ЗАОЧНОЕ решение
Именем Российской Федерации
23 сентября 2016 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Серова Д.А.
при секретаре Мажитове М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будеевой О.Н. к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетней переданной под опеку,
установил:
Будеева О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетней, переданной под опеку, в обоснование которого указала, над ней была установлена опека, опекуну была назначена выплата денежного пособия с момента учреждения опеки. Однако выплата денежного пособия опекуну производилась без учета фактических цен, сложившихся в Саратовской области. Задолженность по выплате опекунских пособий, согласно расчету, истца составила 116581,88 рублей. Просила взыскать задолженность за период с 1993 года по 2000 год в размере 116581,88 рублей, а также индексацию в размере 847657,55 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, письменных возражений относительно исковых требований суду не представлено.
На основании ст. 233 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в порядке заочного производства по имеющемся в деле доказательствам.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1986 № 41/85, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Декларацией прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (Х1Y) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959, установлено, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 148, 150 Семейного кодекса Российской Федерации (действовавшими до 01.09.2008), ст.148-1 (действующей с 01.09.2008), ч.3 ст.40 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Согласно ст. 10 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя представление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.
В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 20.11.2005, с 01.06.1992 устанавливались нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
На основании п. 1 указанного Постановления, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), разработанного на основе упомянутого постановления и утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 155 от 16.02.1993, которое утратило силу в связи с изданием приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 №199, местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных норм, по фактическим ценам данного региона.
Министерство образования Российской Федерации приказом от 19.08.1999 г. №199 утвердило Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 № 199, утратившего силу в связи с изданием приказа Министерства образования и науки от 20.02.2008 № 63, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
При этом, в соответствии с п. 4 данного Положения для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком: заявление о назначении денежных средств, копию свидетельства о рождении ребенка, копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.), справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем), справку об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 15 лет, выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного.
Согласно п. 5 названного Положения в случае возникновения оснований для назначения денежных средств на подопечного после установления опеки (попечительства) опекун (попечитель) обращается с письменным заявлением о назначении денежных средств и документами, указанными в пункте 4 данного Положения, в орган опеки и попечительства, на учете которого состоит подопечный.
В силу п. 6 указанного Положения орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств, копия которого выдается опекуну (попечителю). Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении денежных средств на подопечного может быть обжаловано опекуном (попечителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации в суде.
Согласно п. 10 данного Положения назначенные денежные средства, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедший период, но не более, чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18-летнего возраста. Денежные средства, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период.Статься 72 Конституции Российской Федерации и статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта Российской Федерации в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными законами «О федеральном бюджете на 1993-2000 годы» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 1993-2000 годы в бюджет Саратовской области из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Саратовской области на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Бедеевой О.Н. была установлена опека и опекуну, осуществлялась выплата опекунского пособия с момента учреждения опеки.
Согласно ответа на запрос администрации <адрес> муниципального района Саратовской области №113 от 28.06.2016 г. и приложенных заверенных копий отчетов о получении денежных средств на содержание Будеевой О.Н. было выплачено пособие за 1994 г. – 358 руб., за 1995 г. – 358 руб., за 1996 г. – 1963,29 руб., за 1997 г. – 5170 руб.. за 1998 г. – 5640 руб., за 1999 г. – 8400 руб., за 2000 г. – 6750 руб.
Сведения о произведенных выплатах за 1993 год истцом не представлено.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ № 409 и данными Саратовского областного комитета государственной статистики за 1993 - 2000. г. на опекаемую должно было быть выплачено: за 1993 г. – 3878,73 руб., за 1994 г. – 2817,73 руб., за 1995 г. – 6911,65 руб., за 1996 г. – 8616,28 руб., за 1997 г. – 9185,13 руб., за 1998 г. – 11704,92 руб., за 1999 г. – 88484,51 руб., за 2000 г. – 25860,55 руб.
Принимая во внимание размер выплаченных истцу денежных средств, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца денежной суммы в размере 124941,48 рублей за период с 1994 года по 2000 год, то есть разницу между общей задолженностью за указанный период в размере 153580,77 руб. и выплаченной суммой в размере 28639,29 руб.
Истцом к взысканию заявлена сумма задолженности в размере 116581,88 руб., взысканию подлежит сумма в размере 116194,01 руб., то есть разница между 116581,88 руб. и установленной Постановлением Правительства РФ № 409 суммой подлежащей выплате за 1993 год.
Требования истца о взыскании задолженности за 1993 год не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в соответствии с постановлением администрации <адрес> района Саратовской области от 22.06.1993 г. № 282 в отношении Будеевой О.Н. была установлена опека.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт обращения опекуна в орган опеки и попечительства за 1993 год с заявлением о назначении выплат на опекаемую и решение о назначении выплаты опекунского пособия в спорный период.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия за 1993 год не подлежат удовлетворению.
Относительно индексации задолженности за период 1993-2000 годы в связи с утратой покупательной способности денежных средств, исходя из индекса потребительских цен, суд считает необходимым указать, что для индексации пособий на содержание подопечных положения ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в том числе в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, либо по договору пожизненного содержания, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума, неприменимы.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Правоотношения по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), возникают в соответствии с законодательством о социальном обеспечении лиц, нуждающихся в материальной поддержке государства, и регулируются специальными нормативными актами, которые не предусмотрены в Гражданского кодекса Российской Федерации как основание для возникновения гражданско-правового обязательства и по предмету, методам и субъектному составу участников правоотношений гражданским законодательством не регулируются.
Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На невозможность применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникшим в связи с невыплатой денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятых под опеку (попечительство), указано в Обзоре практики рассмотрения судами в 2012-2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Гражданского кодекса Российской Федерации - 10.12.2015.
В п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 155 от 16.02.1993, п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 № 199, регулировавших порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных, установлено, что размер этих выплат определяется по фактическим ценам данного региона.
Такой механизм индексации наиболее полно отражает действительную стоимость продуктов питания, одежды и иного инвентаря в данном регионе; его применение соответствует специальным нормативным актам, регулирующим эти правоотношения.
Фактически истцом ставится вопрос о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежных сумм, которые обесценились из-за с инфляционных процессов. Однако, как следует из материалов дела, между сторонами имелся спор о выплатах на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку, и рассматривался вопрос о размере причитающихся истцу платежей в счет опекунских пособий.
Таким образом, возложение на ответчика ответственности за выплату опекунских пособий в меньшем размере ранее того момента, когда этот спор разрешен и за истцом признано право на получение выплат в определенном объеме, в том числе принято решение суда по спору, законом не предусмотрено.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании индексации указанного пособия.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Будеевой О.Н. задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 116194 рубля 01 копейка
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказать.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.
Судья Д.А. Серов