Судья Гладышева А.А. Дело № 7п-211/2022
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 2 декабря 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрев жалобу В. на постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В., <дата> года рождения, уроженца <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 ноября 2022 года В.. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, В. просит постановление судьи районного суда отменить, считая его незаконным.
Выслушав объяснение В. участие которого при рассмотрении дела обеспечено путем использования системы видеоконференц-связи ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл, и его защитника З. поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции»), определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).
Положениями статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложены обязанности выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункты 4-6, 11 части 1).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права требовать от граждан прекращения противоправных действий, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания; составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, <дата> оперуполномоченным отделения административной практики Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл в отношении В. составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту того, что <дата> в 9 час 15 минут В. на автодороге «Вятка» в <адрес> при задержании по подозрению в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оказал неповиновением сотрудникам Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл, попытавшись скрыться, оказывал сопротивление.
Признавая В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что факт совершения В. административного правонарушения, подтверждается рапортом старшего оперуполномоченного по ОВД Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл от <дата>, протоколом о доставлении от <дата>, объяснениями сотрудников полиции А.., В. Е. К. М., протоколом о направлении на медицинское освидетельствование и актом медицинского освидетельствования от <дата>, постановлением о возбуждении уголовного дела от <дата>, протоколом об административном правонарушении от <дата> <№>, постановлением Медведевского районного суда от <дата> об избрании меры пресечения в отношении В.., постановлением мирового судьи судебного участка <№> Йошкар-Олинского судебного района от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В.
Однако при рассмотрении дела судьей районного суда не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Положения названной нормы предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении.
Порядок составления протокола об административном правонарушении, установлен статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1. настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2).
Кроме того, по смыслу части 3 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
В протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленном в отношении В. имеется запись об отказе В. от дачи объяснений и подписания протокола. В протоколе об административном правонарушении указаны подписи двух понятых. Личные данные понятых, участвовавших при составлении протокола об административном правонарушении в отношении В.., в протоколе не указаны.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения требований части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда фактически не проверял и не устанавливал обстоятельства составления протокола об административном правонарушении в присутствии В.., несмотря на доводы В.. о составлении протокола об административном правонарушении без его участия и в иную дату. Доводам В. об отсутствии оснований для предъявления законных требования со стороны сотрудников полиции оценки не получили.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и понятые судьей районного суда в качестве свидетелей не вызывались и не допрашивались. В нарушение требований статей 29.10, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении не раскрыты содержание представленных доказательств, не дана их оценка на предмет допустимости и достаточности для рассмотрения дела по существу.
Судьей районного суда фактически не проверено, соблюден ли установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок производства по делам об административных правонарушениях, созданы ли необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Не проверены все заявленные В. доводы, надлежащая правовая оценка им не дана, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и не приняты.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные в ходе производства по данному делу об административном правонарушении существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлияли на законность вынесенного по делу постановления, указанное постановление обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.
Руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.
Судья О.А.Петрова