчетов при составлении иска, суд считает необходимым снизить указанную сумму до 15.000 руб., взыскав с ответчика 15.000 руб. в пользу ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в пользу ФИО2 недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей в размере <данные изъяты>., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>., задолженность по оплате отпусков в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> судебные расходы в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи на него апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18 апреля 2023 года.
Председательствующий Байсариева С.Е.